Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация стратегических целей региона




С учетом опыта стратегического планирования в развитых странах, можно предложить следующую методику выполнения последовательных процедур:

1) Оценка и анализ внешних факторов развития; изучение ресурсных возможностей и ограничений

2) Изучение предложений, даваемых в территориальных проектировках (региональные программах, схемах размещения и т.д.)

3) Выбор стратегии регионального развития, т.е. определение основных приоритетов развития, средств и методов достижения цели.

4) Прогнозирование сценариев развития и этапов реализации структуры плана.

Наиболее существенное влияние на развитие региона оказывают:

- экономическое положение государства;

- единое правовое и организационно-экономическое поле;

- состояние экономики (деловая активность, темпы инфляции и т.п.);

- политическая стабильность;

- соответствие целей развития региона государственным задачам.

Т.к. ресурсы – это основа развития экономики любого региона, важно проработать альтернативы их использования:

а) привлечение иностранного капитала под гарантии правительства;

б) продажу части ресурсов и приобретение новых технологий для осуществления реконструкции и диверсификации производства.

Важный фактор эффективного функционирования региональной экономики – предпринимательская активность. Она должна иметь поддержку со стороны государственных и региональных структур, особенно в части создания условий для эффективного функционирования малых предприятий.

Конечные цели развития хозяйства региона – повышение жизненного уровня населения. На этом основополагающем принципе должна базироваться стратегия экономических преобразований в регионе. Экономическая основа социального перехода - заинтересованность территорий в повышении эффективности производства и решении на этой основе социальных проблем.

В зависимости от результатов анализа внешних и внутренних факторов и условий, возможны следующие сценарии развития экономики региона:

1. эволюционное развитие рыночных отношений;

2. интенсивное внедрение рыночных отношений;

3. регулирование со стороны государства рыночных отношений.

В настоящее время перед каждым регионом РФ стоит проблема выбора между двумя моделями достижения стратегических целей – инерционное и конверсионное

Инерционная модель – предполагает длительное сохранение уже сложившейся функции региона в общероссийской системе: товары с их постепенным частичным перераспределением.

Особенности: модель не требует нетрадиционных навыков, специальных усилий со стороны муниципальных, региональных органов власти; при инерционной системе основная ответственность за недостатки в социально-экономическом развитии региона перекладывается на федеральные органы, что оказывается приемлемым для местных органов управления.

Конверсионная модель – направлена на преобразование экономики региона, её развития преимущественно на интенсивной основе.

Главный момент – максимальное использование собственных ресурсов с учетом экологических требований. При этом обеспечивается высокая маневренность региональной экономики, возможность поэтапной смены приоритетов, очередность в реализации решений. В ее рамках возможна интеграция усилий и ресурсов нескольких регионов на решение краткосрочных задач. Один из возможных путей интеграции регионов – создание экономических ассоциаций субъектов РФ.

 

 

Региональный план – прогноз как инструмент принятия стратегических решений

В рыночной экономике план из инструмента оперативного управления превращается в инструмент принятия стратегического решения. Понятие «стратегический» связывается не с долгосрочностью принимаемых решений, а с их характером.

План – прогноз становится основой для выработки рациональной экономической политики, отражающей стратегию и позволяющей избежать потерь.

Назначение территориального плана-прогноза в условиях становления рыночных отношений состоит в предвидении социально – экономической ситуации в регионе и выработке на этой основе территориальной политики, как комплекса стратегических управленческих решений.

В последние годы процесс территориального прогнозирования и планирования превратился в процедуры заполнения присылаемых из Минэкономразвития РФ форм, состав которых определяется потребностями самого министерства, а сам план-прогноз представляет собой наборы таблиц.

В этих условиях задача местных экономических органов заключается в том, чтобы вовремя заполнить и отослать прогнозные формы, которые нацелены на решение проблем общегосударственного характера.

Таким образом, план-прогноз развития территории не имеет самостоятельного значения, не содержит информации, необходимой для решения задач управления развитием региона и не является рабочим документом для выработки самостоятельной региональной экономической политики.

Поэтому необходимо реформировать территориальное прогнозирование и повысить самостоятельность региональных органов управления.

 

Направления реформирования:

1. Необходимо обособить процесс разработки территориального плана-прогноза от процесса сбора и передачи планово-прогнозной информации по запросам Минэкономразвития РФ. Т. е. план-прогноз не должен сводиться лишь к удовлетворению информационных потребностей федеральных органов управления.

2. Территориальное прогнозирование и планирование должно стать самостоятельной формой экономической работы, имеющей собственные цель, назначение и логику.

Цель состоит в обеспечении комплексного социально-экономического развития региона, т. е. во взаимосвязанном и пропорциональном развитии отраслей региона с учетом наиболее целесообразного использования местных условий и ресурсов.

Назначение – обоснование направлений и перспектив развития региона, предоставление информации для выработки региональной экономической политики и принятия конкретных управленческих решений.

Логика должна определяться требованием комплексного представления о социально – экономической системе региона на прогнозируемый период.

В соответствии с логикой должна устанавливаться структура плана-прогноза и состав его показателей.

3. При своей самостоятельности, территориальный план-прогноз должен иметь определенную гибкость, чтобы учитывать изменение условий хозяйствования на территории. Поэтому возможна реорганизация структуры и состава показателей плана-прогноза, но без изменения его логики.

4. В региональный план – прогноз необходимо включить раздел «Население, трудовые ресурсы и рынок труда» с большим количеством показателей, чем в разделах «Труд» и «Демографические показатели» в комплекте форм прогноза, доводимых Минэкономразвития РФ; а также разработать сводный баланс трудовых ресурсов, который характеризует все процессы изменения структуры занятости населения и трудовых ресурсов в течение определенного времени.

В разделе «Уровень жизни населения» помимо основных показателей денежных доходов и расходов населения должны рассчитываться совокупный доход, средний доход, средняя заработная плата, средний размер реальной заработной платы, покупательная способность средней заработной платы, реальный общий и реальный располагаемый доходы, показатели уровня жизни населения.

Целесообразно выделить раздел «Инфраструктура», включающий состояние и развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.

Необходимо включить и раздел «Потребительский рынок», который дает общую характеристику состояния рынка потребительских товаров, используя при этом следующие показатели: денежные доходы и расходы населения, уровень цен на товары и уровень тарифов на услуги, наличие денег на рынке у населения, производство товаров народного потребления, обмен ими с другими регионами, импорт, розничный товарооборот, платные услуги населению, т.е. показатели, отражающие тенденции в движении платежеспособного спроса населения и предложения товаров, изменений на потребительском рынке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...