Реализация стратегических целей региона
С учетом опыта стратегического планирования в развитых странах, можно предложить следующую методику выполнения последовательных процедур: 1) Оценка и анализ внешних факторов развития; изучение ресурсных возможностей и ограничений 2) Изучение предложений, даваемых в территориальных проектировках (региональные программах, схемах размещения и т.д.) 3) Выбор стратегии регионального развития, т.е. определение основных приоритетов развития, средств и методов достижения цели. 4) Прогнозирование сценариев развития и этапов реализации структуры плана. Наиболее существенное влияние на развитие региона оказывают: - экономическое положение государства; - единое правовое и организационно-экономическое поле; - состояние экономики (деловая активность, темпы инфляции и т.п.); - политическая стабильность; - соответствие целей развития региона государственным задачам. Т.к. ресурсы – это основа развития экономики любого региона, важно проработать альтернативы их использования: а) привлечение иностранного капитала под гарантии правительства; б) продажу части ресурсов и приобретение новых технологий для осуществления реконструкции и диверсификации производства. Важный фактор эффективного функционирования региональной экономики – предпринимательская активность. Она должна иметь поддержку со стороны государственных и региональных структур, особенно в части создания условий для эффективного функционирования малых предприятий. Конечные цели развития хозяйства региона – повышение жизненного уровня населения. На этом основополагающем принципе должна базироваться стратегия экономических преобразований в регионе. Экономическая основа социального перехода - заинтересованность территорий в повышении эффективности производства и решении на этой основе социальных проблем.
В зависимости от результатов анализа внешних и внутренних факторов и условий, возможны следующие сценарии развития экономики региона: 1. эволюционное развитие рыночных отношений; 2. интенсивное внедрение рыночных отношений; 3. регулирование со стороны государства рыночных отношений. В настоящее время перед каждым регионом РФ стоит проблема выбора между двумя моделями достижения стратегических целей – инерционное и конверсионное Инерционная модель – предполагает длительное сохранение уже сложившейся функции региона в общероссийской системе: товары с их постепенным частичным перераспределением. Особенности: модель не требует нетрадиционных навыков, специальных усилий со стороны муниципальных, региональных органов власти; при инерционной системе основная ответственность за недостатки в социально-экономическом развитии региона перекладывается на федеральные органы, что оказывается приемлемым для местных органов управления. Конверсионная модель – направлена на преобразование экономики региона, её развития преимущественно на интенсивной основе. Главный момент – максимальное использование собственных ресурсов с учетом экологических требований. При этом обеспечивается высокая маневренность региональной экономики, возможность поэтапной смены приоритетов, очередность в реализации решений. В ее рамках возможна интеграция усилий и ресурсов нескольких регионов на решение краткосрочных задач. Один из возможных путей интеграции регионов – создание экономических ассоциаций субъектов РФ.
Региональный план – прогноз как инструмент принятия стратегических решений В рыночной экономике план из инструмента оперативного управления превращается в инструмент принятия стратегического решения. Понятие «стратегический» связывается не с долгосрочностью принимаемых решений, а с их характером.
План – прогноз становится основой для выработки рациональной экономической политики, отражающей стратегию и позволяющей избежать потерь. Назначение территориального плана-прогноза в условиях становления рыночных отношений состоит в предвидении социально – экономической ситуации в регионе и выработке на этой основе территориальной политики, как комплекса стратегических управленческих решений. В последние годы процесс территориального прогнозирования и планирования превратился в процедуры заполнения присылаемых из Минэкономразвития РФ форм, состав которых определяется потребностями самого министерства, а сам план-прогноз представляет собой наборы таблиц. В этих условиях задача местных экономических органов заключается в том, чтобы вовремя заполнить и отослать прогнозные формы, которые нацелены на решение проблем общегосударственного характера. Таким образом, план-прогноз развития территории не имеет самостоятельного значения, не содержит информации, необходимой для решения задач управления развитием региона и не является рабочим документом для выработки самостоятельной региональной экономической политики. Поэтому необходимо реформировать территориальное прогнозирование и повысить самостоятельность региональных органов управления.
Направления реформирования: 1. Необходимо обособить процесс разработки территориального плана-прогноза от процесса сбора и передачи планово-прогнозной информации по запросам Минэкономразвития РФ. Т. е. план-прогноз не должен сводиться лишь к удовлетворению информационных потребностей федеральных органов управления. 2. Территориальное прогнозирование и планирование должно стать самостоятельной формой экономической работы, имеющей собственные цель, назначение и логику. Цель состоит в обеспечении комплексного социально-экономического развития региона, т. е. во взаимосвязанном и пропорциональном развитии отраслей региона с учетом наиболее целесообразного использования местных условий и ресурсов.
Назначение – обоснование направлений и перспектив развития региона, предоставление информации для выработки региональной экономической политики и принятия конкретных управленческих решений. Логика должна определяться требованием комплексного представления о социально – экономической системе региона на прогнозируемый период. В соответствии с логикой должна устанавливаться структура плана-прогноза и состав его показателей. 3. При своей самостоятельности, территориальный план-прогноз должен иметь определенную гибкость, чтобы учитывать изменение условий хозяйствования на территории. Поэтому возможна реорганизация структуры и состава показателей плана-прогноза, но без изменения его логики. 4. В региональный план – прогноз необходимо включить раздел «Население, трудовые ресурсы и рынок труда» с большим количеством показателей, чем в разделах «Труд» и «Демографические показатели» в комплекте форм прогноза, доводимых Минэкономразвития РФ; а также разработать сводный баланс трудовых ресурсов, который характеризует все процессы изменения структуры занятости населения и трудовых ресурсов в течение определенного времени. В разделе «Уровень жизни населения» помимо основных показателей денежных доходов и расходов населения должны рассчитываться совокупный доход, средний доход, средняя заработная плата, средний размер реальной заработной платы, покупательная способность средней заработной платы, реальный общий и реальный располагаемый доходы, показатели уровня жизни населения. Целесообразно выделить раздел «Инфраструктура», включающий состояние и развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. Необходимо включить и раздел «Потребительский рынок», который дает общую характеристику состояния рынка потребительских товаров, используя при этом следующие показатели: денежные доходы и расходы населения, уровень цен на товары и уровень тарифов на услуги, наличие денег на рынке у населения, производство товаров народного потребления, обмен ими с другими регионами, импорт, розничный товарооборот, платные услуги населению, т.е. показатели, отражающие тенденции в движении платежеспособного спроса населения и предложения товаров, изменений на потребительском рынке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|