Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная диагностика, её цели и способы проведения




Социальная диагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Социальную диагностику в практическом смысле можно определить, как установление социального диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Социальная диагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Социальная диагностика понимается двояко:

1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

Социальная диагностика как наука определяется, как область социальной психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека и его отношения с окружающим миром, его общения и пр.. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

Существует много классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:

1) методы эмпирического исследования,

2) методы моделирования,

3) управленческо-воспитательные методы

Среди методов диагностики нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный)

Наблюдение является «старым» методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль.

Опросы — весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число нареканийОтдельная большая проблема — применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента.

Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах.

Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.

Биографический метод - позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.

Проективные методы

Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)... Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы

  1. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе

Вопросы правового обеспечения современной системы социального обслуживания в России очень актуальны.

В статье 7 (2) Конституции РФ говорится "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается территориальный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты."

Этот перечень социальных гарантий является “открытым”, т.е. может быть дополнен и расширен законом.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" содержит ряд принципиальных положений, раскрывающих понятие "социальные службы".

В Законе сформулированы понятия "социальные услуги", "клиент социальной службы", "трудная жизненная ситуация". В нем определены системы социальных служб: государственная, муниципальная, деятельность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержания видов социального обслуживания - материальная помощь социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» существенно дополняет и конкретизирует наше представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в законе предмет определяется таким образом: «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах». Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения жизненных основных потребностей социальных услуг, которые получаются в федеральный и территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг.

В 1997 году вышли "Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях" и "Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей". В них содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.

I группа - "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", "Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей" и др.

П группа - Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (15.02.95), "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (17.05.95) и др.

Ш группа - нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.


  1. Государственная семейная политика и механизм её реализации

Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами и развитием брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Но основная причина кроется в крайне нестабильном экономическом положении семей.

Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных и инвалидов, специфичность положения беженцев и насилия над детьми и женщинами, а также многое другое. При этом надо помнить, что социальному работнику предстоит иметь дело с различными типами семей, относящихся к культурно несхожим слоям с различными этническими и религиозными традициями, с максимально запутанными проблемами клиентов, с людьми социально ущемленными, фрустрированными. В этих условиях социальная работа в семье выдвигается в число приоритетных направлений.

Намечая концепцию социальной работы с семьей, необходимо знать, что разрешение одной проблемы семьи невозможно без исцеления всего общества. В тоже время задачи следует разделять на необходимые, неотложные, с одной стороны, и перспективные, возможные, долгосрочные, с другой. Конкретная программа действий должна исходить из наличия финансовых и организационных возможностей. Необходима продуманная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, с учетом всех его социально-экономических и демографических характеристик.

Социальную работу с семьей можно разделить на два основных направления: работа в домашних условиях и работа вне дома.

Раскрывая первое направление, отметим, что социальные службы призваны оказывать финансовую помощь семье, предлагать услуги по социальной защите, дневному уходу, ведению домашнего хозяйства, обучению семейной жизни, заниматься семейно терапией, разрешать конфликты.

Второе направление предполагает создание приютов домашнего типа, организацию усыновления, развитие социальных инициатив, взаимодействие с общественными формированиями, которые занимаются проблемами семьи и детей.

Предоставление социальных услуг различным категориям семей является одним из динамично растущих секторов социальной работы в постиндустриальных обществах. В России становление этого вида деятельности было обусловлено не только социально-экономическими трудностями переходного периода, но и построением демократического общества, ростом внимания к социальной субъектности каждой семьи.

Для современного этапа развития работы с семьей характерна большая вариантность в подходах. Это касается выбора типов учреждений, их структурно-функциональных схем и правового статуса. Один из ключевых элементов социальных технологий работы с семьей заключается в том, что они ориентируются не на абстрактную семью, а на различные конкретные типы семей, прежде всего маргинальные, кризисные; в гораздо большей степени, чем это имеет место с пожилыми, учитывает особенности социального окружения конкретной семьи, ее социальные характеристики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...