Социальная поддержка и социальное обслуживание: принципы, методы
С оциальное обслуживание населения может рассматриваться в 3 аспектах: 1) как современная парадигма соц. работы 2) как высокоэффективная социальная технология, (позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации) 3) как важный сектор социальной сферы Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр. Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица Клиент социальной службы – гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.
С оциальное обслуживание населения как система характеризуется не просто суммой учреждений на определенных территориях Российской Федерации, а совокупность таких составляющих как: Ø о пределенный порядок взаимодействия органов и социального обслуживания, Ø м ежведомственная взаимосвязь, Ø о боснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения; Ø ф орма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, Ø о пределенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями; Ø с оотнесение усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся, прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, Ø э ффективности социальных услуг. Функциями системы социального обслуживания можно считать: I группа: - сущностно-деятельные (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охрано-защитная, социальный патронаж); П группа - нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая). Социальное обслуживание основывается на следующих принципах. Адресность, Доступность. Добровольность. Гуманность. Приоритетность предоставления несовершеннолетним. Конфиденциальность.
В рамках социальной работы приобретают огромное значение методы и технологии социально-педагогической деятельности. Наибольшую значимость имеют методы формирования сознания, индивидуального и группового, в их взаимосвязи. Социальное сознание личности определяет мотивации учебно-трудовой, общественной деятельности людей в составе групп. В их основе лежат такие приемы, как показ личной и групповой значимости трудовых задач. Целесообразно раскрывать перспективы профессионального роста, повышения социального статуса в результате активного участия в каждой конкретной деятельности. При формировании мотивов деятельности хорошую помощь оказывают примеры сознательного отношения к труду, инициативы и творчества.
Успех любой деятельности (труда, учения, общения) определяется знанием содержания и способов деятельности. В связи с этим велика роль методов формирования образа действия в сферах жизни, имеющих социальную окраску. При проектировании системы социальной работы непременно учитываются возможности социального научения. Его педагогическая сущность заключается в личностно-деятельностной актуализации элементов культуры, принадлежащих социуму, в овладении ими в процессе общения, труда. Педагогические аспекты социальной работы получают воплощение при использовании метода формирования социальной перспективы. На митингах, в беседах, путем индивидуального инструктажа перед тружениками, учащимися, депривантами (людьми с ограниченным поступлением внешней информации, как правило, оказавшимися в изоляции от общества) раскрываются те приобретения, которые они получат, овладев новыми качествами личности, технологическими приемами, производственными знаниями. Педагогический характер имеют методы включения личности в коллективную деятельность. Их воспитательная и образовательная сущность в современных условиях лучше всего проявляется в демократизме организации социальной работы. Гласные способы трудовых поручений, обоснование контрактов качеством образования, профессионального опыта, личностными свойствами обеспечивают не только высокие показания по менеджменту, но и педагогизацию социальной работы. Воспитательное влияние социальной работы во многом определяется методами включения в постепенно усложняющуюся деятельность. Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное образование, поручения референтного характера, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения.
В любой деятельности человек соотносит процесс и результаты идеалом, сформированным в тесной связи с социальными отно-лениями. Этой цели служат методы одобрения и осуждения уче-шя, труда, общения. Педагогический эффект этих методов тем выше, чем глубже труженик понимает оценку. При этом существенное влияние оказывает авторитет руководителя, микрогруппы, коллектива в целом. Справедливая оценка, принятая человеком, помогает ему наметить новые цели в его самосовершенствовании. Необходимой частью педагогической подсистемы социальной работы являются методы закрепления положительного опыта трудовой, учебной, общественной деятельности. Этой цели служат методы педагогической коррекции, характеризующейся выделением недостатков в деятельности, поведении, а вместе с тем и сильных сторон личности, профессиональной подготовки, опираясь на которые человек может преодолеть эти недостатки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|