Типы (виды) технологий социальной работы, их характеристики.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Технология (от греч. tekhnẽ - искусство, мастерство, умение + 1оgos - учение) - система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Технология - совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта. Технология алгоритмизирует деятельность и, следовательно, может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач. В современных условиях по мере становления и развития системы профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи и обеспечению социальных прав, особую актуальность приобретает технологизация социальной работы. Будучи одним из видов социальной технологии, технология социальной работы представляет собой совокупность способов действий, осуществляемых профессионально для улучшения жизнедеятельности клиентов с применением или без применения технических средств и возможностью воспроизводства данной системы действий (социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации). Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками. Существует много критериев классификации технологий социальной работы. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Самыми общими из них являются методы экспертного оценивания (например, руководства для проведения интервью тактическими работниками); методы вмешательства (службы знакомств); программы обслуживания (агентство по усыновлению); организационные структуры (децентрализованные офисы) системы обслуживания (местные агентства психического здоровья). Социальная работа может быть рассмотрена и как разновидность больших систем, поскольку включает в себя три компонента: 1) социальную работу как науку; 2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); 3) социальную работу как вид деятельности.
Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности — социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле — социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения. Характеризуя технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.д.). В этом случае социальные технологии представляют собой способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки - органическое единство знаний и умений.
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер. В этой связи важно различать общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования. Социальные технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на: - простые (доступные неспециалистам); - сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области; - комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях. Учитывая сложность субъектов социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю. Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. Например, можно выделить социальные технологии - «внешние» по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример — создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов). От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов. Также по отношению к клиенту выделяют технологии формирующие (например, формирование какой-либо новой положительной установки у клиента), стимулирующие (например, поощряющие положительную для клиента и социума модель поведения или мышления) и деструктивные (технологии, направленные на разрушение привычных для клиента, но неприемлемых для общества стандартов его поведения).
Возможно выделение технологий в социальной работе с людьми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, проживающими в государствах ближнего зарубежья). Также различают технологий социальной работы по времени функционирования, длительности воздействия: а) долгосрочные (эти технологии рассчитаны на 20-25 лет) б) тактические (направленные на реализацию плана) в) оперативные или ситуативные (для решения разовых ситуаций, регулирующие взаимодействие людей) г) циклические (периодически возникающие)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|