Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы (виды) технологий социальной работы, их характеристики.




Технология (от греч. tekhnẽ - искусство, мастерство, умение + 1оgos - учение) - система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объек­та. Технология - совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта. Технология алгоритмизирует деятельность и, следовательно, может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач. В современных условиях по мере становления и раз­вития системы профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи и обеспечению социальных прав, особую актуальность приобретает технологизация социальной работы. Будучи одним из видов социальной технологии, технология социальной работы представляет собой совокупность спосо­бов действий, осуществляемых профессионально для улучше­ния жизнедеятельности клиентов с применением или без при­менения технических средств и возможностью воспроизвод­ства данной системы действий (социальное об­служивание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации). Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социаль­ными науками.

Существует много критериев классификации технологий социальной работы. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Самыми общими из них являются методы экспертного оцени­вания (например, руководства для проведения интервью тактическими работниками); методы вмешательства (служ­бы знакомств); программы обслуживания (агентство по усы­новлению); организационные структуры (децентрализован­ные офисы) системы обслуживания (местные агентства пси­хического здоровья). Социальная работа может быть рассмотрена и как разновид­ность больших систем, поскольку включает в себя три компонен­та: 1) социальную работу как науку; 2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); 3) социальную работу как вид деятельности.

Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой - выработка и тео­ретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности — социальной работе (а при понимании соци­альной работы в широком смысле — социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки явля­ются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения раз­личных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.

Характеризуя технологии социальной работы как науки, сле­дует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами яв­ляются соответствующие закономерности (например, существен­ные связи между субъектом и объектом социальной деятельно­сти), принципы и методы (экономические, правовые, социаль­но-педагогические и т.д.).

В этом случае социальные технологии представляют собой спо­собы применения теоретических выводов в решении практиче­ских задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки - органическое един­ство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной ра­боты, ее основных направлениях, инструментарии, методах и ор­ганизации, т.е. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер.

В этой связи важно различать общее и особенное в технологи­ях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего об­разования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования.

Социальные технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на:

- простые (доступные неспециалистам);

- сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;

- комплексные, требующие наличия квалификации у несколь­ких специалистов, работающих в разных областях. Учитывая сложность субъектов социальной работы (в частно­сти, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.

Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. Например, можно выделить социальные технологии - «внешние» по отношению к клиенту: государственное вмешатель­ство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример — создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).

От «внешних» технологий отличаются социальные техноло­гии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.

Также по отношению к клиенту выделяют технологии формирующие (например, формирование какой-либо новой положительной установки у клиента), стимулирующие (например, поощряющие положительную для клиента и социума модель поведения или мышления) и деструктивные (технологии, направленные на разрушение привычных для клиента, но неприемлемых для общества стандартов его поведения).

Возможно выделение технологий в социальной работе с людь­ми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, прожива­ющими в государствах ближнего зарубежья).

Также различают технологий социальной работы по времени функционирования, длительности воздействия:

а) долгосрочные (эти технологии рассчитаны на 20-25 лет)

б) тактические (направленные на реализацию плана)

в) оперативные или ситуативные (для решения разовых ситуаций, регулирующие взаимодействие людей)

г) циклические (периодически возникающие)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...