Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы использования и воспроизводства растительного мира




Проблемы использования и воспроизводства растительного мира

Рациональное использование растительного мира в России предполагает прежде всего эффективное использование земель лесного фонда России и повышение их продуктивности, а также использование многофункциональных свойств лесных биогеоценозов в интересах народного хозяйства страны в целом, а не только некоторых его отраслей.

Комплексное освоение лесных ресурсов предполагает рациональное и максимальное использование главного продукта леса -деревьев, причем не только


стволовой древесины хвойных и лиственных пород, но также переработку отходов лесосечного производства и деревообработки, пней, коры, древесной зелени.

В комплексное освоение входит использование недревесной продукции: плодов, семян, соков, грибов, ягод, лекарственных растений, организация сенокошения, развитие пчеловодства, охоты и использование рекреационных функций лесов.

Воспроизводство растительного мира можно рассматривать в широком биогеоценотическом или экосистемном смысле, т. е. как возобновления сообщества. Воспроизводство может быть естественным, искусственным и комбинированным.

Естественное воспроизводство - процесс образования новых поколений экосистем естественным путем. Оно может протекать стихийно, как процесс самовозобновления - это пассивная форма воспроизводства, а может быть регулируемым процессом, направляемым человеком - активная форма возобновления (выборочная рубка, мероприятия по хранению подроста и т. д. ).

Искусственное воспроизводство выражается в том, что семена, растения или их части вводятся в почву не природой, а человеком (посев, посадка, и т. д. ).

Комбинированное возобновление - сочетание искусственного и естественного воспроизводства на одном и том же участке.

 

Литература для подготовки:

1. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б Экологические основы природопользования: учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2006.

2. Колесников С. И.. Экологические основы природопользования, учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Дашков и К, 2013.

3. Трушина Т. П. Экологические основы природопользования: учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Феникс, 2010.

Вопросы для самоконтроля 1. Какова экологическая роль почвы? 2. Причины эрозии почв.

3. Каковы способы воспроизводства растительного мира?


УРОК №14. ПИЩЕВЫЕ РЕСУРСЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Требования к знаниям: знать причины продовольственных проблем

Требования к умениям: уметь анализировать конкретную продовольственную ситуацию

 

Задача обеспечения населения планеты продуктами питания имеет давние исторические корни. Дефицит продуктов сопровождал человечество на всем протяжении его истории.

Продовольственная проблема имеет глобальный характер и в силу своей гуманистической значимости, и в силу своей тесной взаимосвязанности со сложной задачей преодоления социально-экономической отсталости бывших колониальных и зависимых государств. Глобальная проблема проявляется и с иной стороны. В то время как одни страны страдают от голода, другие вынуждены бороться либо с излишками пищевых продуктов, либо с избыточным их потреблением.

К продовольственной проблеме нельзя подходить в отрыве от анализа других глобальных проблем человечества – войны и мира, демографической, энергетической, экологической. Таким образом, она является актуальной, многоаспектной проблемой, решение которой выходит за рамки сельского хозяйства.

В целом, в мире ресурсы продовольствия достаточны для обеспечения удовлетворительного питания человечества. Мировая экономика располагает сельскохозяйственными ресурсами и технологиями для того, чтобы прокормить в два раза больше людей, чем проживает на земле. Однако производство продовольствия не обеспечивается там, где в нем нуждаются. Голодание и недоедание 20% населения планеты является основным социальным содержанием продовольственного кризиса.

Основными причинами продовольственного кризиса являются:

- экономическая отсталость большинства государств третьего мира, выражающаяся в низком уровне развития производительных сил сельского хозяйства, в его узкой аграрно- сырьевой специализации, бедности и малой покупательной способности основной массы населения;

- быстрый демографический рост и быстро развивающийся процесс урбанизации;

- расходы на военные нужды, растущая внешняя финансовая задолженность развивающихся стран, энергетический фактор;

- отставание темпов роста биологической продуктивности продуцентов от темпов роста потребления продуктов питания населением планеты.

Исследования последнего двадцатилетия и социальная практика показали, что эпицентр глобальной экологической проблемы постепенно перемещается и в развивающиеся регионы, которые также оказываются на грани экологического кризиса. Опасные изменения в окружающей среде включают в себя непрекращающийся рост городов, деградацию земельных и водных ресурсов, интенсивное обезлесивание, опустынивание, нарастание стихийных бедствий. Но если развитые страны давно изучают допустимые пределы воздействия на природу, возможные последствия ее нарушения и принимают меры, то развивающиеся страны заняты совсем другим, т. к. существуют ниже уровня бедности, и затраты на охрану окружающей среды представляются им непозволительной роскошью. Подобное противоречие подходов может привести к значительному ухудшению экологической ситуации на планете. В критической продовольственной ситуации к концу XX в. оказались районы Сахеля (Африка), Южного Судана, засушливые области Эфиопии, Сомали, Кении, Танзании, горные области Руанды, Бурунди, аридные области Южной Африки, значительные территории Южной и Юго-Западной Азии, горные районы Южной Америки. Кризисные ситуации в этих районах обусловлены


природно-климатическими факторами, а также структурой аграрного сектора и сложившимися социально-экономическими условиями.

Специалисты ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения — одно из специализированных учреждений ООН) предлагают оценивать энергетические потребности среднестатистического жителя Земли на уровне 2400 ккал в день, который позволяет поддерживать сравнительно эффективную жизнедеятельность. Если в развитых странах средненациональные данные свидетельствуют о достаточном, зачастую чрезмерном энергетическом уровне питания, то подавляющее большинство развивающихся стран испытывают хронический дефицит продовольствия.

Так, в развитых странах на одного человека ежегодно приходится до 25 кг белка (в развивающихся странах — около 1 кг), зерновые в развитых странах составляют не более 30% рациона (в развивающихся — свыше 60%).

Пищевые продукты, поступающие на рынки развитого мира, обладают высокими потребительскими свойствами (рациональное сочетание белковых, жировых и углеводных компонентов и др. ), тогда как основная масса продовольственных товаров на рынках развивающегося мира не имеет подобных качественных показателей. Это касается и продуктов питания, экспортируемых в Россию.

Ограниченные возможности (технические, финансовые, материальные и т. п. ) развивающегося мира обуславливают преимущественно экстенсивный характер развития аграрного сектора: увеличение объемов сельскохозяйственных угодий за счет сведения лесных массивов. Для сельскохозяйственных целей уже расчищаются районы тропических лесов.

В некоторых развивающихся странах, где применялись высокоурожайные сорта пшеницы и риса, интенсификация сельскохозяйственного производства, “зеленая революция”, дала положительный эффект.

В тех регионах, где были созданы условия для применения высокоурожайных сортов, химических удобрений и современных средств защиты растений, усовершенствованных технических систем, широкомасштабных ирригационных мероприятий, «зеленая революция» стала существенным фактором роста сельскохозяйственного производства.

Так, Филиппины, повысив урожайность риса почти на 70%, уже в 60-х гг. Вышли по этому продукту на уровень самообеспеченности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...