Проблема питания и производства сельскохозяйственной продукции
Проблема питания и производства сельскохозяйственной продукции Важным фактором сокращения численности населения могут стать ограничения на производство продовольствия, связанные с окружающей средой. В настоящее время в этой области складывается очень тревожная ситуация. На сегодняшний день 64 страны не могут прокормить себя, их население составляет 1, 1 млрд чел. От 0, 5 до 1 млрд человек в мире хронически голодает, 24 млн новорожденных серьезно страдают от недоедания, 35 тыс. чел. ежегодно умирают от плохого питания. Площадь пахотных земель на душу населения сокращается и по прогнозам будет и в дальнейшем сокращаться. Исчерпана также площадь пахотных земель, доступная современным технологиям при существующих социально-экономических условиях. В то же время за последние 20 лет пустыни распространились на площади примерно 120 млн га, а 1, 5 млрд га пастбищ и возделываемых земель в развивающихся странах подверглись умеренному опустыниванию. Фермеры мира потеряли 480 млрд т верхнего слоя почвы, что эквивалентно пахотным угодьям Индии. От 6 до 7 млн га сельскохозяйственных земель ежегодно становятся непродуктивными. Решить региональную продовольственную проблему, не усугубляя социально- экологических противоречий, можно лишь путем сочетания экстенсивных и интенсивных методов сельскохозяйственного производства, учитывающего принципы рационального природопользования. Решение продовольственной проблемы связано не только с увеличением производства продуктов питания, но и с разработкой стратегий рационального использования продовольственных ресурсов, в основе которых должно лежать понимание качественных и количественных аспектов потребности человека в питании.
Основными путями решения продовольственной проблемы являются: - решение общетеоретической задачи - оценки агроресурсного потенциала планеты; - необходимость подъема урожайности в развивающихся странах, которые располагают возможностями опереться на уже имеющиеся в мире агрономические и прочие научно- технические достижения; - активное внедрение в странах низких широт практики вторых и даже третьих посевов в году, для чего нужны в первую очередь скороспелые сорта и орошение, если наличествует сухой сезон; - совершенствование отраслевой структуры посевов, в частности, внедрение богатых белками культур. Известно, сколь крупный вклад в обеспечение продуктивного молочного скотоводства калорийными кормами внесла получившая в США широкое распространение соя; - активное использование продовольственных ресурсов морских акваторий. Общеизвестно, что многие морские растения и животные являются более питательными и полезными, чем традиционно используемые наземные живые организмы. Задача преодоления продовольственного кризиса для любого государства является приоритетной, так как продовольственная стабильность обеспечивает социально- экономическое, социальное, политическое развитие государства.
Литература для подготовки: 1. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б Экологические основы природопользования: учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2006. 2. Колесников С. И.. Экологические основы природопользования, учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Дашков и К, 2013. 3. Трушина Т. П. Экологические основы природопользования: учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Феникс, 2010.
Вопросы для самоконтроля: 1. Причины продовольственной проблемы в разных регионах. 2. Основные пути решения продовольственной проблемы.
УРОК №15. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Требования к знаниям: знать причины, влияющие на воспроизводство населения Требования к умениям: уметь анализировать предложенную демографическую ситуацию.
Учеными указываются следующие важнейшие проблемы, от решения которых зависит дальнейшая жизнь человечества: 1. Рост народонаселения. 2. Потребности в энергетических ресурсах. 3. Потребности в промышленном сырье. 4. Рост загрязнения окружающей среды. Быстрый рост народонаселения ограничивают болезни, войны, а так же рост культуры населения, сознательно регулирующего свою рождаемость. По прогнозам, в 2100 году ожидается стабилизация численности населения на уровне 10, 5 миллиарда человек. Ученые подсчитали, что на Земле могут свободно прокормиться 45миллиардов человек, но эти данные основаны на нормальной эффективности хозяйствования в развитых странах. Для достаточного обеспечения человечества пищевыми ресурсами есть следующие пути: 1. Регуляция роста населения. 2. Увеличение площади сельхозугодий, интенсификация сельского хозяйства и одновременный переход к более здоровой пище. З. Рост отдачи от посевов и от животноводства на базе развития науки, использования продукции пресных и морских вод. 4. Рост культуры населения, в том числе экологической. Еще один резерв улучшения питания - борьба с вредителями и болезнями растений. Подсчитано, что в год по этой причине исчезает столько же пищи, сколько необходимо для пропитания 150 миллионов человек. Очень велик ущерб от саранчи. По России можно привести следующие данные: в последние годы потребителя мяса у нас на половину меньше чем в США, Франции и Германии; фруктов и ягод - на 2/3 меньше; дефицит белков - 25%, аскорбиновой кислоты - 70% на душу населения. Ученые установили, что состояние окружающей среды определяет здоровье населения не менее чем на 20-30%. Остальное зависит от генных факторов (наследственность) - на 20%; от уровня развития здравоохранения - на 15%, от степени удовлетворения потребностей людей и их образа жизни - на 45%. Во всем мире очень велик разрыв в уровне материально - технической оснащенности сельского хозяйства в разных странах мира. В мировом хозяйстве существует парадокс:
. В экономически развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия (люди часто вынуждены бороться с избыточным весом, стремятся достичь гармонического питания). В развивающихся странах наоборот - очень серьезно заявляет о себе продовольственная проблема. Из-за примитивных способов обработки почвы и низкой урожайности люди недоедают и голодают. Россия всегда была богата и талантами, и природными ресурсами. При этом мы никогда не жили богато, по крайней мере, основная часть населения страны. С огромными запасами полезных ископаемых и невероятным интеллектуальным потенциалом мы всю свою историю живем в долг. Каковы же социальные и экономические факторы, приведшие к снижению рождаемости в промышленных странах? Знание их позволит стимулировать снижение рождаемости в развивающихся странах, без чего невозможно устойчивое развитие человеческого общества. Дети: экономическое подспорье или обуза? На семейной ферме дети могут быть ценными помощниками. Даже четырехлетние малыши способны взять на себя немалую часть более легкой работы, а двенадцатилетние дети часто трудятся наравне с взрослыми. И, напротив, в условиях города возможности ребенка внести свой вклад в экономическое благосостояние семьи крайне ограничены, зато издержки на его питание, одежду и образование велики. Короче говоря, аграрные семьи хотят больше детей, потому что это их экономическое подспорье, а городские - меньше, поскольку это экономическая обуза. Гарантии в старости. Индустриальное общество уже пришло к тому, чтобы предлагать людям и даже настаивать на использовании ими различных программ по охране здоровья и пенсионному обеспечению, гарантирующих заботу во время болезни и в старости. В аграрных обществах люди надеются только на самих себя, подобных программ там не существует. По традиции предполагается, что дети обеспечат родителям заботу и поддержку в старости. Следовательно, чем больше детей, тем надежнее положение стариков.
Образование и профессиональные возможности. Индустриальное общество и городские условия дают самые разнообразные возможности получить образование и продвинуться по службе, которыми люди могут воспользоваться для повышения своего благосостояния. Поэтому они стремятся повременить с женитьбой или обзаведением детьми, а в результате пропускают самый благоприятный с физиологической точки зрения период деторождения (конец второго - начало третьего десятилетия жизни) и в конце концов оставляют меньше потомства, чем могли бы при другом стечении обстоятельств. Типы воспроизводства населения Первый тип воспроизводства населения. Демографический кризис. Для первого типа воспроизводства населения (синонимы: демографическая «зима», современный или рациональный тип воспроизводства) характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Он получил распространение в первую очередь в экономически развитых странах, где все время растет доля пожилых и старых людей; это уже само по себе снижает показатель рождаемости и увеличивает показатель смертности Снижение рождаемости в промышленно развитых странах связывают, как правило, с распространением городского образа жизни, при котором дети для родителей оказываются " обузой". В промышленном производстве, сфере услуг требуются высококвалифицированные кадры. Следствием этого является необходимость в длительной учебе, продолжающейся до 21-23 лет. Сильно влияние на решение родить второго или третьего ребенка оказывает высокая вовлеченность женщины в процесс труда, ее желание сделать карьеру, быть финансово независимой. Второй тип воспроизводства населения. «Демографический взрыв». Для второго типа воспроизводства населения (синонимы: демографическая «зима») типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Он характерен прежде всего для развивающихся стран. Литература для подготовки: 1. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б Экологические основы природопользования: учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2006. 2. Колесников С. И.. Экологические основы природопользования, учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Дашков и К, 2013. 3. Трушина Т. П. Экологические основы природопользования: учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Феникс, 2010. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы причины первого и второго типов воспроизводства населения в разных странах?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|