Урок №16. Пути миграции в биосфере токсичных и радиоактивных веществ
УРОК №16. ПУТИ МИГРАЦИИ В БИОСФЕРЕ ТОКСИЧНЫХ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Требования к знаниям: знать пути миграции в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. Требования к умениям: уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.
Загрязнение среды - сложный процесс накопления вредных веществ, связанный с деятельностью человека. Биосфера едина - реки пересекают границы государств с различными социальными системами, леса оказывают влияние на территории, выходящие за пределы государственных границ, атмосфера их не знает совсем, поэтому вредные вещества распространяются по всей планете. Пищевые цепи представляют собой одну из форм взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим видом. В биосфере происходит непрерывный процесс превращения веществ в последовательности «жертва - хищник». Пример водной пищевой цепи: растворенные вещества – фитопланктон – рачки – рыбы - хищные рыбы - теплокровные животные, питающиеся рыбой. В случае потребления чужеродных веществ, которые не усваиваются или не выводятся из организма, происходит их накопление по ходу пищевой цепи. Именно таким образом происходит накопление токсичных веществ, при котором первичные звенья пищевой цепи получают лишь незначительные количества токсиканта, а конечные звенья уже отравляются. Коэффициент накопления неразлагающихся ядов, особенно биоцидов, в большинстве случаев составляет около 10 на каждую ступень пищевой цепи. Таким образом, рыбы могут содержать во много тысяч раз больше инсектицидов, чем окружающая их водная среда. Например, в озере Мичиган было обнаружено следующее накопление ДДТ в пищевых цепях:
· 0, 014 мг/г в донном иле озера; · 0, 41 мг/кг в ракообразных, питающихся на дне; · 3-6 мг/кг в различных рыбах; · > 2400 мг/кг в жировой ткани чаек, питающихся рыбой. К загрязняющим атмосферу веществам относятся радиоактивные вещества. Источниками радиоактивного загрязнения внешней среды являются взрывы при испытаниях атомных и водородных бомб, атомные электростанции. Радиоактивные продукты в стратосфере могут находиться от 3 до 9 лет, а в нижних слоях атмосферы — до трех месяцев. Основное количество радиоактивных веществ поступает из атмосферы на землю с атмосферными осадками. Распространение атмосферных токсикантов определяется горизонтальным и вертикальным движением воздушных течений и потоков. Дальность распространения зависит от времени существования того или другого загрязнителя в воздухе и метеорологических условий, скорости и направлении потоков в атмосфере. Минздрав России определил предельно допустимый уровень облучения для населения на всю жизнь 35 бэр при продолжительности жизни 70 лет (0, 5 бэр · 70 лет = 35 бэр). Литература для подготовки: 1. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б Экологические основы природопользования: учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2006. 2. Колесников С. И.. Экологические основы природопользования, учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Дашков и К, 2013. 3. Трушина Т. П. Экологические основы природопользования: учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Феникс, 2010. Вопросы для самоконтроля: 1. Почему нельзя собирать грибы после первых дождей? 2. Почему нельзя собирать лекарственные растения вдоль автомагистралей? УРОК №17. «ЗЕЛЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» ПОСЛЕДСТВИЯ «ЗЕЛЕНОЙ2 РЕВОЛЮЦИИ Требования к знаниям: знать смысл понятия «зеленая революция» Требования к умениям: уметь объяснять плюсы и минусы «зеленой революции»
Как известно, 70-е годы оказались крайне неблагоприятными для большинства развивающихся стран - они пережили топливно-энергетический кризис, масштабные стихийные бедствия, ухудшение условий внешней торговли и пр. Частью этих проблем стало обострение продовольственного положения. Чистый импорт продовольствия (т. е. импорт минус экспорт) вырос с 15 млн. т в среднем за 1966-1970 годы до 35 млн. т за 1976-1979 годы. Кризисное состояние сельского хозяйства существенно ускорило мероприятия по развертыванию зеленой революции в 70-90-е годы. Сам термин «зеленая революция» впервые был использован в 1968 году В. Гаудом, директором Агентства США по международному развитию. Этим словосочетанием он охарактеризовал уже видимые значительные изменения в сельском хозяйстве Мексики и стран Азии. А начались они с программы, принятой в начале 1940-х годов правительством Мексики и Фондом Рокфеллера. Зелёная революция - это переход от экстенсивного земледелия, когда увеличивали размер полей к интенсивному - когда увеличивали урожайность, активно применяли всяческие новые технологии. Это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Это внедрение новых разновидностей зерновых культур и новых методов, ведущих к повышению урожаев. Программы развития сельского хозяйства в нуждающихся в продовольствии странах основными задачами ставили следующие: · выведение новых сортов с большей урожайностью, которые были бы устойчивы к вредителям и погодным явлениям; · разработка и совершенствование систем ирригации; · расширение применения пестицидов и химических удобрений, а также современной сельскохозяйственной техники[1]. «Зеленая революция» ассоциируется с именем американского ученого, получившего в 1970 году Нобелевскую премию за вклад в решение продовольственной проблемы. Это Норман Эрнест Борлоуг. Он занимался выведением новых сортов пшеницы с самого начала реализации новой сельскохозяйственной программы в Мексике. В результате его работы был получен устойчивый к полеганию сорт с коротким стеблем, а урожайность в этой стране за первые 15 лет выросла в 3 раза. Позднее опыт выращивания новых сортов перенимали и другие страны Латинской Америки, Индия, страны Азии, Пакистан. Борлоуг, про которого говорили, что он
«накормил мир», возглавлял Международную программу улучшения пшеницы, позднее выступал в качестве консультанта и вел преподавательскую деятельность. Говоря о переменах, которые принесла «зеленая революция», сам стоявший у ее истоков ученый говорил о том, что это лишь временная победа, и признавал как наличие проблем в реализации программ по увеличению производства продовольствия в мире, так и очевидный экологический ущерб для планеты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|