Рис.31. Движение жатки прокосчика ЖВН-6
Рис. 31. Движение жатки прокосчика ЖВН-6 а – при подготовке поля к скашиванию загонным способом б – вкруговую, в – при проведении угловых прокосов сразу на нескольких загонах
Контроль качества уборки На период уборки зерновых культур целесообразно выделять по одному контролеру за качеством работы на группу из 5-6 комбайнов. При этом создается возможность более оперативно оценивать работу каждого механизатора, управлять качеством уборки, делая за световой день не менее 3 контрольных замеров у каждого агрегата. Качество работы жатки при раздельной уборке оценивают по высоте среза, потерям свободным зерном, а также срезанным и не срезанным колосом, характеру укладки стеблей в валок (для валковых жаток). Высоту среза определяют, измеряя стерню линейкой по ширине и по ходу агрегата. По ширине захвата замеряют в двух местах, расположенных примерно на ј захвата от делителей. По ходу агрегата каждую последующую пару измерений делают на расстоянии десяти шагов от предыдущей (всего пять пар). Из десяти полученных замеров подсчитывают среднюю высоту стерни, а по разнице между наибольшей и наименьшей высоты судят о выравненности. Высота стерни должна соответствовать агротехническим требованиям. Потери за жаткой определяют в пяти типичных для поля местах рамкой 0, 25 м2, накладываемой за проходом жатки по диагонали. Рамку накладывают и под валком. Зерна, вымолоченные из колосьев, суммируют со свободными зернами, подобранными в пределах учетной площадки 0, 25 м2 По среднему количеству зерен (за вычетом доуборочных потерь), собранных в пределах рамки по пяти замерам определяют количество зерен (свободных, в срезанных и не срезанных колосьях), теряемых за жаткой. Доуборочными потерями считают загрязненные зерна, проросшие, колоски с потемневшей окраской. Определяют процент потерь за жаткой, на основании которого оценивают качество работы. Если установленные допуски превышают в два раза, то работу бракуют независимо от оценки ее по другим показателям. Процент потерь (П, %) можно определить расчетным путем:
100 х Кп П = -------------- Ко где Кn – число потерянных зерен на 1 м2, шт; Ко – число зерен до уборки на 1 м2 (биологический урожай), шт.
Абсолютную величину потерь (А, кг/га) определяют или путем взвешивания собранных потерь (г/м2, кг/га), или по формуле: А= П × У: (100 – П), где П – процент потерь; У – фактически собранный урожай зерна, кг/га.
Равномерность укладки стеблей вдоль и поперек валка определяют визуально в пяти местах, расположенных по диагонали поля. Укладку стеблей в валке считают неравномерной, если в нем ярко выражена порционность хлебостебельной массы с резким изменением толщины валка, измеренной по его длине или ширине. Ориентацию стеблей в валке относительно его продольной оси определяют пятикратно транспортером. В качестве шаблона для определения правильности ориентации стеблей можно использовать складывающуюся двухметровку (сажень). На ее фиксирующей планке сверлят два дополнительных отверстия, в которых можно зафиксировать рейку двухметровки под углом 10 или 25°. Одну рейку двухметровки ориентируют вдоль валка, а вторую фиксируют относительно первой под углом 25°. Если стебли в валке ориентированы под углом больше 10, но меньше 25°, то это соответствует агротехническим требованиям. Наличие огрехов и их характер определяют визуально в пяти местах, расположенных по диагонали поля (загона), то есть в тех же местах, где определяли остальные показатели качества работы жатки. Наличие огрехов обязательно проверяют и под валком, так как неисправность правого делителя навесных жаток может быть причиной систематических огрехов, прикрываемых валком при последующем проходе жатки.
К случайным относят огрехи, не превышающие по площади 1 м2, встречающиеся не более чем в 1-2 местах на контролируемом участке поля. Более часто встречающиеся огрехи по площади больше 1 м2 относят к систематическим. Потери зерна за подборщиком определяют по числу свободных зерен и зерен в неподобранных колосьях. Для этого рамку 0, 25 м2 накладывают 4 раза в месте лежания валка с шагом 1 м, а затем рядом на скошенную стерню, чтобы оценить потери за жаткой. С каждой учетной площадки собирают и подсчитывают зерна (потерянные колосья обмолачивают в ручную). Величину потерь определяют по формуле: (nn – nж) х а gn = ------------------- y х 100 где gn – потери семян за подборщиком, % от урожая; nn – число семян, собранных с 1 м2 в зоне лежания валка, шт; nж – число семян, потерянных жатвенным агрегатом на 1 м2, шт; a – масса 1000 семян убранной культуры, г; у – фактическая урожайность убранной культуры, ц/га.
Потери за молотилкой комбайна от недомолота и невытряса. Для определения потерь недомолотом из различных мест копны или из валка соломы на 5-метровом отрезке берут 50 вымолоченных колосьев, а находящиеся в них зерна обмолачивают вручную и пересчитывают. Затем определяют потери зерна на 1 м2 по формуле: Пн = К × Г: 50, где Пн – потери зерна от недомолота, шт. / м2; К – число не обмолоченных зерен в 50 колосьях шт.; Г – густота продуктивного стеблестоя шт. /м2
Для определения потерь зерна от невытряса берут стаканом (200 мл) или средней горстью пробу из 3-х уровней половы: сверху, в середине и внизу. Перед взятием пробы солому, находящуюся над ней, несколько раз встряхивают, добиваясь, чтобы свободное зерно, задержавшееся в соломе, ушло в полову. Из пробы выделяют зерно. По числу зерен определяют потери на 1 м2 в полове и соломе от невытряса по таблице 10. Таблица 10. Потери зерна в полове и соломе от невытряса, шт. /м2
Степень дробления зерен при обмолоте определяют в пробе 50 г (спичечный коробок), взятой из бункера комбайна в трехкратной повторности. Сортируют зерна на целые и поврежденные. Для этого дробленые зерна переводят в целые, число частиц делят на 2 или 3 в зависимости от преобладания частей зерна и их число делят на общее число зерен в пробе. Для оценки дробления зерен в % результат умножают на 100. Пример: в пробе оказалось 6 половинок и 100 целых семян гороха, т. е общее количество семян в пробе составило 100 + 3. Тогда степень дробления равна:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|