Мировые информационные ресурсы
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Мировые информационные ресурсы
Конспект лекций
Содержание
1. Основные термины и понятия данные, информация, документы............................................................................... 1. 1. Данные.............................................................................................................................. 1. 2. Информация и документы................................................................................................ 1. 3. Информационные продукты и услуги.............................................................................. 2. Информационные ресурсы..................................................................................................... 2. 1. Введение.......................................................................................................................... 2. 2. Классификация мировых информационных ресурсов................................................... 2. 2. 1. Государственные (национальные) информационные ресурсы.............................. 2. 2. 2. Информационные ресурсы предприятий................................................................. 2. 2. 3. Персональные информационные ресурсы............................................................... 3. Информационные системы и технологии.............................................................................. 3. 1. Информационные системы.............................................................................................. 3. 2. Информационные технологии.......................................................................................... 3. 3. Тенденции развития информационных технологий....................................................... 4. Компьютерные сети................................................................................................................. 4. 1. Основные понятия............................................................................................................ 4. 2. Глобальные сети............................................................................................................... 5. Понятие об Интернет............................................................................................................... 5. 1. История создания Интернет.............................................................................................
5. 2. Основные организационные структуры Интернет.......................................................... 5. 3. Основные службы Интернет............................................................................................ 5. 3. 1. Служба WWW............................................................................................................. 5. 3. 2. Служба FTP................................................................................................................ 5. 3. 3. Электронная почта (E-mail)....................................................................................... 5. 3. 4. Телеконференции...................................................................................................... 6. Адресация в сети Internet........................................................................................................ 6. 1. Понятие адресации........................................................................................................... 6. 2. Адреса сетевого уровня................................................................................................... 6. 3. Адреса прикладного уровня служб WWW и FTP............................................................ 6. 4. Адрес электронной почты................................................................................................. 6. 5. Адрес группы новостей..................................................................................................... 7. Работа в Интернет................................................................................................................... 7. 1. Работа с WWW.................................................................................................................. 7. 1. 1. Web-браузер............................................................................................................... 7. 1. 2. Способы открытия HTML документов....................................................................... 7. 1. 3. Сохранение документа.............................................................................................. 7. 1. 4. Учет URL. Сохранение внешних ссылок................................................................... 7. 1. 5. Обеспечение эффективности работы с Web сайтом............................................... 7. 2. Работа с электронной почтой........................................................................................... 7. 2. 1. Этапы работы с электронной почтой........................................................................ 7. 2. 2. Хранение сообщений................................................................................................. 7. 2. 3. Учетные записи..........................................................................................................
7. 2. 4. Получение сообщений............................................................................................... 7. 2. 5. Адресная книга........................................................................................................... 7. 2. 6. Создание сообщения................................................................................................. 8. Основные ресурсы Интернет.................................................................................................. 8. 1. Классификация Интернет-сайтов.................................................................................... 9. Электронные библиотеки и базы данных............................................................................... 9. 1. 1. Профессиональные базы данных............................................................................. 9. 1. 2. Базы данных массового потребителя....................................................................... 9. 1. 3. Электронные библиотеки.......................................................................................... 9. 2. Электронная библиотека ТГТУ........................................................................................ 10. Мировой рынок информационных услуг.............................................................................. 10. 1. Основные понятия.......................................................................................................... 10. 2. Информация как экономический ресурс 10. 3. Спрос, предложение и ценообразование на информационном рынке 10. 4. Особенности и регулирование рынка информации...................................................... 11. Правовое регулирование применения информационных и коммуникационных технологий................................................................................................................................... 11. 1. Конституция российской федерации............................................................................. 11. 2. Другие законодательные акты....................................................................................... 1. Основные термины и понятия дисциплины данные, информация, документы
1. 1. Основные термины и понятия дисциплины
Современный этап развития человечества характеризуется стремительным ростом социального и экономического значения информации. Согласно статистическим данным, процесс перераспределения трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную сферу привел к тому, что уже сейчас в информационной сфере развитых стран работает более 50% занятого населения. По мнению специалистов, индустрия обработки информации играет для промышленно развитых стран ту же роль, которую на этапе индустриализации играла тяжелая промышленность. Информационные ресурсы становятся основным национальным богатством развитых стран, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом. Причем ведущую роль играют «активные» информационные ресурсы, то есть та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного хранения, поиска, передачи и обработки. В США, например, компьютерная информатика, занимавшая в середине 70-х годов третье место среди отраслей хозяйства, уступая лишь автомобильной промышленности и нефтепереработке, сейчас вышла на первое место.
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» — разъяснение, осведомление, изложение. Информацию передают устно и письменно, с помощью электрических сигналов и радиоволн; получают с помощью органов чувств, электрических датчиков фото и видеокамер. В настоящее время можно выделить два основных показателя, каждый из которых убедительно свидетельствует о начале перехода промышленно развитых стран на качественно новый этап технологического развития, который принято называть веком информации: 1) время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 3—4 года; 2) материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику. В широком смысле информация – общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющиеся о них степень неопределенности, неполноты знаний. С XX века взгляд на информацию распространился как на общественный ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Информация – это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации. Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо учитывать источник информации и ее потребителей, так как информация – это новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечными потребителями как полезные. Информация, представленная на недоступном для понимания языке является бесполезной. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя об окружающем мире. Часто информацию сравнивают со словом «данные», но это не одно и то же. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Когда появляется возможность использовать данные, они превращаются в информацию.
Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая. Ее отличительная черта – связь с процессами управления, коллективами людей, организациями. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. Значительная часть информации связана с общественным производством и может быть названа производственной информацией. Экономическая информация – это совокупность сведений, отражающих социальные, экономические процессы, и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. К мировым информационным ресурсам имеет отношение информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе. Информационные ресурсы – документы и массивы документов в информационных системах. В течение всей истории развития цивилизации предметом труда оставались материальные объекты, деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводственных затрат. Экономическая мощь государства измерялась по материальным ресурсам. В 70-х годах начала разрабатываться программа по формированию политики в области информационных ресурсов. Этим занимался А. Осттингер. Он писал, что «наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен и возможно ли его коммерческое использование». Ф. Хендлер - президент академии наук США, сформулировал эти мысли следующим образом: «Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научных знаний». В настоящее время идет борьба за контроль наиболее ценных из всех до настоящего времени известных ресурсов. Это национальные информационные ресурсы.
Происходит сотрудничество с другими странами для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издержек. Происходит внедрение в другие страны, потому что там есть интеллектуальные резервы, с помощью которых можно конкурировать. Термин информационные ресурсы стал использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г. Р. Громова «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации». Сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. В приложении представлен федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят ещё в феврале 1995 года и сейчас, с января 2003 года, используется в отредактированном виде. Важной является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерности формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов общества. Информационный потенциал становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциал, а также численность и образовательный потенциал. В понятие информационный потенциал общества включаются не только весь индустриально технологический комплекс средств информации, информатики той или иной страны, но также и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организационных и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовки для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, то есть степени его подготовки к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний. Суть проблемы в том, что остро ощущается тенденция отставания и темпов уровня образования в области информатики и информационных технологий от соответствующих темпов и уровня развития инструментальных средств. Такая тенденция имеет глобальный характер, что связано с инерционной образовательной системой. В России это особая проблема, так как низкий уровень оснащенности современными средствами информационных и новейших технологий в учебных заведениях. Еще одна проблема в том, что для обеспечения эффективного использования этих ресурсов и их оптимизации, необходимо осуществить электронизацию информационных фондов. Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации. В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Важно не только произвести большое количество продукции, но произвести нужную продукцию в определенное время, с определенными затратами и так далее. Поэтому в информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства; человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда. В настоящее время развитые страны мира (США, Япония, страны Западной Европы) фактически уже вступили в информационное общество, другие же, в том числе и Россия, находятся на ближних подступах к нему. В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности. Информационная культура . Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Поэтому необходимо обладать информационной культурой, то есть знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере. Современные информационные технологии позволяют включать в состав документа любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео). Умение работать с мультимедиа-документами, создавать компьютерные презентации становится важным в информационном обществе. В современном информационном обществе вряд ли необходимы навыки традиционного черчения на ватмане. Вместо этого полезно получить первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР). Такие системы позволят вам быстро рассмотреть различные варианты планировки интерьера дома или квартиры, создать чертеж или схему. Использование электронных таблиц сделает более простыми и наглядными процессы исследования и построения графиков функций в процессе изучения математики, планирования и ведения домашнего бюджета, построения и исследования моделей различных объектов и процессов. Необходимость упорядочить информацию, например, о людях, с которыми вы контактируете, требует использования записной книжки. Однако часто удобнее использовать для хранения такой информации компьютерную базу данных. При поиске информации в современной библиотеке или в Internet необходимо иметь навыки поиска информации в базах данных. В информационном обществе очень полезным является умение создавать базы данных, а также вести в них поиск данных. Квалифицированный пользователь компьютера может на основе использования средств визуального объектно-ориентированного программирования создавать необходимые ему специализированные приложения. Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой. Необходимым условием успешной профессиональной деятельности становится создание и публикация в Internet Web-сайтов с информацией о деятельности организации или предприятия. Информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, но предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. Законы запрещают использование пиратского компьютерного обеспечения и пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Internet. Общение с помощью электронной почты или в чатах, участие в телеконференциях предполагают соблюдение определенных правил: отвечать на письма и не рассылать знакомым и незнакомым людям многочисленные рекламные сообщения (спам), не отклоняться от темы обсуждения в телеконференциях и чатах и так далее. Отношение объема активных информационных ресурсов к общему объему национальных информационных ресурсов становится одним из существенных экономических показателей, характеризующих эффективность использования этих ресурсов.
Рассмотрев вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
· национальные мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями; · экономическая информация – это часть информационного ресурса общества; · эффективность использования информационных ресурсов – важнейший показатель информационной культуры общества; · национальные информационные ресурсы общества - часть экономической мощи государства.
Растущая зависимость промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной и т. д. ), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации привела к формированию на рубеже 1980-х гг. принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы - новая экономическая категория. Следует подчеркнуть, что политические и военные информационные факторы относятся к числу традиционно наиболее понятных, тысячелетиями развиваемых аспектов использования информационных ресурсов. Исторически новым оказался наблюдаемый за последние десятилетия в промышленно развитых странах стремительный рост экономической значимости народнохозяйственных аспектов национальных информационных ресурсов. Корректная постановка вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими категориями еще ожидает разработки и потребует длительных совместных усилий специалистов и ученых самых разных областей знаний. Председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Оеттингер считает, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование?
На мировом рынке результаты промышленной эксплуатации национальных информационных ресурсов представлены в настоящее время тремя основными видами экспорта:
· экспортом овеществленных в наукоемких изделиях промышленности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); · невидимым экспортом результатов НИОКР - патентами, лицензиями и т. д.; · экспортом менеджмента - продажей технологии в области организации и управления производством.
Информационные ресурсы - это непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны. Вклад в формирование национальных информационных ресурсов вносят представители практически всех основных профессиональных групп. В сложившихся к началу 1980-х гг. социально-экономических условиях относительная ценность информационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчетливо выраженную тенденцию к возрастанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|