Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Болезни зависимости. Наркомании. Токсикомании. Общие закономерности этиологии и патогенеза. Классификация, клиническая картина, лечение.




Формирование синдрома зависимости (болезни) (алкоголизма, наркомании, токсикомании) продолжается значительное время, при этом его развитие, как принято считать, проходит три стадии, границы между которыми очень условны. Первые две будут опи­саны ниже, а третья стадия, проявляющаяся выраженными соматоневрологическими и психическими нарушениями, а также пси­хозами, в связи с тем, что практически в подростковом возрасте не наблюдается, обсуждаться не будет. В то же время следует от­метить, что, например, начало алкоголизации в пубертатном воз­расте — фактор, способствующий злокачественному течению алкоголизма, т. е. более быстрому наступлению серьезных изменений в соматическом и психическом состоянии.

Вначале, как отмечалось выше, подростки экспериментируют с психоактивными веществами совместно в компании и в значи­тельной степени под ' давлением окружающих. В этот период вре­мени их поведение мало изменяется. Подросток получает удоволь­ствие, переживая эйфорию, благодушие, беспечность, отодвигая от себя постылую или пугающую реальность. Все же в это время он чувствует вину за происходящее.

Затем психоактивные вещества используются для уменьшения эмоционального напряжения в связи с житейским или другими трудностями, т. е. для снятия стресса. На почве совместного упо­требления образуется группа подростков. Под влиянием злоупот­ребления появляются довольно резкие колебания настроения, па­дает интерес к учебе и снижается успеваемость.

Употребление психоактивных веществ становится регулярным.. Подросток приобщается к группе, где большинство сверстников занимается тем же. Нарушения поведения (бродяжничество, пра­вонарушения и т. д.) становятся постоянными. В связи с уже впер­вые появляющимися явлениями абстиненции (депрессия, душев­ный дискомфорт и др.) подросток вынужден искать деньги для приобретения того, что облегчит его страдания.

Первая стадия синдрома зависимости. Синдром зависимо­сти — «сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивидуу­ма. Основной характеристикой синдрома зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять пси­хоактивное вещество, алкоголь или табак» (МКБ-10). Наличие синдрома зависимости определяется минимум тремя признаками:

1) сильная потребность (влечение) принять психоактивное ве­щество;

1) нарушение способности управлять приемом психоактивных веществ, т. е. началом употребления, его окончанием и дозиров­кой;

2) физическое состояние абстиненция, при котором после прекращения приема психоактивного вещества возникают прояв­ления отмены, облегчаемые приемом того же самого психоактив­ного вещества;

3) признаки толерантности - увеличение дозы психоактивно­го вещества, необходимой для достижения эффекта, ранее произ­водимого более низкими дозами;

4) прогрессирующее забвение каких бы то ни было интересов в пользу употребления вещества, увеличение времени, необходи­мого для употребления, приема вещества или восстановления по­сле его действия;

5) продолжение употребления вещества, несмотря на очевид­ные (для больного) вредные последствия (поражение печени, де­прессия, снижение когнитивных функций).

Основной признак первой стадии болезни - индивидуальная психигеская зависимость, отличающаяся от групповой зависимо­сти, которая появляется раньше и присуща доболезненному состо­янию — аддиктивному поведению. Для психической зависимости характерно, что прекращение потребления психоактивного веще­ства приводит к появлению тревоги. О наличии психической зави­симости можно также судить по кругу общения больного, напри­мер с друзьями-собутыльниками или со злоупотребляющими нар­котиками, по приемам токсического вещества в одиночку и по интенсивному поиску заменителей при его отсутствии. Характерно также постоянное стремление к повторному употреблению психо­активного вещества.

Стертая картина абстиненции также появляется в этой ста­дии. Перерыв в употреблении вызывает лишь обострившееся вле­чение к тому веществу, которым злоупотребляют, а также снижен­ное и раздраженное настроение.

Менее значительные признаки болезни в этой стадии: угасание защитных рефлексов на передозировку и повышение толерантности.

Угасание защитных, рефлексов на передозировку обнаруживает­ся, например, в исчезновении рвотного рефлекса даже на очень большую дозу алкоголя или непоявление икоты при передозиров­ке гашиша.

Повышение толерантности, т. е. переносимости используемого токсического вещества, проявляется в необходимости увеличивать дозу в связи с тем, что прежние дозы не вызывают желаемого эф­фекта, который достигается лишь с увеличением вводимого веще­ства.

Вторая стадия синдрома зависимости. Главный признак второй стадии алкоголизма, наркомании и токсикомании — физи­ческая зависимость и связанная с ней явная абстиненция, возни­кающая при прекращении регулярного злоупотребления. Все же не при всех видах пристрастия возникает физическая зависимость. Этого не происходит, в частности, при гашишизме и кокаинизме. В этих случаях основное проявление — хроническая интоксикация, приводящая к тяжелым физическим и психическим расстройствам.

Физигеская зависимость — состояние, при котором без посто­янного приема психоактивного вещества нормальное функциони­рование организма становится невозможным. Прекращение упо­требления приводит к выраженной абстиненции.

Абстиненция — синдром отмены. Часто проявляется симптома­ми, противоположными тем, какие наблюдаются в токсическом опьянении. Так, возникают тревога, депрессия, апатия, бездеятель­ность, беспокойство и бессонница. У подростков абстиненция от­личается психопатоподобным поведением, стремлением ее скры­вать, выдавая, например, возникающие вегетативные расстройства за соматические заболевания. У них особенно выраженными могут быть постабстинентные состояния в виде астении со слабодушием (легко возникающими и быстро истощающимися аффектами), со склонностью к раскаянию и иногда с нестойкими идеями обви­нения.

Компульсивное влегение — неодолимое, неподдающееся подав­лению. В этой стадии подросток скрыть свое влечение не спосо­бен.

Анозогнозия — неспособность признать наличие болезни (нар­комании или алкоголизма). Только иногда сразу после абстинен­ции некоторые подростки не отрицают факта наличия тяжелой за­висимости.

Почти всегда обнаруживаются изменения картины опьянения, усиление толерантности и нарастающая социальная дезадаптация.

Изменение картины опьянения. При опийных наркоманиях вместо бездеятельности в момент переживания блаженного состо­яния (кайфа) при опьянении появляется стремление к деятельно­сти. При алкоголизме опьянение может вместо подъема настрое­ния или благодушия (эйфории) проявиться мрачностью (дисфо­рией), раздражительностью или провалами в памяти (палимпсе­стами).

Продолжающийся рост толерантности (переносимости). Как правило, в этой стадии продолжается нарастание переносимости (толерантности) к психоактивным веществам, исключение состав­ляют лишь немногие из них (кокаин). У подростков следует опа­саться исчезновения повышенной переносимости, так как в этих случаях (например, при опийной наркомании) может развиться очень тягостное состояние с рвотой, ознобом, помрачением соз­нания.

Нарастающая социальная дезадаптация, имевшая место уже при аддиктивном поведении, наличествует и в этой стадии болез­ни. Подростки не учатся и не работают, не общаются ни с кем, кроме сомнительных «друзей». Как правило, они ведут паразити­ческий образ жизни, обирая родителей, а иногда и попросту вы­могая у них деньги на необходимый наркотик. Ради последнего они не гнушаются совершать преступления: воровать, грабить и даже убивать.

Проявления хронигеской интоксикации выражены различно при болезнях, вызванных разными психоактивными веществами.

в настоящее время от экспериментирования с наркотиками не может защитить ни по­рядочная семья, ни знакомство с опасными последствиями приема психоактивных веществ. Группирование подростков, их конформ­ность и стремление испытать неизведанное оказываются сильнее осторожности и имеющихся знаний. Только насыщенная интерес­ными занятиями и эмоционально богатая жизнь подростков могут рассматриваться в качестве альтернативы увлечению подростков психоактивными веществами и отклоняющимся поведением.

В случаях хрониъеской интоксикации ингалянтами возникают нарушения памяти, концентрации внимания, сообразительности, замедляется ориентирование в окружающей обстановке и скорость реакций. Ухудшается способность усваивать учебный материал, из-за чего нередко подростки прекращают посещать учебное заве­дение, отказываются от учебы, убегают из дома или интерната. Одни становятся вялыми, пассивными, медлительными, дру­гие - злобными, драчливыми, аффективно взрывчатыми. Появля­ются неврологические симптомы: мышечное дрожание, повыше­ние рефлексов, головные боли, плохой сон, головокружения, пот­ливость. В некоторых случаях возможно возникновение галлюцинаторно-бредовых расстройств (психоза) продолжительностью от нескольких недель до многих месяцев.

 

 

БИЛЕТ №4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...