Эволюция британсксн о эмпиризма конца XVII — середины XVIII века 133 2 глава
Термин «философия» в переводе с греческого языка
означает любовь к мудрости (рпиео — люблю, зорЫа—му-
дрость). Слово «философ» впервые употребил греческий
математики мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по
отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному
знанию и правильному образу жизни. Истолкование и за-
крепление в европейской культуре термина «философия»
связано с именем Платона. Первоначально понятие «фи-
лософия» употреблялось в более широком значении. По
сути дела, этот термин означал совокупность теоретичес-
ких знаний, накопленных человечеством. При этом следу-
ет отметить, что именовавшиеся философией знания древ-
них охватывали не только практические наблюдения и вы-
воды, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о
смысле и цели человеческого существования. Ценность
мудрости усматривалась в том, что она позволяла выно-
сить практические решения, служила руководством чело-
веческого поведения и образа жизни. Как видим, возник-
новение философии означало появление особой духовной
установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным
опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия унаследовала от мифологии и религии
их мировоззренческий характер, их мировоззренческие
схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхожде-
нии мира в целом, о его строении, о происхождении чело-
века и его положении в мире и т. д. Она унаследовала так-
же весь объем позитивного знания, которое на протяже-
нии тысячелетий накопило человечество. Однако решение
мировоззренческих проблем в зарождающейся филосо-
фии происходило под иным углом зрения, а именно с пози-
ций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому
можно сказать, что философия— это теоретически сфор-
мулированное мировоззрение. Философия — это миро-
воззрение, система общих теоретических взглядов на мир
в целом, место в нем человека, уяснение различных форм
отношения человека к миру, человека к человеку. Таким
образом, относя философию к мировоззренческим фор-
мам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из су-
щественных ее особенностей. Философия — это теорети-
ческий уровень мировоззрение. Следовательно, мировоз-
зрение в философии выступает в форме знания и носит
систематизированный, упорядоченный характер. И этот
момент существенно сближает философию и науку. Как
отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало филосо-
фии составляет начало науки вообще. Это подтверждает-
ся историей. Философия — мать науки. Первые естество-
испытатели были одновременно и философами. С наукой
философию сближает стремление опереться на теорети-
ческие методы исследования, использовать логический
инструментарий для обоснования своих положений, вы-
работать достоверные, общезначимые принципы и поло-
жения.
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 21
История свидетельствует, что теоретическая форма
обоснования действительности, область знания формиру-
ется именно в рамках философии. Точнее, именно такое
отношение к действительности на ранних этапах развития
цивилизации называлось философией. Но по мере того,
как накапливался эмпирический материал и совершенст-
вовались методы научного исследования, происходила
дифференциация форм теоретического освоения дейст-
вительности. Иногда этот процесс описывают как отпочко-
вание от философии конкретных наук. Нам представляет-
ся, что слово «отпочкование» не совсем точно характери-
зует суть этого процесса, поскольку в этот момент
происходило не только становление новых форм теорети-
ческого освоения знания — конкретных наук, но и обрете-
ние философией своего нового облика, изменение предме-
та, метода и функций философии.
В европейской культуре этот процесс проходил в два
основных этапа, имеющих между собой некоторую опо-
средованную связь.
Первый этап связан с дифференциацией теоретичес-
кой формы освоения действительности в древнегреческой
культуре. Этот период был наиболее четко зафиксирован в
системе Аристотеля. Древнегреческий философ и ученый
выделял: логику — науку о правильном мышлении, психо-
логию — науку о душе, физику — науку о природе, мета-
физику (собственно философию) — учение о первопричи-
нах, самых общих началах бытия. При этом он называл
философию «госпожой наук». И Аристотель не преувели-
чивал, так как он просто констатировал существовавшее в
его время глубокое различие по степени теоретической зре-
лости между философией и другими науками.
В античном и средневековом обществах не было до-
статочных стимулов для развития науки. Поэтому наука
как самостоятельный социальный институт формируется
в Европе в XVI—XVII вв. С этого времени частные науки
осваивают отдельные области природы и общества. При
этом они опираются на опытные, эмпирические методы ис-
следования. Философия же, базируясь на конкретно-на-
учном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных
человеческих знаний, в формировании единой научной
картины мира.
Таким образом, после того как сформировались са-
мостоятельные отрасли научного знания — математика,
физика, биология, химия и т. д., философия утратила
функцию быть единственной формой теоретического ос-
воения действительности. Но в этих условиях более четко
обнаружилась специфика философии как формы универ-
сального теоретического познания. Философия — это
форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих ос-
нований бытия.
Философское обобщение имеет гораздо более широ-
кий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение.
Науки, по своей сущности, должны исходить из повсед-
невного житейского опыта и специальных экспериментов.
Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли при-
суще рассмотрение мира за пределами человеческого опы-
та. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целост-
ную, беспредельную в пространстве и непреходящую во
времени, бесконечно превосходящую человеческие силы,
не зависящую от индивида и человечества в целом объек-
тивную реальность, с которой люди должны постоянно
считаться. Целостное понимание мира дает мировоззрен-
ческую опору конкретным научным исследованиям, поз-
воляет им двигаться вперед, правильно ставить и решать
свои проблемы. Итак, универсализм — характерный при-
знак философского способа освоения действительности.
На протяжении всей истории культуры философия пре-
тендовала на выработку универсального знания или уни-
версальных принципов духовно-нравственной жизни. И
это нашло свое отражение в таких образах философии, как
«мать наук», «наука наук», «царица наук».
Другой важной особенностью философского способа
освоения действительности является субстанционализм
(от латинского слова «субстанция», то есть сущность, ле-
жащая в основе). Субстанция — это предельное основа-
ние, позволяющее сводить чувственное многообразие ве-
щей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному,
относительно устойчивому и самостоятельно существую-
щему. Субстанционализм проявляется в стремлении
философов объяснить происходящее, внутреннее устрой-
ство и развитие мира не генетически, а через единое ус-
тойчивое начало. Позднее, рассматривая различные фи-
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 23
лософские учения, мы всегда будем фиксировать такое на-
чало. Сейчас же следует подчеркнуть, что универсализм и
субстанционализм — это не два разных, а единый харак-
терный признак философии, ибо предельные обобщения в
философии всегда простираются до выявления субстан-
ции всех вещей. С того момента, когда начались такого ро-
да обобщения, мы можем говорить, что появилась филосо-
фия.
Универсализм и субстанционализм характеризуют
особенность философии как теоретической формы освое-
ния действительности. Но это совсем не означает, что фи-
лософия, в отличие от мифологии и религии, с самого нача-
ла оперирует сложным логическим аппаратом. Последую-
щее наше знакомство с историей философии убеждает,
что философы зачастую используют образы и символы,
следовательно, находятся под глубоким влиянием мифо-
логического и религиозного мировоззрения. Специфика
философии на самых ранних этапах ее развития проявля-
ется не в особых средствах выражения своих идей, а в осо-
бой установке, в особом стиле мышления, который, помимо
универсализма и субстанционализма, проявляется в со-
мнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обы-
чаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт
философского размышления является сомнение. Именно с
сомнения и началась философия. Великие мыслители
древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и
другие задались вопросом: что такое бытие? А это сразу
же необходимо предполагает ответ на вопрос: что означа-
ет «быть»? Для обыденного, жизненно-практического ми-
ровоззрения такая проблема просто не существует. Оно
воспринимает бытие как должное: «Живу себе, и все жи-
вет, существует и никаких проблем».
Начать же размышлять над тем, что в повседневной
жизни кажется само собой разумеющимся, — значит усом-
ниться в правомерности и достаточности повседневного,
«житейского» подхода к явлениям. А это, в свою очередь,
означает сомнение в общепринятом и традиционном типе
знания и поведения.
В вводной части курса нет возможности анализиро-
вать те исторические предпосылки, которые создали воз-
можность и необходимость подобной установки. Об этом
речь пойдет далее. Здесь же следует подчеркнуть, что фи-
лософия с самого начала выступает как критика обычаев,
обыденного сознания, традиционных ценностей и норм
нравственности. Первые древнегреческие философы в ка-
честве одной из важнейших проблем рассматривали про-
блему различения того, что общепринято (мнение), и того,
что именно на самом деле (знание).
Философ все ставит под сомнение. Но это не означа-
ет, что он стремится разрушить коллективные верования,
нравственные устои и т. д. Философы ставят все под сомне-
ние для того, чтобы проверить, насколько прочны эти че-
ловеческие установления, и отбросить те из них, которые
отжили свой век, а также те, которые выдержали провер-
ку, поставить на более прочный фундамент знания. Таким
образом, философия с самого начала своего существова-
ния имеет духовно-практическую направленность. Вопро-
сы — что такое «быть», что значит «быть»? — ставятся не
отвлеченно, всегда ориентируют читателя и слушателя на
уяснение места человека в этом бытии. Одна из важных
граней, сторон этого вопроса: что значит быть человечест-
ву в целом и мне, конкретному человеку в частности; что
значит для человека жить; каков смысл и оправдание че-
ловеческой деятельности? Постановка главного вопроса о
бытии означает, что в философии определяющее значе-
ние имеет решение так называемых смысложизненных
вопросов. В соответствии с особенностями той или иной ис-
торической эпохи, культуры народов философия предло-
жила человечеству множество вариантов решения этих
вопросов. Дальнейшее рассмотрение истории развития
философии позволит нам более детально ознакомиться с
этими вариантами.
тема 2
^илософский
плюрализм: причины и
истолкования
1/ Историко-философский процесс:
исходные понятия и движущие силы. Гегелевская,
марксистская и экзистенциалъно-персоналистская
концепции философии
2/ Сущность и предназначение философии — попытка
синтеза всех трех концепций
Историко-философский процесс: исходные понятия
и движущие силы. Гегелевская, марксистская
и экзистенциалъно-персоналистская концепции философии
На прошлой лекции мы определили наиболее общие ха-
рактерные черты философии, отличающие ее от других
форм решения мировоззренческих вопросов. Сегодня мы
переходим к изучению историко-философского процесса.
При изучении истории философии бросается в глаза мно-
гообразие философских учений, школ, течений, направле-
ний. Прежде, чем приступить к изучению всего этого мно-
гообразия, необходимо уточнить ряд исходных понятий.
Первичной, исходной единицей историко-философ-
ского процесса является философское учение того или ино-
го мыслителя. Философское учение — это система опре-
деленных, логически связанных друг с другом воззрений.
Поскольку то или иное учение, созданное отдельным фи-
лософом, находит своих продолжателей, постольку фор-
мируются философские школы. Последователи Платона
—- платоники, Августина — августинцы, Маркса — марк-
систы и т. д. Философские школы — это совокупность фи-
лософских учений, объединенных какими-либо базовыми
идейными принципами. Совокупность различных моди-
фикаций одних и тех же идейных принципов, развивае-
мых различными, нередко конкурирующими школами
принято называть течениями. Например, в современной
философии таким течением является неопозитивизм, пер-
сонализм и т. д. Наиболее крупные и значительные образо-
вания в историко-философском процессе именуются фи-
лософскими направлениями. Философское направление
представляет собой совокупность философских течений
(а следовательно, учений и школ), которые при всем рас-
хождении друг с другом, отстаивают некоторые общие,
имеющие принципиальное значение, положения. Фило-
софские направления существуют, как правило, в течение
весьма длительного исторического периода, на протяже-
нии ряда исторических эпох. В качестве примера фило-
софских направлений можно назвать материализм и иде-
ализм, эмпиризм и рационализм, рациокализм и иррацио-
нализм и т. д.
Существование множества философских учений,
школ, течений и направлений характеризует историко-
философский процесс со стороны его внутренней диффе-
ренциации и поляризации. Развитие философии предста-
ет как столкновение философских подходов, борьба идей,
принципов и личностей. Таким образом, трудность в уяс-
нении того, что представляет собой философия, в значи-
тельной мере связана с тем, что философии как таковой
просто нет. Реально существовало и существует множест-
во различных учений, школ, течений и направлений, кото-
рые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то
противоречат, борются, опровергают друг друга. При этом
с развитием историко-философского процесса меняется
предмет философского размышления и способ разреше-
ния философских проблем. Из этого нередко делаются не-
обоснованные выводы. Первый — о том, что у философии
нет единого систематизирующего начала и, следователь-
но, невозможна ее самотождественность. Второй — о том,
что поскольку философы обосновывали противоречащие
друг другу положения, которые в равной мере оказывают-
ся опровержимыми, постольку философия не способна
отыскать истину. Отсюда следует вывод о несостоятельно-
сти любых философских воззрений.
Подобные взгляды присущи не только неискушенно-
му в философии обывателю, по и многим философам-про-
фессионалам. Наиболее ярко их высказывали сторонники
скептицизма (но не только они). Противники скептицизма,
Философский плюрализм: причины и истолкования 27
соглашаясь с тем, что предшествующие философские уче-
ния были ложными, или, по крайней мере, имели серьез-
ные изъяны, стремились создать «единственно истинную
философию». Великие философы Платон, Аристотель,
Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопен-
гауэр, Маркс, Ницше и другие — объявляли свои фило-
софские системы вершиной развития философской мыс-
ли, впитавшей все лучшее, что было у предшествующих
поколений философов, дающей человечеству абсолютную
истину и, тем самым, покончившими с гибельной для фи-
лософии борьбой.
В течение длительного времени в общественном со-
знании складывалось упрощенное представление о том,
что многообразие философских учений есть плод деятель-
ности несговорчивых философов, пытающихся завладеть
умами людей в корыстных целях или чтобы потешить свое
самолюбие. Впервые серьезное исследование историчес-
кого развития философии провел крупнейший немецкий
философ Гегель. Он покончил с упрощенным представле-
нием о причинах философского плюрализма. Гегель
связал многообразие философии с многообразием дейст-
вительности, одной из форм постижения которой и высту-
пает философия. Поскольку действительность многооб-
разна, постольку и философия многообразна. Однако, по
мнению Гегеля, это многообразие не исключает, а, напро-
тив, предполагает единство. Все философские системы, на
его взгляд, представляют собой моменты развития «Абсо-
лютной идеи», «Абсолютного Духа». Таким образом, при-
знается ценность каждой философской системы, но в то
же время подчеркивается ее относительность. Абсолют-
ным, непреходящим в философских системах, по Гегелю,
является ее принцип, представляющий собой момент раз-
ворачивания «Абсолютной идеи», а временным, преходя-
щим — абсолютизация этого принципа, которая неправо-
мерно противопоставляет данную систему всем другим
философским системам.
Существенной особенностью учения Гегеля являет-
ся стремление увязать развитие философии с конкретным
историческим процессом, с его религиозными, экономиче-
скими и иными характеристиками. При таком подходе раз-
витие философии объяснялось не только внутренней ло-
гикой развития «Абсолютной идеи», но и влиянием соци-
альной реальности. Философские системы характеризу-
ются Гегелем как исторические образования, «духовные
квинтэссенции эпохи». Гегель пишет: «Определенный об-
раз философии одновременен, следовательно, с опреде-
ленным образом народов, среди которых она выступает, с
их государственным устройством и формой правления, с
их нравственностью, с их общественной жизнью» (Гегель.
История философии. Соч. Т. XI. — С. 53). Таким образом,
по Гегелю, каждый философ является сыном своего вре-
мени. Это означает, что его учение ограничено рамками той
эпохи, в которой он живет и творит. Но если каждая эпоха
порождает свой тип философии, то, учитывая качествен-
ное различие исторических эпох, цивилизаций, культур,
национальных особенностей, естественно, возникает вы-
вод о неизбежности философского плюрализма не только
для прошлой истории человечества, но и для настоящего и
будущего. Сам Гегель такого вывода не делает. У него име-
ется внутреннее противоречие между диалектическим ме-
тодом и консервативной системой. (Об этом речь пойдет
далее, при рассмотрении его философского учения.) Ге-
гель акцентировал внимание на непреходящем моменте в
философских системах, на том, что является обнаружени-
ем саморазвития «Абсолютной идеи». Поэтому он свою фи-
лософскую систему представил как высший этап фило-
софского развития человечества, в которой «Абсолютная
идея» нашла свое завершение.
- Гегелевское учение об исторической обусловленнос-
ти философии восприняли и развили, в соответствии со
своими взглядами, К. Маркс и Ф. Энгельс, а также их
последователи — марксисты. В марксизме проблема фи-
лософского плюрализма приобрела историко-материа-
листическое решение. Философия рассматривается в
марксизме как одна из форм общественного сознания, спе-
цифически, под своим углом зрения, отражающая обще-
ственное бытие. Следовательно, философия, как духовное
образование, находится в определенной зависимости от
особенностей общественного бытия, различных факторов
общественной жизни. При этом в марксизме большое зна-
чение придается социально-классовой обусловленности
философских учений, подчеркивается идеологическая
Философский плюрализм1 причины и истолкования 29
функция философии. Предполагается, что каждый круп-
ный философ сознательно или бессознательно отражает
наиболее важные моменты своей эпохи, своего народа и
при этом он выражает интересы тех или иных социальных
классов или слоев общества.
Однако марксизм не ставит развитие философии в
жесткую, однозначную зависимость от развития общест-
венного бытия, материальной и духовной жизни людей. В
соответствии с положением об относительной самостоя-
тельности в развитии общественного сознания, признает-
ся возможность и относительно самостоятельного разви-
тия философии, отставание от развития форм обществен-
ной жизни («консервативные» и «реакционные» учения)
или же опережение философией непосредственных задач
общественной жизни («прогрессивные» и «революцион-
ные» учения. В марксизме признается также зависимость
философских учений и от личности создающих их мысли-
телей.
Гегелевской и марксистской концепции в определе-
нии сущности и предназначения философии противостоит
экзистенциально- персоналистский подход. Представи-
тели этого направления выступают против истолкования
философии как отражения и выражения каких-либо сто-
рон абсолютной идеи или общественного бытия. Филосо-
фия, по их мнению, специфична не своим предметом, а
способом отношения человека к бытию. Следовательно,
сущность философии образует не какой-то особый специ-
фический предмет рассмотрения, а само философское мы-
шление, философствование. Философское мышление, да-
же если его и можно назвать отражением бытия, есть отра-
жение в форме проблемы, иначе говоря, специфичность
философии проявляется преобразованием наллчной дей-
ствительности в проблему: проблематизация действи-
тельности и одновременно попытка ее депроблематиза-
ции, то есть разрешение этой проблемы в мышлении.
В экзистенциально-персоналистской интерпрета-
ции подчеркивается, что философия — это не наука, а ду-
ховно-практическая форма освоения действительности. В
отличие от науки, она представляет собой не просто теоре-
тическое знание, интеллектуальную конструкцию, а яв-
ляется выражением основных убеждений человека, его
нравственной позиции. Философствование — это духов-
ный акт, в котором действует не только интеллект, но вся
совокупность духовных сил человека. Это значит, что в ос-
нове философии лежит опыт человеческого существова-
ния во всей его полноте.
Сторонники этого направления настаивают на лич-
ном, субъективном характере философии, на присутст-
вии личности философа во всем его учении. Философия —
это стремление личности установить согласие с самим со-
бой и с окружающим миром, это форма реализации его соб-
ственной сущности. Она рождается из чувства неудовле-
творенности и беспокойства и является результатом уси-
лий мыслителя снять эти негативные эмоции. Каждая
личность создает свою философскую систему. Сколько
личностей, столько может быть и философских систем. На
каждой значительной философской системе лежит печать
личности философа. Это проявляется и в выборе пробле-
матики исследования, и через идеи, выражающие в абст-
рактных терминах внутреннее состояние личности фило-
софа, и в стиле (способе изложения материала). В связи с
этим делается вывод, что каждая философская система
обладает ценностью только для ее создателя и она не мо-
жет претендовать на значимость для всех. Поэтому не сле-
дует сталкивать философские системы друг с другом, объ-
являть, что одна из них истинна, другая — ложна. Каждая
из них представляет ценность сама по себе.
Очевидно, что такой подход приводит философию в
тупики субъективизма. Она теряет общественную значи-
мость, какое-либо духовно-нравственное значение для
других людей. Поэтому представители экзистенциально-
персоналистского подхода стремятся найти какие-то об-
щезначимые характеристики философствования. Напри-
мер, французский персоналист Ж. Лакруа заявляет, что
это значит универсализировать духовный опыт личности,
переводя его в термины, доступные для других систем.
Представители религиозного направления такую воз-
можность связывают с тем, что духовная жизнь людей
имеет одну общую основу — Бога. Сторонники нерелиги-
озного экзистенциализма пытаются вывести общезначи-
мость из тождества иррационально-волевого начала лич-
, ности.
Философский плюрализм: причины и истолкования 31
Итак, мы зафиксировали три точки зрения на причи-
ны философского плюрализма, вытекающие из опреде-
ленного понимания специфики философии. По нашему
мнению, каждая из этих позиций содержит в себе рацио-
нальное начало. Поэтому их можно увязать друг с другом,
представив синтетическую целостную концепцию.
Сущность и предназначение философии —
попытка синтеза всех трех концепций
Философский плюрализм появляется вследствие исто-
ричности человека, всех форм его материальной и духов-
ной деятельности. Историческая обусловленность фило-
софской мысли, на которой настаивал Гегель и Маркс, не
вызывает сомнения. Философия как форма духовной дея-
тельности необходимо должна нести в себе момент исто-
ричности. Философия — это ответ человеческого духа на
вопросы, поставленные исторически обусловленным бы-
тием человека.
Проблема исторической обусловленности филосо-
фиы имеет много аспектов, сторон. Прежде всего, эта исто-
ричность проявляется в том, что создатели философских
систем, мыслители, являются детьми своего времени, сво-
ей цивилизации, своего народа, государства, вероиспове-
дания и т. д. Следовательно, на многообразие философских
систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха,
место и время деятельности мыслителя, его национальная
и вероисповедальная принадлежность и другие моменты,
которые характеризуются определенными материальны-
ми и духовными параметрами: развитием производства,
характером общественных отношений, состоянием науки,
культуры, искусства, тенденциями в их развитии и т. д. Ве-
роятно, определенное влияние может оказывать и соци-
альное положение мыслителя. Хотя исторический опыт
свидетельствует, что рабу-вольноотпущеннику Эпиктету
и императору Марку Аврелию это не мешало развивать
сходные философские идеи стоицизма.
Таким образом, признавая историческую обуслов-
ленность многообразия философских учений, школ и те-
чений, следует иметь в виду, что это признание не отменя-
ет признания приоритета личностного начала в филосо-
фии. Философское учение — не просто продукт эпохи. Это
все продукт размышлений, установок, переживаний кон-
кретной личности. Эпоха преломляется, реализует свои
императивы, требования через духовную деятельность
личности мыслителя. Другое дело, что не все мыслители и
не все эпохи стремились выразить свое «Я». Для некото-
рых эпох, в частности для средневековья, вообще не при-
нято говорить от имени своего «Я». В такую эпоху философ
хочет, чтобы его мысли воспринимали как голос времени,
государства или истолкователя голоса высших сил — Бога.
В средневековой теологии главным достоинством мысли-
теля считалось следование «образцу» — творениям «отцов
церкви». Тем не менее, это не исключает общего вывода,
что основой философского плюрализма является своеоб-
разие личности мыслителя, его индивидуального характе-
ра, индивидуального опыта, индивидуального пережива-,
ния, индивидуальных способностей, индивидуального ос-
воения достижений культуры своей эпохи, своего народа.
Подчеркивая принципиальное значение личностно-
го выражения в исторической обусловленности философ-
ского творчества, следует также проанализировать внут-
реннюю противоположность влияния «исторического фак-
тора» на развитие историко-философского процесса. С
одной стороны, каждая историческая эпоха, государство,
культура создают предпосылки для сходной, тождествен-
ной постановки и решения философских проблем. Но. с
другой стороны, эта тождественность обусловливает раз-
личия, так как в каждую иную эпоху, в каждой культуре
создается иная тождественность, и значит, в разные эпо-
хи, в разных культурах должны быть разные способы по-
становки и решения философских проблем. Поэтому рас-
смотрение философии в процессе исторического развития
от одной эпохи к другой, от одной культуры к другой поз-
воляет увидеть и оценить большое разнообразие фило-
софских учений, школ, течений и направлений.
Вместе с тем, историческое развитие характеризу-
ется не только тем, что на смену одной эпохе, культуре при-
ходят другие, то есть уникальностью различных эпох, го-
сударств, народов, культур. Оно необходимо предполагает
преемственность между этими эпохами и культурами. И
Филокфм философский плюрализм причины и истолкования 33
это обусловливает возможность заимствования накоплен-
ного предшествующими поколениями богатства философ-
ской мысли и ее продолжение, развитие философской тра-
диции, которая выражается в существовании философ-
ских течений и направлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: