Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция британсксн о эмпиризма конца XVII — середины XVIII века 133 9 глава




[эмпиризму. Сенсуализм придает решающее значение че-
ловеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпи-
ризм на первое место в познании выдвигает опыт. Однако в
истории философии имеет место и более широкий подход
к понятию рационализм. Тогда он рассматривается как ши-
рокое идейно-теоретическое течение, выражающее взгля-
ды, потребности, общественные настроения определен-


ных социальных классов, слоев, групп на определенном
этапе общественного развития. А на основе этих умонаст-
роений он вырабатывает определенные методологические
установки для ориентации человека в практической дея-
тельности и познании. Рационализм, как правило, связы-
вается с идейными устремлениями передовых, прогрес-
сивных сил общества, находящихся на восходящей стадии
своего развития. Для него характерны возвеличивание че-
ловеческого индивида как активного, свободного и равно-
правного существа, исторический оптимизм, вера в без-
граничные возможности человека в познании и преобра-
зовании природы.

В этом смысле противоположным рационализму по-
нятием является иррационализм. Он выдвигается на аван-
сцену истории в период кризиса общественных структур.
Представителям иррационализма в большей мере прису-
ща пессимистическая оценка познавательных и деятель-
но-преобразовательных возможностей человека, отрица-
ния исторического и социального прогресса, скептицизма
и агностицизм. Об иррационализме речь пойдет при ха-
рактеристике философии конца XIX — середины XX в.
Для философии эпохи Просвещения, как уже отмечалось
ранее, характерно умонастроение рационализма.

Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос
следует искать в социально-экономических, политичес-
ких и идеологических процессах, происшедших в эпоху
Просвещения. Прежде всего, следует отметить, что эпоха
Просвещения — это период разложения феодальных от-
ношений и интенсивного развития капитализма, глубо-
ких перемен в экономической, социально-политической
и духовной жизни народов стран Западной Европы. По-
требности капиталистического способа производства
стимулировали развитие науки, техники, культуры, про-
свещения и образования. Изменения в общественных от-
ношениях и общественном сознании служили предпо-
сылкой для раскрепощения умов, освобождения челове-
ческой мысли от феодально-религиозной идеологии,
становления нового мировоззрения. Яркую характерис-
тику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс.
«Великие люди, которые во Франции просвещали головы
для приближающейся революции, выступили крайне ре-

волюционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то
ни было рода они не признавали. Религия, понимание при-
роды, государственный строй — все было подвергнуто са-
мой беспощадной критике, все должно было предстоять
перед судом разума и либо оправдать свое существова-
ние, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал
единственным мерилом всего существующего» (Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 20. — С. 16).

В этот период рационализм, состоящий на различ-
ных по философско-мировоззренческой и политической
радикальности учений, отражая взгляды, настроения, по-
требности буржуазии в ее борьбе против феодализма, аб-
солютизма и их опоры — католической церкви, по ряду
важных вопросов выступал с общих позиций. В центре всех
философских школ, систем, течений того времени нахо-
дится, как правило, активно действующий субъект, спо-
собный познавать и изменять мир в соответствии со своим
разумом. Разум рассматривается в рационалистических
системах в качестве источника всей субъективной дея-
тельности человека. Человек,
согласно этой теории, по сво-
ей сущности, по своей «природе» является разумным су-
ществом. Разум, как сущностная характеристика субъек-
та, выступает в рационализме как предпосылка и как
наиболее яркое проявление всех других характеристик:
свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как
разумное существо, с точки зрения рационализма, при-
зван стать властелином мира, перестроить общественные
отношения на разумных основаниях. На этой основе дек-
ларировалось право человека быть равным другому, быть
свободным в своих решениях и действиях, разрабатыва-
лись меры по обеспечению гражданских и политических
свобод. Эти свободы рассматривались «как неотъемлемое
право всякой нации и всякого общества, в виду того, что
они существенно необходимы для сохранения и процвета-
ния общественных союзов» (Гольбах П. Избр. философ,
произв. В 2-х тт. Т. 2. — М., 1963. — С. 533)

Однако общая позиция представителей разных
философских школ, течений и направлений эпохи Про-
свещения не исключала различного решения ими как
мировоззренческих вопросов, так и конкретных про-
блем теории познания. Поэтому при анализе методоло-

Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века 115


гии рационализма наряду с вычленением общих поло-
жений, необходимо акцентировать внимание и на раз-
личии учений.

Весь рационализм при построении философской те-
ории исходит из установки о подобии и конечном совпаде-
нии разума и результатов человеческой деятельности. На
основе этой установки характеристики субъективной де-
ятельности человека и, прежде всего, человеческая со-
знательность (рациональность, целесообразность), были
взяты ими в качестве прообраза, модели всего миропоряд-
ка. Мир предстает в рационалистических системах зако-
носообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводя-
щимся.

Но в конкретной интерпретации устройства этого ми-
ра представители различных мировоззренческих ориен-
тации обнаруживают различные подходы. Идеалистичес-
кий рационализм мистифицирует рациональный аспект
взаимоотношений человека с миром и стремится доказать,
будто бы разумное, рациональное существует вне и неза-
висимо от человеческой деятельности и ее объективиза-
ции. В этих учениях разум как специфическая, сущност-
ная характеристика человека отделяется от его обладате-
ля, затем наделяется самостоятельным существованием,
то есть объективируется. В результате получается образ
субстанции, по своим основным характеристикам анало-
гичной деятельности человека, в которой неразрывно свя-
заны цель и средство, результат и действие, реализация и
замысел.

Представители же материалистического рацио-
нализма субстанциональное, законосообразное устрой-
ство мира связывают с внутренне присущими материи
свойствами. «Вселенная, — пишет Гольбах, — это колос-
сальное соединение всего существующего, повсюду яв-
ляет нам материю и движение...», и далее — «природа
существует сама по себе, действует в силу своей собст-
венной энергии и никогда не может быть уничтожена»
(Гольбах П. Избр. философ, произв. В 2-х тт. Т. 1. — М.,
1963. — С. 88, 504). Вечное пространственно-временное
существование материи и ее непрерывное движение яв-
ляются для французских материалистов XVIII в. несо-
мненным фактом.

Механистический материализм и сенсуализм
в философии эпохи Просвещения

Учение французских материалистов о внутренней актив-
ности материи, о всеобщем характере движения было про-
грессивным завоеванием философской мысли XVIII в. Од-
нако на этих воззрениях лежит печать механицизма. В
XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном
состоянии и поэтому основой общего мировоззрения про-
должала оставаться механика. Законы механики твердых
тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения
возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологичес-
кие и социальные явления развиваются по тем же законам.
Наиболее яркий пример механицизма — взгляды фран-
цузского философа Жюлъена де Ламетри (1709—1751),
изложенные им в сочинении с характерным названием
«Человек-машина». В этой работе Ламетри доказывал, что
люди являются искусно построенными механизмами и
призывал изучать человека, опираясь только на механику
его тела. При этом он полагал, что исследование механики
тела автоматически приведет к раскрытию сущности чув-
ственной и мыслительной деятельности человека.

Наиболее обобщенно и систематично механистичес-
кое мировоззрение материализма эпохи Просвещения вы-
ражено в работе П. Гольбаха «Система природы». Голь-
бах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические
и духовные явления, привычки с помощью чистого меха-
ницизма. В мире ничего не совершается без причины. Вся-
кая причина производит некоторое следствие, не может
быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув,
само становится причиной, порождая новые явления. При-
рода •— это необъятная цепь причин и следствий, беспре-
рывно вытекающих друг из друга. Общее движение в при-
роде порождает движение отдельных тел и частей тела, а
последнее, в свою очередь, поддерживает движение цело-
го. Так складывается закономерность мира.

Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие за-
кономерности мира — это абсолютизируемые законы ме-
ханики твердых тел. «Согласно этим законам, — писал
Гольбах, — тяжелые тела падают, легкие поднимаются,
сходные субстанции притягиваются, все существа стре-

Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века 117


мятся к самосохранению, человек любит самого себя и
стремится к тому, что выгодно ему, лишь только он познал
это и питает отвращение к тому, что может быть ему вред-
ным». Движение и изменение в мире, согласно взглядам
материалистов этой эпохи — это не постоянное порожде-
ние нового, то есть не развитие в собственном смысле, а не-
который вечный круговорот — последовательное возрас-
тание и убывание, возникновение и уничтожение, созида-
ние и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено
принципу непрерывности. В природе нет скачков.

Этот взгляд, направленный против теологических
представлений о свободном творении Бога и чудесах, ба-
зировался на признании всеобщей и непреложной матери-
альной обусловленности. Непрерывная, постоянная и
нерушимая цепь причин и следствий, подчиняют все про-
исходящее в природе всеобщей необходимости. Необходи-
мость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает
в идею предопределенности всего совершающегося, в фа-
тализм. Как вывод, отсюда следует отрицание случайнос-
ти в природе и свободы в поведении человека. «Мы, — пи-
сал Гольбах, — называли случайными явления, причины
которых нам неизвестны и которые из-за своего невежест-
ва и неопытности мы не можем предвидеть. Мы приписы-
ваем случаю все явления, когда не видим их необходимой
связи с соответствующими причинами» (Гольбах П. Избр.
философ, произв. В 2-х тт. Т. 1. — М., 1963. — С. 428).

Фатализм, вера в предопределенность всего сущест-
вующего вопреки общей тенденции философии эпохи Про-
свещения приводили к выводу о предопределенности все-
го существующего, к пассивному подчинению человека
всему тому, что совершается в окружающей его действи-
тельности.

Материалистическое решение мировоззренческого
вопроса об отношении сознания к материи, обусловили
сенсуалистическую трактовку познавательного процес-
са.
Источником всех знаний материалисты считали ощу-
щения, порождаемые в человеке воздействием матери-
альных предметов на его органы чувств. Без ощущений,
без чувств, считали они, ничто не доступно нашему позна-
нию. Главным органом познаний действительности явля-
ется человеческий мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с чувст-

вительным и живым воском, способным принимать всяко-
го рода формы, запечатлевая на себе воздействие внеш-
них предметов. Ламетри же писал о «мозговом экране», на
котором как от волшебного фонаря отражаются запечат-
левающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взгля-
дам материалистов, чувствует посредством соединяю-
щихся в мог.гу периферических нервов. При этом опыт по-
казывает, подчеркивает Гольбах, что те части тела, у
которых прерывается сообщение с мозгом, теряют способ-
ность чувствовать. Если же происходит какое-либо нару-
шение в самом мозгу, то человек или чувствует несовер-
шенным образом или совсем перестает чувствовать. Та-
ким образом, ощущения имеют место тогда, когда мозг
человека может различать производимые на органы
чувств воздействия.

Сенсуализм материалистов XVIII в. не находится в
противоречии с общей рационалистической установкой
философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с
их точки зрения, может быть познана только разумом. Чув-
ственное непосредственное познание является лишь пер-
вым шагом на этом пути. «Уму свойственно наблюдать,
обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключе-
ния», — писал Гельвеции в своем трактате «Об уме». Все
операции человеческого ума Гельвеции сводит к примене-
нию способности сравнения. Он считал, что одной этой спо-
собности достаточно для познания природы.

Признание подобия мира и человеческой жизнедея-
тельности предопределяет и гносеологический оптимизм
материализма XVIII в. Его представители убеждены в не-
ограниченности познавательных возможностей человека.
Не существует ничего, чего люди не могли бы понять, заяв-
ляет Гельвеции. То, что для наших дедов было удивитель-
ным, чудесным и сверхъестественным фактом, становит-
ся для нас простым и естественным фактом, механизм и
причины которого, мы знаем, вторит ему Гольбах. Таким
образом, материалисты XVIII в., несмотря на некоторые
нюансы, в целом, разделяют основные установки филосо-
фии своей эпохи.


а

тема 8

'волюция
британского эмпиризма

конца XVII -

середины XVIII века:

Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм

1/ Теория познания Д. Локка

2/ Субъективный идеализм Д. Беркли

3/ Скептицизм Д. Юма

Основы британского эмпиризма были сформулированы
Фрэнсисом Бэконом. Его учение об опытном источнике че-
ловеческих знаний, а также разработанный им индуктив-
ный метод были рассмотрены ранее, в процессе сопостав-
ления различных методологических подходов рациона-
лизма и эмпиризма. Настал момент более обстоятельно
изучить развитие взглядов Ф. Бэкона в контексте разра-
ботки теории познания, базирующегося на принципах эм-
пиризма.

Теория познания Д. Локка

Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования про-
исхождения, достоверности и объема человеческого зна-
ния поставил перед собой английский философ, врач по
образованию и политик по роду своей практической дея-
тельности, Джон Локк (1632—1704). В своем главном фи-
лософском произведении «Опыт о человеческом разуме»
(1690) Д. Локк задался целью всесторонне обосновать по-
ложение об опытном происхождении всякого человечес-
кого знания. Первый вопрос, который он должен был ре-
шить на пути осуществления своего замысла, это выска-
зать отношение к имевшей широкое распространение
теории «врожденных идей». Д. Локк категорически отвер-
гает возможность существования такого рода идей.

Сторонники теории «врожденных идей» обычно ссы-
лались на всеобщее согласие людей по тем или иным вопро-
сам. «Однако, - писал Д. Локк, — довод со ссылкой на всеоб-
щее согласие, которым пользуются для доказательства су-
ществования врожденных принципов, скорее доказывает,
что их нет: ибо нет принципов, которые бы пользовались при-
знанием всего человечества» (Локк Д. Избр. философ, про-
изв. Т. 1. — М., 1960. —С. 7б). Для доказательства этого поло-
жения Д. Локк приводит множественные примеры из своей
медицинской практики, данных этнографических наблюде-
ний. Те или иные идеи, по мнению английского мыслителя,
одобряются людьми не в силу своей врожденности, а вслед-
ствие своей полезности. Так, например, идея Бога и богопо-
читания не является врожденной, поскольку в мире сущест-
вуют атеисты, отрицающие бытие Бога, а также целые наро-
ды, у которых нельзя найти понятий ни о Боге, ни о религии.
Появление же и распространение этих идей объясняется от-
нюдь не их врожденностью, а влиянием воспитания, образо-
вания, здравого смысла и постоянного интереса к имени Бога.

Поскольку Д. Локк отверг существование врожден-
ных идей, то закономерно встал следующий вопрос: каков
же источник этих идей? Отвечая на этот вопрос, англий-
ский философ ясно формулирует исходный принцип эм-
пиризма. «На опыте основывается все наше знание, от не-
го, в конце концов, происходит наше наблюдение, направ-
ленное или на внешние предметы, или на внутренние
действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируе-
мые нами самими, доставляют нашему разуму весь мате-
риал мышления» (Там же. — С 128).

Как видно из высказывания Д. Локка, он различает два
вида опыта: внешний опыт, состоящий из совокупности оп-
ределений, и внутренний опыт, образующийся из наблюде-
ний ума над своей внутренней деятельностью. Источником
внешнего является объективный материальный мир, кото-
рый воздействует на органы чувств человека и вызывает
ощущения. На этой основе, утверждает английский мысли-
тель, в нас и возникают простые идеи, имеющие реальное
(т.е. объективное) содержание, сообразное самим вещам.

Внешний опыт или рефлексия — это деятельность
нашего ума, когда он занимается переработкой приобре-
тенных идей. Разъясняя свое понимание внутреннего

Эволюция британского эмпиризма конца XVII — середины XVIII века 121


опыта или рефлексии, Д. Локк подчеркивает мысль о том,
что «этот источник идей каждый человек целиком имеет
внутри себя», что он «не имеет никакого дела с внешними
предметами и хотя этот источник не есть чувство..,...тем
не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точ-
но назван внутренним чувством» (Там жг. — С.129). Эта
характеристика внутреннего опыта призвана подчерк-
нуть большое значение деятельности ума, рефлексии. Но
все же, обосновывая главное положение эмпиризма,
Д. Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума,
которая становится предметом рефлексии, протекает
только на основе чувственных данных, возникающих у
человека раньше идей рефлексии. И вообще, душа не мо-
жет мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для
мышления.

Однако при получении идей рефлексии наш ум не
пассивен, а активен. Он совершает некоторые собственные
действия, при помощи которых, из простых идей как мате-
риала и основания для остального, строятся другие. Благо-
даря этой способности, ум имеет больше возможности раз-
нообразить и уменьшить объекты своего мышления беско-
нечно дольше того, чем ему доставили ощущения или
рефлексия. Вместе с тем, Д. Локк четко указывает, что ум
не может выйти за пределы тех первичных идей, которые
формируются на основе ощущений. Внешний опыт явля-
ется основанием, базой всего последующего знания.

По способам образования и формирования все идеи,
по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи со-
держат в себе однообразные представления и восприятия и
не распадаются на какие-то составляющие элементы. Локк
относит к простым идеям идеи пространства, формы, по-
коя, движения, света и т. д. По содержанию простые идеи, в
свою очередь, делятся на две группы. К первой группе он
относит идеи, отображающие первичные или первоначаль-
ные качества внешних объектов, которые совершенно не-
отделимы от этих объектов, в каком бы состоянии они не
были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой
частице материи, достаточно для восприятия объема. Та-
ковы, например, плотность, протяженность, форма, дви-
жение, покой. Эти качества действуют на органы чувств
посредством толчка и порождают в нас простые идеи плот-

ности, протяженности, формы, движения, покоя или числа.
Локк утверждает, что только идеи первичных качеств тел
сходны с ними и их прообразы действительно существуют
в самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно
отображают объективные свойства этих тел.

Ко второй группе он относит идеи, отражающие вто-
ричные качества, которые, по его мнению, не находятся в
самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в
нас различные ощущения своими первичными качества-
ми (т. е. объемом, формой, сцеплением и движением неза-
метных частиц материи). Ко вторичным качествам Локк
относит такие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т. д.
Таким образом, проявление вторичных качеств связыва-
ется английским мыслителем не с самим объективным ми-
ром, а с его восприятием в человеческом сознании.

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из про-
стых идей в результате самодеятельности ума. Д. Локк вы-
деляет три основных способа образования сложных идей:

1. Соединение нескольких простых идей в одну слож-
ную идею;

2. Сведение вместе двух идей, все равно — простых
или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы
обозревать их сразу, но не соединять в одну;

3. Обособление идей от всех других идей, сопутству-
ющих им в их реальной действительности.

В соответствии с характером образования Локк раз-
личает три вида сложных идей по их содержанию.

1. Идеи модусов или «эмпирических субстанций». Сюда
он включает идеи являющиеся либо зависимыми от субстан-
ций (первичных оснований), либо их свойствами последних.

2. Идеи отношения, состоящие в рассмотрении и со-
поставлении одной идеи с другой и приведении к идеям от-
ношений «брат, отец» причины и следствия, тождества и
различия и т. д.

3. Идея субстанции, то есть некий «субстрат», «носи-
тель», «подпорку» простых идей, не имеющих самостоя-
тельного существования субстанции делятся на простые
(«человек») и собирательные (армия, люди).

Для лучшего понимания последователей учения Лок-
ка необходимо более внимательно остановиться на его кон-
цепции субстанции. Как ранее было сказано, Локк пони-
Эволюция британского эмпиризма конца XVII — середины XVIII века 123


мал под субстанцией субстрат, носитель известного каче-
ства или совокупности качеств. Какова же природа этого
субстрата: материальная или духовная? Он признает на-
личие телесной и мыслящей субстанции. Но не устанавли-
вает между ними однозначного отношения. Они как бы ря-
дом положены, хотя и не соприкасаются друг с другом.

Особый интерес представляет также разработанная
Локком концепция абстрагирования или теория образо-
вания наиболее общих понятий (концептов). Именно ха-
рактер этой теории позволяет определить учение Локка о
сложных идеях как концептуализм.

Проблема абстрагирования в истории философии
рассматривалась, прежде всего, как проблема соотноше-
ния общего и единичного в познании, тесно связанная с оп-
ределением роли языка. В средневековой философии эта
проблема решалась с двух диаметрально противополож-
ных позиций — номинализма и реализма. Номиналисты
утверждали, что общее есть просто имя — номен (назва-
ние). В реальности существуют лишь единичные вещи. Ре-
алисты же утверждали, что общая идея существует ре-
ально, а единичное лишь отражение реального существо-
вания идеи этих вещей. Д. Локк стремится найти новый
способ решения этой проблемы на основе теории познания.
Согласно взглядам Локка, общие идеи образуются путем
отвлечения от тех простых идей или признаков предме-
тов, которые являются общими для всех предметов данной
группы. Так, например, если из сложных идей конкретных
людей Петра, Павла, Ивана и т. д. исключить только то, что
есть особенного в каждом из них, и удержать только то, что
есть у них общего и затем это общее обозначить словом «че-
ловек», то получится отвлеченная идея «человека».

Таким образом, согласно учению Локка, существуют
только идеальные единичные вещи.
Общие идеи — это
продукт абстрагирующей деятельности разума. Слова же,
выражающие общее, — лишь знаки общих идей. Концеп-
туализм Локка представляет собой серьезно ослабленный
средневековый номинализм за счет усиления материали-
стических тенденций. Мы уже неоднократно подчеркива-
ли, что Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм
не носил упрощенного характера. Теория абстрагирова-
ния показывает, что Локк придавал большое значение и

рациональной форме познания. Этот рационалистический
уклон отчетливо проявляется в его учении о трех родах по-
знания: интуитивном, демонстративном и опытном.

Самый достоверный род познания, по Локку, — инту-
иция.
Интуитивное познание есть ясное и отчетливое вос-
приятие соответствия или несоответствия двух идей через
их непосредственное сравнивание. На втором месте после
интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит демон-
стративное познание.
В этом роде познания восприятие со-
ответствия или несоответствия двух идей совершается не
непосредственно, а опосредованно, через систему посылок
и выводов. Третий род познания — чувственное или сенси-
тивное познание.
Этот род познания ограничивается вос-
приятием единичных предметов внешнего мира. По своей
достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания
и не достигает ясности и отчетливости. Посредством интуи-
тивного познания мы познаем наше бытие, посредством де-
монстративного познания — бытие Бога, посредством сен-
ситивного познания — существование других вещей.

Субъективный идеализм Д. Беркли

Наиболее интенсивное развитие и своеобразную интерпре-
тацию идеи Д. Локка получили в работах английского фи-
лософа, епископа Д. Беркли (1685—1753). Концептуализм
Локка строился на предположении, что общее — это не
только номен (словесное обозначение, созданное нашим
умом), а представляет собой мысленное отвлечение общих,
повторяющихся признаков вещей. Д. Беркли, по сути дела,
вернулся на позиции номинализма. «Все, что существует,
единично», — утверждает он в трактате «О принципах че-
ловеческого знания» (Беркли Д. Сочинения. — М., 1972. —
С. 281). Общее существует лишь как обобщенный нагляд-
ный образ единичного. С этих позиций Беркли критикует
локковскую теорию абстрагирования, объясняющую спо-
соб образования общих идей. Абстрагирование, отвлече-
ние, по мнению Беркли, невозможно потому, что качества
предметов соединены в предмете неразрывно. Человечес-
кий ум может рассматривать отдельно от других только та-
кие качества, с которыми они соединены в каком-то пред-
Эволюция британского эмпиризма конца XVII — середины XVIII века 125


мете, но без которых они могут в действительности сущест-
вовать. Так, можно представить себе голову без туловища,
цвет без движения, фигуру без веса и т. д., но нельзя пред-
ставить себе человека вообще, т. е. человека, который был
бы ни бледен, ни смугл, ни низок, ни высок. Точно также, ут-
верждает Беркли, нельзя представить себе треугольник во-
обще, то есть треугольник, который не был бы ни большим,
ни меньшим, ни равносторонним, ни разносторонним. Ина-
че говоря, нет и не может быть абстрактной идеи треуголь-
ника, а есть лишь представление о треугольнике с опреде-
ленными конкретными свойствами. Таким образом, «общие
идеи» Локка приобрели у Беркли вид чувственных нагляд-
ных представлений или образов конкретных предметов.

Обоснованию этого положения служит сформулиро-
ванная Д. Беркли концепция репрезентативного (пред-
ставительного) мышления.
Согласно этой концепции, нет
и не может быть абстрактных общих идей, но могут быть и
бывают частные идеи, представляющие собой сходные
идеи данного рода. Так, какой-либо частный треугольник,
замещающий или представляющий все прямоугольные
треугольники может быть назван общим, но абсолютно не-
возможен треугольник вообще.

Беркли считал, что ошибочное мнение о наличии в
душе абстрактных общих идей возникает из неверного по-
нимания языка. Человек использует в своей речи общие
понятия и вследствие этого ему кажется, что он должен об-
ладать и общими идеями, соответствующие этим словам.
Но эти общие идеи придуманы людьми для объяснения то-
го, что они дают общим вещам одинаковые названия. Если
бы не было одинаковых названий, то никому и не пришло в
голову говорить об абстрактных общих идеях.

Теория репрезентативности Беркли, основана на сме-
шении понятия с представлением, речи с мышлением. Пред-
ставление о треугольнике действительно всегда связано с
конкретными треугольниками. Но это совсем не исключает
возможности выработки понятия о треугольнике на основе
выделения его общих, повторяющихся, существенных при-
знаков. Следует также признать верной такую посылку, что
переход к общим абстрактным идеям связан с речью, со сло-
вом. Но будучи формой мышления, слово не тождественно
мышлению. Слово служит формой объективации человечес-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...