Изучение структуры учебной деятельности учащихся
Стр 1 из 22Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Успешная педагогическая деятельность современного учителя невозможна без высокой психологической культуры, которая проявляется в опосредованности психологическими знаниями отношения к себе и взаимоотношений с другими людьми. Психологическая культура педагога включает в себя определённый уровень компетентности в области психологической теории, интерес к внутреннему миру другого человека, уважение особенностей его личности, желание и умение разобраться в собственных отношениях, переживаниях, поступках. Психологическая культура проявляется также в умении организовать свою педагогическую деятельность и деятельность учащихся, опираясь на психологические закономерности. Педагогическая практика в школе является одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, поскольку требует от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания. Эффективная отработка педагогических умений предполагает осознанное установление связи педагогической деятельности с психическим развитием ученика, умение осуществлять познание личности школьника и школьного коллектива, способность анализировать мотивы, цели и способы осуществления собственной деятельности. Целью психологической части практики студентов педагогических специальностей является формирование психологической культуры будущего учителя. Достижение этой цели конкретизируется в следующих задачах: Ø формирование навыков профессиональной рефлексии; Ø освоение методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, межличностных взаимоотношений в группе школьников, а также особенностей личности и деятельности педагога;
Ø формирование профессиональных коммуникативных навыков; Ø овладение навыками психологического анализа урока. Психологическая часть педагогической практики предполагает необходимость актуализации и применения тех теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения психологических дисциплин. Успешность прохождения студентом психологической части практики оценивается по следующим критериям: 1) выполнение всех заданий в полном объеме; 2) владение понятиями, описывающими изучаемые в заданиях психические явления; 3) умение применять психологические понятия для анализа конкретных психических явлений и психологических фактов, наблюдаемых в педагогической практике; 4) умение осуществлять и организовывать наблюдение, беседу, экспериментальное исследование, вести протоколы и анализировать зафиксированные в них факты; 5) умение применять психологические знания при анализе собственной педагогической деятельности. Данное пособие включает в себя задания, которые могут быть использованы как в педагогической практике, так и в процессе практических занятий, для написания курсовых работ по психологии.
Форма отчёта Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части: 1) название задания; 2) цель задания, краткое описание методики исследования; 3) анализ полученных результатов; 4) выводы как оценка достигнутой цели; 5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований. Требования по оформлению отчёта Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:
Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» Кафедра психологии развития
ОТЧЁТ по психологической части практики
студента (ФИО)_____________________________________________ _____________________________________факультета________курса Форма обучения (очная, заочная)_______________________________ Место прохождения практики _________________________________ (район, школа, класс) Сроки практики ________________________ Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________ 20___г. РАЗДЕЛ 1 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ Учебная деятельность – деятельность, направленная на преобразование (дополнение и переструктурирование) опыта субъекта за счёт включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта. Продуктучебной деятельности – усвоенный фрагмент социального опыта и изменение за счёт этого прежнего опыта учащегося. Индивидуальный подход и своевременная помощь ученику при возникновении проблем требует от педагога гибкой ориентировки на индивидуально-психологические особенности учащихся. В основе неуспеваемости школьников лежат разные причины. К первой группе причин можно отнести несформированность структуры учебной деятельности. В этом случае мы наблюдаем низкую и неадекватную мотивацию учебной деятельности, неумение выделять учебную задачу, оценивать успешность своих учебных действий и, как результат, нежелание и неумение школьника учиться. Ко второй группе причин можно отнести особенности развития познавательной сферы учащихся, выражающиеся в индивидуальной организации мыслительной, мнемической деятельности, в способности к самоконтролю и регуляции собственной активности.
Изучение структуры учебной деятельности учащихся Цель: оценить сформированность компонентов учебной деятельности учащихся. Сформированность учебной деятельности учащихся является одним из основных условий их учебных успехов. Для эффективной организации процессов обучения учитель должен уметь ориентироваться на особенности активности учащихся, проявляющиеся в умении управлять собственной учебной деятельностью. Учебная деятельность имеет определённую структуру: учебные мотивы; учебная задача, учебные действия, действия контроля и действия оценки. Содержание задания. Студенту необходимо выбрать двух учащихся с различным уровнем успеваемости и изучить у них с помощью наблюдений, бесед и анализа продуктов деятельности сформированность компонентов учебной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|