Социально-психологическая характеристика класса
Цель: изучить психологические особенности межличностных отношений учащихся в классе и составить социально-психологическую характеристику этого класса. Школьный класс при его изучении должен рассматриваться как малая группа, развитие и функционирование которой влияет на формирование личности каждого ученика. При психологическом анализе группы выделяют её композицию и структуру, групповые нормы и ценности, групповые процессы, систему санкций, а также положение индивида в группе в качестве её члена. В первую очередь, группа характеризуется особенностями и содержанием групповой жизнедеятельности. Необходимо выявить отношение класса к учению. Важно обратить внимание, насколько учебная деятельность объединяет ребят, есть ли в классе взаимопомощь, переживают ли ученики успехи и неудачи своих товарищей. Характер жизни класса проявляется и вне занятий. Следует обратить особое внимание на сложившиеся межличностные отношения, так как их система во многом определяет воздействие группы на личность, её самочувствие, создаёт общий эмоциональный климат в классе. Отношение между учащимися в классе складываются в двух направлениях: деловые отношения и личные. Деловые отношения определяет общественная функция каждого члена группы, в связи с чем один может требовать, другой должен подчиняться, исполнять. Но при этом дети не безразлично относятся друг к другу как личности. Одним симпатизируют, другие безразличны; к кому-то тянутся, хотят дружить, других внутренне отвергают. Эти неформальные внутренние отношения оказывают сильное воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом. Известно, что для каждого ученика в классе, как правило, есть свой круг ближайшего общения – референтная группа, в которой он принят и занимает своё место, играет свою роль. Именно здесь складываются особые отношения. Своя этика, свои неписаные законы. И если групповая этика и содержание референтных групп противоречат требованиям класса, то это может привести к внутригрупповым конфликтам.
Не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей. Нетрудно представить, насколько важно знать учителю межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять школьной группой и активно влиять на формирование каждой личности. Этапы выполнения задания. Студент, выполняя функции классного руководителя, должен изучить свой класс и составить его социально-психологическую характеристику. Для этого необходимо изучить примерную схему социально-психологической характеристики класса и составить план сбора необходимой информации с указанием способа её получения (наблюдение, беседа, экспериментальное исследование, тестирование). Для сбора информации рекомендуется использовать приведённые в данном методическом пособии методики. В процессе прохождения практики необходимо осуществить сбор необходимых материалов для составления социально-психологической характеристики класса. На следующем этапе необходимо проанализировать данные, полученные в ходе изучения класса, обобщить их и составить его характеристику. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА 1.Общие сведения о классе. Композиция класса: количество учащихся, из них девочек и мальчиков, возрастной состав. Время организации, особые условия (например, слияние с другими классами, классных руководителей и других учителей, наличие в классе второгодников и вновь прибывших).
2. Структура класса и взаимоотношения в нём. Социометрическая структура класса. Наличие лидеров (формальных и неформальных), характер их влияния на класс. Психологическая характеристика «звёзд». Наличие микрогрупп. Особенности изолированных детей, возможные причины их изоляции. Эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных учеников. Дезорганизаторы, их влияние на класс. Пассивные ученики, причины их пассивности. Взаимоотношения внутри класса (степень сплочённости, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения). Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками. Проявление товарищества и дружбы между одноклассниками. Отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учащихся. Групповые нормы и ценности, причины их образования. Система санкций, реально функционирующая в данном классе. Характер внутригрупповых конфликтов и способы их разрешения. 3. Содержание и характер групповой деятельности. Учебная деятельность: общая характеристика успеваемости и дисциплины, отношение класса к успеваемости, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всей группы, формы и организация взаимопомощи; позитивные и негативные групповые нормы в учебной деятельности (объяснение неуспевающему ученику домашнего задания, шпаргалка, подсказка, списывание и пр.). Внеучебная деятельность класса. Интерес к музыке, литературе, спорту, коллекционированию и т.д.; формы проявления этого интереса (читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, диспуты и т.д.); участие класса в общественной жизни. Общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни. Виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в общественно полезном труде. Самообслуживание в классе. Поручения в классе. Отношение детей к своим поручениям. 4. Общие психолого-педагогические выводы. Характер общего «эмоционального климата» в классе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряжённо-нервозный и т.д.). Определение основных проблем организации жизни школьной группы и взаимоотношений её членов. Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения.
РАЗДЕЛ 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|