Изучение стиля педагогической деятельности
Цель: изучить стиль собственной педагогической деятельности с помощью самонаблюдения и опросника. Диагностика зарождающегося стиля педагогической деятельности будущего учителя – один из важных аспектов повышения эффективности профессиональной подготовки студентов вуза. Особый интерес представляет собой рефлексивная диагностика педагогической деятельности студентов на первых этапах овладения учительской профессией. Будущий учитель, у которого стиль деятельности еще не сформирован, осознанно или неосознанно выбирает средства достижения педагогического результата в соответствии со своими индивидуальными особенностями. А.К. Маркова и А.Я. Никонова выделяют 4 стиля работы учителя: – эмоционально-импровизационный стиль (далее – ЭИС), – эмоционально-методичный стиль (ЭМС), – рассуждающе-импровизационный стиль (РМС), – рассуждающее-методичный стиль (РМС). В основу типологии положены следующие характеристики: Ø содержательные – преимущественная ориентация учителя (на процесс обучения, на процесс и результат, на результат обучения); Ø динамические – особенности познавательных и эмоциональных процессов; Ø результативные – особенности развития интереса к учению, знаниям и умениям школьников. Краткая характеристика названных стилей: Эмоционально-импровизационный стиль. Учитель этого стиля не стремится к четкому планированию уроков, строит учебный процесс на развитии самостоятельности учеников, не любит заниматься повторением, закреплением и проверкой знаний. Предпочитает работать с «яркими» учениками и поощряет их, увлекается самим процессом работы, проводя ее в быстром темпе, использует импровизацию, ориентирует учащихся на поиск, но не всегда обеспечивает прочное усвоение знаний и навыков. Для отработки на уроке отбирает наиболее интересный материал. Менее интересный, хотя и важный, оставляет учащимся для самостоятельного разбора.
Эмоционально-методичный стиль. Учитель этого стиля четко планирует урок и отрабатывает его поэтапно, следит за уровнем знаний всех учеников (и сильных, и слабых). В его деятельности постоянно представлены закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Учителя отличает оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. Использует богатый арсенал методических приемов, но, в отличие от учителя с ЭИС, стремится активизировать учеников не внешней привлекательностью, а заинтересовать их особенностями самого предмета. К недостаткам стиля относится повышенная чувствительность, обусловливающая излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. Рассуждающе-импровизационный стиль. Учитель этого стиля имеет высокий уровень знаний, он контактен, проницателен, умеет ясно и четко преподать учебный материал, внимательно относится к уровню знаний учащихся, сдержан. Интерес к изучаемому предмету у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако деятельность такого учителя характеризуют и определенные недостатки: слабое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к поддержанию дисциплины на уроке. Педагог много времени отводит ответу каждого ученика, объективно оценивает его, что повышает эффективность его деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Рассуждающее-методичный стиль. Для этого стиля характерны четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Учитель проявляет консервативность в использовании способов и средств педагогической деятельности. Систематичность закрепления, повторения и контроля знаний учащимися сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к малому количеству учащихся, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Пребывание на таких уроках для многих учеников утомительно и не всегда интересно.
Содержание задания. Студенту необходимо организовать наблюдение за собственным стилем педагогической деятельности, фиксируя данные в дневнике самонаблюдения. В конце практики необходимо проанализировать дневниковые записи, а также дополнить полученные представления о зарождающемся стиле с помощью предложенного опросника. Инструкция: Прочитайте нижеприведённые утверждения, соотнесите их с собственной педагогической деятельностью и отметьте те варианты ответов, которые соответствуют Вашему представлению о своем педагогическом стиле (при соответствии двух-трех вариантов отмечаются все колонки).
Анализ полученных результатов. Подсчитайте количество совпадений в каждой колонке и определите, какой стиль наиболее выражен (максимальное количество баллов) в вашей педагогической деятельности. Для наглядности начертите диаграмму психологического профиля стиля педагогической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|