Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7 Историческая культура романтизма (2 ч.)




Европейская историография в первой половине ХIХ в.

Французская революция и кризис просветительской мысли; трансформация исторического сознания. Становление исторического романтизма; понятие «романтизм» и его допустимые значения. Исторический роман как новый тип историописания (В. Скотт). Методология, методы и формы историографии в эпоху романтизма.

Основные направления романтизма в западноевропейской исторической науке. Консерватизм; деятельность Ж. де Местра, Л. Бональда, Ф.Р. Шатобриана. Историческая школа права: основные масли и творчество Ф.К. Савиньи и К.Ф. Эйхгорна. Либеральное направление исторической науки, его деятели: О. Тьерри, Ф. Гизо и др. Демократическое течение, его обоснование в трудах Ж. Мишле. Русский романтизм, начало споров «западников» и «славянофилов». Историко-критическое направление в романтизме, его основные сторонники: Л. Фон Ранке, Б.Г. Нибур и др.

 

Лекция 8 Историческая наука в середине и во 2-ой половине ХIХ в. (2 ч.)

Философско-историческое учение позитивизма и его основы. Значение развития естественных дисциплин, учения Ч. Дарвина. Новое в понимании общественной динамики. Огромный прирост исторического знания в эпоху позитивизма. Характеристика основных историографических школ в исторической науке. Культурно-историческая школа Я. Буркхарта; «государство как произведение искусства». Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер и их историко-экономическая школа. К. Лампрехт и его школа культурно-исторического синтеза. Дискуссия о предмете и месте истории. Взгляды О. конта, В. Дильтея, В. Виндельбанда. Отрицание исторических законов в творчестве Э. Мейера. Концепция «идеальных типов» М. Вебера. Рождение истории как науки.

 

Содержание практических и семинарских занятий.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

ПО ТЕМЕ 2 «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ» (2 часа)

1. Роль мифов в становлении исторического сознания.

2. Вклад греческих историков в развитие исторической мысли.

3. Римские историки и их творчество в контексте развития античной исторической мысли.

4. Исторические произведения античных авторов: сравнительный анализ произведений.

Практическая часть: составление сравнительной таблицы основных идей греческой и римской историографии

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2

ПО ТЕМЕ 3 «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» (2 часа)

1. Провиденциализм как основа средневековых исторических концепций.

2. Общая характеристика средневековой исторической литературы.

3. События европейской истории в трудах средневековых историков.

4. Особенности византийской исторической мысли.

Практическая часть: составление таблицы основных событий библейской истории.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

ПО ТЕМЕ 4 «ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ» (2 часа)

1. Гуманистическая историография эпохи Ренессанса

2. «Научная революция» и историческое знание ХVII в.

Практическая часть: составление сравнительной таблицы основных идей средневековой и гуманистической историографий.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4

ПО ТЕМЕ 5 «СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» (2 часа)

1. Древнерусские летописи как тип историописания.

2. «Повесть временных лет» - ключевое произведение древнерусской исторической мысли.

Практическая часть: осуществление внешней критики источника «Повесть временных лет».

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5

ПО ТЕМЕ 5 «СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» (2 часа)

1. Летописание в период феодальной раздробленности и на ранних этапах формирования единого государства (XII – нач. XV в.).

2. Исторические знания и историческая мысль в едином Русском государстве. Появление новых форм исторических произведений.

3. Русская историческая мысль в ХVIII в.

Практическая часть: составление списка возможных доказательств норманнского и естественного путей складывания древнерусского государства.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6

ПО ТЕМЕ 6 «ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ» (2 часа)

1. «Философская история» ХVIII в

2. Формирование в Европе «национальных» историй.

Практическая часть: составление списка историй государств Западной Европы.

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 7

ПО ТЕМЕ 6 «ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ» (2 часа)

1. Общая характеристика «романтизма» в европейской исторической науке

2. Характеристика основных направлений романтизма.

3. Философские исторические системы.

Практическая часть: составление таблицы основных направлений «романтизма» в историографии с указанием авторов этих идей.

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8

ПО ТЕМЕ 6 «ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ» (2 часа)

1. Основные направления русской исторической мысли в начале ХIХ в.

2. Историко-философские взгляды Данилевского.

3. «Русская историческая школа».

Практическая часть: составление сравнительной таблицы взглядов различных школ русской историографии на основные события русской истории

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 9

ПО ТЕМЕ 6 «ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ» (2 часа)

1. Характеристика процесса становления историографических школ.

2. Дискуссии о месте и предмете истории.

3. Критическое направление в западной историографии.

Практическая часть: составление хронологической таблицы основных исторических идей эпох древности, средневековья, Возрождения, раннего нового времени и эпохи Просвещения.

Содержание самостоятельной работы студентов:

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

· логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

· развитие навыков работы с историческими исследованиями;

· осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

· получение, обработка и сохранение источников информации;

· преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в отечественной и мировой исторической науке в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории исторической науки.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории исторической науки. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью тестовых заданий.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо историографической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей студента.

 

6.1. Содержание обязательной самостоятельной работы студентов

по темам лекционного материала

п/п Тема Наименование занятия Содержание домашней самостоятельной работы студентов Количество времени
Раздел I.
1. История исторической науки в системе социально-гуманитарных дисциплин.      
2. Возникновение исторических знаний. Семинар 1. Историческая мысль в странах Древнего мира Конспект и анализ исторических работ античных авторов (на выбор): Геродот. История. М., 2001. Фукидид. История. М., 1998. Ксенофонт. Греческая история. СПб., 1993. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1987. Флавий Иосиф. Иудейская война. Минск, 1991. 3
Подготовка к семинарскому занятию № 1  
3. Исторические знания в период Средневековья. Семинар 2. Европейская историческая мысль в период Средневековья.    
Подготовка к семинарскому занятию № 2  
4. Историческая мысль в эпоху Возрождения и раннего Нового времени.   Составить и заполнить таблицу: «Основные направления и их представители западноевропейской исторической мысли в эпоху Возрождения».  
5. Становление русской исторической мысли. Семинары 3-4. Русская историческая мысль XI – XVII вв.      
Подготовка к семинарским занятиям № 3-4  
Подготовка к первому текущему контрольному тестированию  
Итого СРС по первому разделу  
Раздел II.
6. Историческая наука в период Нового времени Семинар 5. Западная историческая наука в XVIII – XIX вв.   Подготовка к семинарскому занятию № 5 3
Семинары 6-7. Историческая наука в России (XVIII – XIX вв.)   Подготовка к семинарским занятиям № 6-7.    
7. Основные течения в отечественной и зарубежной исторической науке в XX – н. XXI в.   Семинар 8. Альтернативные подходы к развитию исторического процесса.   Подготовка к семинарскому занятию № 8   2
Семинар 9. Отечественная историческая наука в XX – нач. XXI в. Подготовка к семинарскому занятию № 9  
Подготовка ко второму текущему контрольному тестированию    
Итого СРС по второму разделу  
Всего обязательная СРС по всем разделам  
Подготовка к зачёту 4
             

6.2.Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы

 

Содержание работы Количество времени
1. Составление каталога Интернет-ресурсов по теме: «История становления исторической науки в системе социально-гуманитарных наук».  
2. Написание эссе по темам (на выбор): «Историческая объективность: миф или реальность?» «Проблема выбора исторического пути развития России»  
3. Составить и заполнить таблицу: «Основные направления русской исторической науки XVIII –XIX вв.»  
     
4. Составление терминологического словаря по выбранной теме  
5. Подготовка презентации «Историческая концепция историка (на выбор)»  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...