Лекция 7 Историческая культура романтизма (2 ч.)
Европейская историография в первой половине ХIХ в. Французская революция и кризис просветительской мысли; трансформация исторического сознания. Становление исторического романтизма; понятие «романтизм» и его допустимые значения. Исторический роман как новый тип историописания (В. Скотт). Методология, методы и формы историографии в эпоху романтизма. Основные направления романтизма в западноевропейской исторической науке. Консерватизм; деятельность Ж. де Местра, Л. Бональда, Ф.Р. Шатобриана. Историческая школа права: основные масли и творчество Ф.К. Савиньи и К.Ф. Эйхгорна. Либеральное направление исторической науки, его деятели: О. Тьерри, Ф. Гизо и др. Демократическое течение, его обоснование в трудах Ж. Мишле. Русский романтизм, начало споров «западников» и «славянофилов». Историко-критическое направление в романтизме, его основные сторонники: Л. Фон Ранке, Б.Г. Нибур и др.
Лекция 8 Историческая наука в середине и во 2-ой половине ХIХ в. (2 ч.) Философско-историческое учение позитивизма и его основы. Значение развития естественных дисциплин, учения Ч. Дарвина. Новое в понимании общественной динамики. Огромный прирост исторического знания в эпоху позитивизма. Характеристика основных историографических школ в исторической науке. Культурно-историческая школа Я. Буркхарта; «государство как произведение искусства». Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер и их историко-экономическая школа. К. Лампрехт и его школа культурно-исторического синтеза. Дискуссия о предмете и месте истории. Взгляды О. конта, В. Дильтея, В. Виндельбанда. Отрицание исторических законов в творчестве Э. Мейера. Концепция «идеальных типов» М. Вебера. Рождение истории как науки.
Содержание практических и семинарских занятий. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1 ПО ТЕМЕ 2 «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ» (2 часа) 1. Роль мифов в становлении исторического сознания. 2. Вклад греческих историков в развитие исторической мысли. 3. Римские историки и их творчество в контексте развития античной исторической мысли. 4. Исторические произведения античных авторов: сравнительный анализ произведений. Практическая часть: составление сравнительной таблицы основных идей греческой и римской историографии ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2 ПО ТЕМЕ 3 «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» (2 часа) 1. Провиденциализм как основа средневековых исторических концепций. 2. Общая характеристика средневековой исторической литературы. 3. События европейской истории в трудах средневековых историков. 4. Особенности византийской исторической мысли. Практическая часть: составление таблицы основных событий библейской истории. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3 ПО ТЕМЕ 4 «ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ» (2 часа) 1. Гуманистическая историография эпохи Ренессанса 2. «Научная революция» и историческое знание ХVII в. Практическая часть: составление сравнительной таблицы основных идей средневековой и гуманистической историографий. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4 ПО ТЕМЕ 5 «СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» (2 часа) 1. Древнерусские летописи как тип историописания. 2. «Повесть временных лет» - ключевое произведение древнерусской исторической мысли. Практическая часть: осуществление внешней критики источника «Повесть временных лет».
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5 ПО ТЕМЕ 5 «СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» (2 часа) 1. Летописание в период феодальной раздробленности и на ранних этапах формирования единого государства (XII – нач. XV в.).
2. Исторические знания и историческая мысль в едином Русском государстве. Появление новых форм исторических произведений. 3. Русская историческая мысль в ХVIII в. Практическая часть: составление списка возможных доказательств норманнского и естественного путей складывания древнерусского государства. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6 ПО ТЕМЕ 6 «ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ» (2 часа) 1. «Философская история» ХVIII в 2. Формирование в Европе «национальных» историй. Практическая часть: составление списка историй государств Западной Европы.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 7 ПО ТЕМЕ 6 «ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ» (2 часа) 1. Общая характеристика «романтизма» в европейской исторической науке 2. Характеристика основных направлений романтизма. 3. Философские исторические системы. Практическая часть: составление таблицы основных направлений «романтизма» в историографии с указанием авторов этих идей.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8 ПО ТЕМЕ 6 «ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ» (2 часа) 1. Основные направления русской исторической мысли в начале ХIХ в. 2. Историко-философские взгляды Данилевского. 3. «Русская историческая школа». Практическая часть: составление сравнительной таблицы взглядов различных школ русской историографии на основные события русской истории
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 9 ПО ТЕМЕ 6 «ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ» (2 часа) 1. Характеристика процесса становления историографических школ. 2. Дискуссии о месте и предмете истории. 3. Критическое направление в западной историографии. Практическая часть: составление хронологической таблицы основных исторических идей эпох древности, средневековья, Возрождения, раннего нового времени и эпохи Просвещения. Содержание самостоятельной работы студентов: Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач: · логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий; · развитие навыков работы с историческими исследованиями; · осуществление эффективного поиска информации и критики источников; · получение, обработка и сохранение источников информации;
· преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в отечественной и мировой исторической науке в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории исторической науки. Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории исторической науки. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью тестовых заданий. Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо историографической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей студента.
6.1. Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам лекционного материала
6.2.Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|