Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особо охраняемые природные. Территории России. 1. Государственное управление ООПТ в России. Категории. Уровни значения




ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ

ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

 

1. Государственное управление ООПТ в России

Государственное управление ООПТ в нашей стране насчитывает почти 100 лет. За это время система территориальной охраны природы не один раз переживала сложные периоды.

В 1921 г. вышел Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков». В нем принцип неприкосновенности заповедных участков впервые получил конкретное юридическое воплощение. Еще более четко понятие заповедности было сформулировано в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 5 октября 1921 г. «Об охране участков природы и ее отдельных произведений, имеющих преимущественно научное или культурно-историческое значение». «Участки природы..., представляющие особую научную или культурно-историческую ценность, подлежат охране или с ограничением их использования или с оставлением в неприкосновенном виде. С этой целью им может быть присвоена заповедность».

По распоряжению Наркома просвещения А. В. Луначарского работами по государственному заповеданию памятников природы в это время руководит Научный отдел Наркомпроса. В этот период намечено создание 63 заповедников и 100 художественных парков на всей территории СССР. В 1929 г. принимается первый нормативный документ, определивший статус заповедников в нашей стране – «Типовое положение... ».

Совместным постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 20 августа 1933 года был создан специализированный орган управления заповедниками (национальных парков и других крупных ООПТ тогда не было) – Комитет по заповедникам (позднее переименован в Главное управление по заповедникам). Это принятое управленческое решение сыграло выдающуюся роль в становлении и развитии российской системы государственных заповедников (да и отечественного заповедного дела в целом). Причем мощными темпами стала расширяться сеть заповедников. Уже в 1935 году в РСФСР было создано сразу 7 ( семь) новых заповедников. При Комитете (а затем при Главке) действовал авторитетный Ученый Совет, систематически издавались научно-методические записки.

Самостоятельный специализированный государственный орган по управлению заповедниками действовал в РСФСР 18 лет (1933–1951 гг. ). За это время официальные положения о заповедниках были приняты в 1933, 1940, и 1944 гг. Но в августе 1951 году этот орган был ликвидирован по велению И. В. Сталина. Еще некоторое время просуществовал Главк по заповедникам при Совмине СССР, а затем заповедное дело полностью утратило самостоятельность. За него отвечало то Министерство сельского хозяйства, то Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР, то Госкомприроды СССР, то Министерство природных ресурсов РФ. Причем различные категории ООПТ часто находились в подчинении различных ведомств. Так, когда в 1983 г. начали создаваться российские национальные парки, они относились к системе Министерства лесного хозяйства. Несколько заповедников существовали в системе Академии наук СССР (позднее, Российской академии наук). Так Дальневосточный государственный морской заповедник был подчинен Институту биологии моря РАН. Государственный природный заповедник Кедровая падь один из старейших заповедников России, организованный еще в 1925 году, а также Уссурийский государственный заповедник имени В. Л. Комарова находились в ведении Биолого-почвенного института Дальневосточного отделения РАН. Ильменский государственный заповедник, расположенный в северной части Челябинской области, имел статус научно-исследовательского института в составе Уральского отделения Российской Академии наук. Кроме этого, Государственный природный заповедник Галичья Гора находился в ведении Воронежского Государственного университета как учебная база.

В настоящее время статус ООПТ определяется Федеральными законами:

- «Об охране окружающей среды» (2002), «

- Об особо охраняемых природных территориях»,

-«О природных лечебных ресурсах, природно-оздоровительных местностях и курортах».

А так же

- специальными положениями по режиму отдельных особо охраняемых природных территорий – о государственных природных заповедниках, национальных парках и др., утверждёнными Правительством РФ

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования ООПТ, является Федеральный закон «Об ООПТ» (1995)

Согласно принятому в России в 1995 г. Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», к таковым относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны [47].

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий (Статья 2, пункт 2 Закона «Об ООПТ»):

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Законом предусмотрено, что органы государственной власти могут устанавливать и другие категории ООПТ (городские леса и парки, зеленые зоны, памятники садово-паркового искусства, биостанции, микрозаповедники, охраняемые природные ландшафты, речные системы, береговые линии и др. ). Общее количество различных категорий ООПТ в России превышает 250 наименований. ООПТ могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

 

Таблица 1 - Уровни значения и категории ООПТ России

Категории

Уровни значения

федеральный региональный местный
Заповедник +    
Национальный парк +    
Природный парк   +  
Заказник + +  
Памятник природы + +  
Ботанические сады и дендрологические парки + + +
Лечебно-оздоровительные местности и курорты + + +

 

Развитие территориальных форм охраны природы в России по сравнению с другими странами отличается очень большой спецификой. Это связано прежде всего

-с огромными размерами территории страны, значительная часть которой не затронута деятельностью человека,

- низкой средней плотностью населения (при очень высоких региональных контрастах),

- научными традициями, в соответствии с которыми в развитии ООПТ долгое время упор делался на организацию заповедников.

На 2020 г. по данным ВНИИ Экологии в России насчитывается 11825 ООПТ различного ранга, занимающих около 12% от общей территории страны. Это меньше, чем во многих других странах. Однако, как уже отмечалось, необходимо учитывать огромные пространства России и то обстоятельство, что около половины площади страны занимают территории, практически не затронутые хозяйственной деятельностью.

Если же рассматривать абсолютные показатели, то суммарная площадь всех российских ООПТ превышает площадь таких европейских стран, как Франция, Германия и Италия, вместе взятых. Одна крупная российская охраняемая природная территория может превышать размеры среднего европейского государства, например, Нидерландов.

Внутри субъектов РФ распределение ООПТ очень неравномерное. Так, в Кабардино-Балкарии, Адыгее и на Камчатке суммарная площадь ООПТ всех уровней составляет около 30% площади региона, в то время как в Тамбовской области и Ставропольском крае эта величина равна 0, 4%.

В основе развития российских ООПТ присутствуют несколько составляющих:

1. Создание новых ООПТ. Несмотря на недофинансирование даже существующих объектов, новые ООПТ все же получают юридическую защиту (в оптимальном случае на уровне землепользователя). Большое значение в последние годы для организации новых ООПТ имеет поддержка Всемирного фонда охраны дикой природы, т. к. международное сообщество видит в России страну с богатыми резервами создания ООПТ для эффективной охраны ландшафтного и биологического разнообразия севера Евразии.

2. Совершенствование внутрирегиональной сети ООПТ на основе системного подхода, создание из отдельных ООПТ экологических сетей.

3. Экологическая реставрация нарушенных территорий, особенно в староосвоенных регионах, с восстановлением ландшафтов и биоразнообразия, близких к исходным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...