Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы

1.  Представьте, что вам предстоит проводить свою первую консультационную сессию и вы сами можете выбрать, в каких условиях она будет проходить. Как бы вы подготовили помещение и как бы провели первые 10 минут с предполагаемым клиентом? Сделайте заметки и рисунки на эту тему, поделитесь своими идеями с другими учащимися.

2.  Какие типы людей более привлекательны для вас? С какими людьми вам ' наиболее трудно общаться? В группах по три человека разыграйте 15-минутную сессию с таким трудным клиентом. Проследите за своими вербальными и невербальными действиями. Расскажите вашему клиенту и наблюдателю, что вы заметили, а затем послушайте их рассказ о том, что они наблюдали.

3.  Что бы вы могли сделать, чтобы стать более привлекательным (приятным) для вашего клиента? Обсудите свои предложения с однокурсниками в открытой дискуссии. Отличается ли список идей, составленный группой, от списка Барбары Окунь? Чем? Какие пункты вы считаете наиболее значимыми для того, чтобы стать эффективным консультантом?

4.  Б группах по четыре человека обсудите стратегии, которые вы могли бы применить, чтобы помочь клиенту с нереалистичными целями изменить ожидания, касающиеся консультирования. Пусть в вашей дискуссии каждый член группы изобразит особый тип нереалистичного клиента. Заметьте, как ваши ответы изменяются в различных ситуациях.

5.  Каким стало ваше отношение к профессии консультанта сейчас, после того как вы получили некоторое представление о начале процесса консультирования? Обсудите свои чувства и мысли с другими учащимися. Насколько существенно ваши нынешние представления и мысли отличаются от тех, которые были у вас в начале занятий? Чем именно?

Литература

Allen G (1977). Understanding psychotherapy: Comparative perspectives. Champaign IL: Research Press.

Alyn J- H. (1988). The politics of touch in therapy: A response to Willison and Masson. Jornal of Counseling and Development, 66, 432-433.

Benjamin A. (1987). The helping interview (4th ed.). Boston: Houghton Miffin.

Bolton R. (1979). People skills: How to assert yourself, listen to others, and resolve conflicts. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

Brammer L. M., Abrego R & Shostrom E. (1993). Therapeutic counseling and psychotherapy (6th ed.). Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.

Brammer L. M. & MacDonald G. (1996). The helping relationship (6th ed.). Boston: Allyn & Bacon.

Brown R. D. (1970). Experienced and inexperienced counselors' first impressions of clients and case outcomes: Are first impressions lasting?/ou??zfl/ of Counseling Psychology, 17, 550-558.

Carkhuff R. R. (1969). Helping and human relations. New York: Holt Rinehart SWinston.

Claiborn C. D. (1979). Counselor verbal intervention, non-verbal behavior and social power. Journal of Counseling Psychology, 26, 378-383.

Cormier W. H. & Cormier L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers (4th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Day R. W. & Sparacio R. T. (1980). Structuring the counseling process. Personnel and Guidance Journal, 59, 246-249.

Del Prete T. (1998). Getting back in touch with students: Should we risk it? Prof essional School Counseling, 1(4), 62-65.

Dorn F. J. (1984). The social influence model: A social psychological approach to counseling. Personnel and Guidance Journal, 62, 342-345.

Doyle R. E. (1998). Essential skills & strategies in the helping process (2nd ed.). Pacific

Grove, CA: Brooks/Cole. Dyer W. W. & VriendJ. (1977). A goal-setting checklist for counselors. Personnel and Guidance Journal, 55,469-471.

Egan G. (1998). The skilled helper (6th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Erdman R. & Lampe R. (1996). Adapting basic skills to counsel children. Journal of Counseling and Development, 74, 374-377.

Evans D. R., Hearn M. Т., Uhlemann M. R. & Ivey A. E. (1998). Essential inteiviewing (5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Fong M. L. & Cox B. G. (1983). Trust as an underlying dynamic in the counseling process: How, clients test trust. Personnel and Guidance journal, 62, 163-166.

Gaivin M. & Ivey A. E. (1981). Researching one's own interviewing style: Does your theory of choice match your actual practice? Personnel and Guidance journal, 59, 536-542.

Gaxda G. M., Asbury F. R., Balzer F. J., Childers W С & Phelps R. E. (1994). Human relations development: A manual/or educators (5th ed.). Boston; Allyn & Bacon.

Gill S.J. (1982). Professional disclosure and consumer protection in counseling. Personnel and Guidance Journal, 60, 443-446.

Goldstein A- P. (1973). Structural learning therapy: Toward a psychotherapy for the poor. New York; Academic Press.

Goodyear R. К. & Bradley F. O. (1980). The helping process as contractual. Personnel and Guidance Journal, 58, 512-515.

Haase R. F. (1970). The relationship of sex and instructional set to the regulation of interpersonal interaction distance in a counseling analogue. Journal of Counseling Psychology, 17, 233-236.

Haase R. F. & DiMattia D. J. (1976). Spatial environments and verbal conditioning in a quasi-counseling interview. Journal of Counseling Psychology, 23, 414-421.

Hackney H. & Cormier L. S. (1994). Counseling strategies and interventions (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon.

Harris S. M. & Busby D. M. (1998). Therapist physical attractiveness: An unexplored influence on client disclosure. Journal of Marital and Family Therapy, 24, 251-257.

Hill C. (1975). A process approach for establishing counseling goals and outcomes. Personnel and Guidance Journal, 53, 571-576.

Hinson J. A. &SwansonJ. L. (1993). Willingness to seek help as a function of self-disclosure and. problem severity. Journal of Counseling and Development, 71, 465-470.

Hubble M. A. & Gelso C.J. (1978). Effects of counselor attire in an initial interview. Journal of Counseling Psychology, 25, 581-584.

Ivey A. E. (1971). Microcounseling. Springfield, IL: Thomas.

Ivey A. E. (1994). Intentional interviewing and counseling {3rd ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

James M. D. & Hazier R.J. (1998). Using metaphors to soften resistance in chemically dependent clients./ouma/ of Humanistic Education and Development, 36,122-133.

Kelly K. R. & Stone G. L. (1982). Effects of time limits on the interview behavior of type A and persons within a brief counseling analog. Journal of Counseling Psychology, 29, 454-459.

Kerr B. A., Claiborn C. D. & Dixon D. N. (1982). Training counselors in persuasion. Counselor Education and Supervision, 22,138-147.

Knowles D. (1979). On the tendency of volunteer helpers to give advice. Journal of Counseling Psychology, 26,352-354.

LaCross M. В.. (1975). Non-verbal behavior and perceived counselor attractiveness and persuasiveness. Journal of Counseling Psychology, 22, 563-566.

Levine E. (1983). A training model that stresses the dynamic dimensions of counseling. Personnel and Guidance Journal, 61, 431-433.

Lichtenberg J. W. (1986). Counseling research: Irrelevant or ignored? Journal of Counseling and Development, 64, 365-366.

Loesch L. (1984). Professional credentialing in counseling: 1984. Counseling and Human Development, 17, 1-11.

Manthei R.J. (1983). Client choice of therapist or therapy Personnel and Guidance Journal, 61,334-340.

Mehrabian A. (1970). Some determinants of affiliation and conformity Psychological Reports, 27, 19-29.

Mehrabian A. (1971). Silent messages. Belmont СA: Wadsworth.

Napier A. & Whitaker С (1978). The family crucible. New York: Harper & Row.

Nichols M. R. (1998). The lost art of listening. IAMFC Family Digest, 11(1), 1-2, 4, 11.

Okun B. F. (1997). Effective helping (5th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Otani A. (1989). Client resistance in counseling: Its theoretical rationale and taxonomic classification. Journal of Counseling and Development, 67, 458-461.

Paradise L. V. & Wilder D. H. (1979). The relationship between client reluctance and counseling effectiveness. Counselor Education and Supervision, 19, 35-41.

Patterson С. Н. (1985). The therapeutic relationship. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Patterson L. E. & Welfel E. R. (1994). Counseling process (4th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/ Cole.

Ponzo Z. (1985). The counselor and physical attractiveness. Journal of Counseling and Development, 63, 482-485.

Riordan R., Matheny K. & Harris С (1978). Helping counselors minimize client resistance. Counselor Education and Supervision, 18, 6-13.

Ritchie M. H. (1986). Counseling the involuntary client. Journal of Counseling and Development, 64, 516-518.

Rogers, С R. (1961). On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin.

Roloff M. E. & Miller G. R. (Eds.). (1980). Persuasion: New directions in theory and reseaixh. Beverly Hills CA: Sage.

Rule W. R. (1982). Pursuing the horizon: Striving for elusive goals. Personnel and Guidance Journal, 61,195-197. Sack R. T. (1985). On giving advice. АМН CA Journal, 7, 127-132.

Sack R. T. (1988). Counseling responses when clients say «I don't know». Journal of Mental Health Counseling, 10, 179-187.

Schofield W. (1964). Psychotherapy: The purchase of friendship. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.

Senour M. N. (1982). How counselors influence clients. Personnel and Guidance Journal, 60, 345-349.

Shertzer B. & Stone S. С (1980). Fundamentals of counseling (3rd ed.). Boston: Houghton Mifflin.

Siegal J. C. & Sell J. M. (1978). Effects of objective evidence of expertness and nonverbal behavior on client perceived expertness. Journal of Counseling Psychology, 25, 188-192.

Sielski L. M. (1979). Understanding body language. Personnel and Guidance Journal, 57, 238-242.

Strong S. R. (1968). Counseling: An interpersonal influence process. Journal of Counseling Psychology, 75,215-224.

Strong S. R. (1982). Emerging integrations of clinical and social psychology: A clinician's perspective. In G. Weary & H. Mirels (Eds.) Integrations of clinical and social psychology (pp. 181-213). New York: Oxford University Press.

Vriend J. & Dyer W. W. (1973). Counseling the reluctant client. Journal of Counseling Psychology, 20, 240-246.

Warnath C. F. (1977). Relationship and growth theories and agency counseling. Counselor Education and Supervision, 17, 84-91.

Watkins С. Е. Jr. (1983). Counselor acting out in the counseling situation: An exploratory analysis. Personnel and Guidance Journal, 61, 417-423.

Watkins С E. Jr. & Schneider L.J. (1989). Self-involving versus self-disclosing counselor statements during an initial interview Journal of Counseling and Development, 67,345-349.

Weinrach S. G. (1987). Microcounseling and beyond: A dialogue with Alien Ivey. Journal of Counseling and Development, 65, 532-537.

West M. (1975). Building a relationship with the unmotivated client. Psychotherapy, 12, 48 – 51

Wilcox-Matthew L., Ottens A. & Minor С W. (1997). An analysis of significant events in counseling. Journal of Counseling & Development, 75, 282-291.

Willison B. & Masson R, (1986). The role of touch in therapy: An adjunct to communications. Journal of Counseling and Development, 65, 497-500.

Young M. E. (1998). Learningthe artof helping. Upper Saddle River, NJ: Merrill/Prentice Hall.

Глава 6. Содержание работы в отношениях консультирования

 

 

Я слушаю твой рассказ о том, как чувства бушуют и мечутся в твоей душе. Мать умерла. Ребенок брошен. Ты, бывший тем ребенком, не забыл, что значит – остаться одному.

Я киваю головой, твои слова продолжают литься, наполненные злостью тех лет и чувствами, которые ты бережно извлекаешь, после стольких лет, из ненадежной памяти.

Вот ты пробуешь их горький вкус, который ты отказывался пробовать в семь лет. Я мысленно вздрагиваю, наблюдая, как ты раскрываешь свою жизнь навстречу темному потоку боли, которая с возрастом стала сильнее.

 

S. Т. Gladding, «Memory traces», 1977 North Carolina Personnel and Guidunce Journal, 6, p. 50.


Успешность любого усилия в консультировании зависит от продуктивности альянса между консультантом и клиентом (Kottler, Sexton & Whiston, 1994; Okun, 1997). Формирование взаимоотношений между ними – это эволюционный процесс, который включает в себя исследование ситуации, побудившей клиента обратиться за помощью. Согласно Каркхуффу и Энтони (Carkhuff & Antony, 1979), в это время процесс оказания помощи проходит фазы вовлечения и исследования. (См. главу 5, где описаны фазы инициирования и формирования взаимоотношений консультирования.) По завершении этих фаз взаимоотношения консультанта и клиента вступают в фазы понимания и действия. В начальной стадии интересы клиента, как правило, сформулированы довольно широко и обобщенно, но по мере продвижения процесса консультирования цели конкретизируются и уточняются.

Когда клиенты приступают к консультированию, какие-то элементы их жизненного опыта являются открытыми и понятными, другие – скрытыми или замалчиваемыми. Окно Джогари (Johari), показанное на рис. 6.1, является концептуальной схемой, с помощью которой можно продемонстрировать, как большинство людей вступает во взаимоотношения консультирования (Luft, 1970).

  Известное себе Неизвестное себе
Известное другим I. Область свободной деятельности III. Слепая область – невидимая себе самому, видимая другими
Неизвестное другим II. Избегаемая, или скрытая, область – скрытая от других часть «Я» IV. Область неизвестной деятельности

 

Рис. 6.1. Окно Джогари: клиент до консультирования

Источник: Of Human interaction» (p. 13), by J. Luft Palo Alto, CA: National Press Books. 1969 and «Group Processes: An Introduction to Group Dynamics» (3rd ed.) by J. Luft Mountain View, CA: Mayfield Publishing Co., 1984.

 

Цель первых двух фаз консультирования – помочь клиентам снять напряжение настолько, чтобы те смогли рассказать свою историю и раскрыть сведения, расположенные в «слепых» областях их сознания – областях, о существовании которых они и не подозревали (рис. 6.1). Когда клиенты достигнут лучшего понимания этих областей (причем это понимание не обязательно должно быть вербализовано), опираясь на полученные знания они смогут решать, как действовать дальше. Если эта работа проходит успешно, клиенты расширяют зону свободной активности, в то время как размеры других сдерживающих областей сокращаются, как это представлено на схеме Джогари (рис. 6.2).

Взаимоотношения при знакомстве (в начале консультирования)

 

Близкие взаимоотношения (при завершении консультирования)

I II  

I

II

III

IV

 
 
  III IV

 

Рис. 6.2. Модификация окна Джогари: после взаимодействия клиента с консультантом

Источник: Of Human interaction» (p. 14), byj. Luft Palo Alto, CA: National Press Books. 1969 and «Group Processes: An Introduction to Group Dynamics» (3rd ed.) by J. Luft Mountain View, CA: Mayfield Publishing Co., 1984.

Может показаться, что процесс консультирования, описанный в этой книге и представленный в окне Джогари, является линейным, но это не так. Консультирование носит системный характер, в нем задействовано множество различных факторов, постоянно взаимодействующих Друг с другом. Следовательно, отдельные процессы могут в значительной степени накладываться один на другой (Egan, 1998), а некоторые методы, применяемые в фазах вовлечения и исследования, используются также в фазах анализа и действия. Поскольку консультирование – прогрессирующий процесс, то по мере его развития регулярно обновляется набор используемых навыков. Консультирование требует постоянного внимания к состоянию взаимоотношений и к особенностям развития клиента. Консультант должен быть готов к новым потребностям и запросам клиента по мере их развития.

В этой главе мы исследуем умения, обычно ассоциируемые с фазами понимания и действия, С этими фазами связан целый ряд умений консультанта, таких как изменение восприятия ситуации, наведение, полимодальное реагирование, точная эмпатия, самораскрытие, непосредственность реакции, конфронтация, заключение контракта и репетиция. Кроме того, клиенты и консультанты должны проработать возникающие в ходе консультирования переносы и контрпереносы, проистекающие из прошлого опыта или из существующих обстоятельств (Gelso& Carter, 1985). Необходимо постоянно раскрывать и использовать в терапевтических целях реальные аспекты взаимоотношений клиента и консультанта {то есть те, которые не перекрыты механизмами защиты, такими как отрицание или проекция).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...