Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консультирование и духовность

Последней областью, к которой мы обратимся в этой главе, посвященной особенностям различных культур и групп населения, является духовность – сложное многомерное понятие. «До настоящего времени не существует общего согласия в определении духовности» (Ganje-Fling & NcCarthy, 1996, p. 253). Тем не менее на важность рассмотрения вопросов духовности в консультировании указывали такие светила науки, как Карл Юнг, Виктор Франкл, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй. Духовность, как правило, относят к уникальному личностно значимому опыту трансцендентного характера, который ассоциируется с единением и благом (Hinterkopf, 1997; Westgate, 1996).

Во всестороннем кратком обзоре духовности, религии и консультирования, Ингерсол (Ingersoll, 1994) указывает на важность определения духовности и предлагает перечень параметров для ее описания.

· Понятие божества или силы, более могущественной, чем человек.

· Ощущение смысла.

· Связь с божественной силой.

· Постижение тайны.

· Ощущение радости.

· Занятие деятельностью по укреплению духовности.

· Систематическое использование духовных сил как интегратора жизни.

Таким образом, духовная жизнь человека зачастую включает активный поиск способов преодоления ограниченных рамок своего обыденного существования, чтобы стать ближе к смыслу жизни, в том числе к исключительности высшего божества (Chandler, Holden & Kolander, 1992; Kelly, 1995).

В консультировании происходит рост интереса к вопросам духовности и понимания ее значения для благополучия тех, кто обращается за помощью и стремится поддержать свое собственное психическое здоровье (Burke & Miranti, 1995; Hudson, 1998). «Необходимость образования консультантов в вопросах духовности осознается на государственном уровне, что уже нашло отражение в образовательных программах по консультированию» (Myers & Truluck, 1998, p. 120). Три недавних события серьезно повлияли на отношение к проблемам духовности в Америке в целом и в профессии консультирования в частности. Первое – «это неформальная духовность, пропагандируемая организациями "Анонимных алкоголиков", "Взрослым» детьми алкоголиков" и другими программами "12 шагов"» (Buttler, 1990, р. 30). Второе – работа Скотта Пека, чьи книги, особенно «The Road Less Traveled» (Peck, 1978), преодолевают пропасть между традиционной психотерапией и религией. Заключительное событие – это серия фильмов о Джозефе Кэмпбелле. В интервью с Биллом Мойерсом (Moyers) Кэмпбелл «придал респектабельность духовно-психологическим поискам в их современном виде» (Buttler, 1990, р. 30).

Невозможно определить причины, обусловившие массовое влияние этих трех событий. Тем не менее Ассоциация за духовные, этические и религиозные ценности в консультировании (ASERIV) была в 1990-е годы одним из самых быстро растущих подразделений А СА. Наблюдалось также возобновление интереса к консультанту как духовному лицу (Goud, 1990; Kottler, 1986) и использование религиозных или духовных ценностей клиентов в целях содействия прогрессу в консультировании (Aust, 1990; Goldberg, 1994).

Ингерсол (Ingcrsoll, 1994) утверждает, что консультанты, заинтересованные в качественной работе с клиентами, обладающими особым духовным мировоззрением, могут легче всего этого достичь, продемонстрировав, что они разделяют убеждение о важности духовности в жизни клиента. Занимаясь разрешением проблем своих клиентов, консультанты должны применять язык и образы, которые конгруэнтны мировоззрению клиентов, а также консультироваться с другими «целителями» в жизни клиента, например со священниками. Этот процесс требует внимания к культурным особенностям клиентов, а также действий в соответствии с самыми высокими этическими стандартами. По мере того как консультанты начинают обращаться к клиенту как к целостной личности, вопрос о духовности клиента или о его духовных ресурсах во многих случаях приобретает фундаментальное значение.

Иногда источник духовности видят в каком-либо философском учении или в религиозной вере, например в дзэн-религии, буддизме или в христианстве. в других случаях она понимается как нечто более туманное. Независимо от форм, принимаемых духовностью, этот аспект жизни клиентов может быть усилен путем создания ритуалов или другими способами, увеличивающими сосредоточенность клиента на своей жизни. Это помогает ему больше ценить жизнь, не преуменьшая при этом собственной значимости. Например, один из ритуалов, к участию в котором могли бы быть приглашены потерявшие душевное равновесие клиенты, заключается в составлении списка из пяти вещей (предметов, обстоятельств), за которые они благодарны (Hudson, 1998). Такая процедура может помочь им отвлечься от чувства горечи и преодолеть временные неприятности.

Кроме того, что медитация или молитва оказывают несомненную помощь клиентам, некоторые их формы могут стать важными и в жизни консультантов. Кел-ли (Kelly, 1995) выявил в результате обследования репрезентативной выборки американских консультантов, входящих в АСА, что большинство респондентов относят духовность к своим жизненным ценностям (даже больше, чем официальную религию). Во многих случаях «личная духовность или религиозность консультантов может обеспечить ценностную базу для того, чтобы подстроиться под духовные и религиозные запросы клиентов» (Kelly, 1995, р. 43). Таким образом, консультантам следует учитывать не только духовность клиентов, но и свои собственные духовные ценности.

Резюме

В этой главе мы проанализировали проблемы консультирования отдельных групп населения: культурных меньшинств, пожилых людей, женщин, мужчин, людей нестандартной сексуальной ориентации, представителей различных религиозных конфессий. В профессиональной литературе имеется обширный материал по общим проблемам каждой из этих групп, равно как и по теориям и методам консультирования, наиболее подходящим для работы с представителями этих групп. Разумеется, многими программами подготовки дипломированных специалистов в консультировании предлагаются специальные курсы, предусматривающие узкую направленность консультанта на работу с одной или с несколькими из этих групп.

Хотя информация о различных группах населения может показаться несвязанной между собой, это не так. Связующим звеном является идея, что консультанты, работающие с клиентами из различных групп, должны хорошо понимать как их общегрупповые черты, так и индивидуальные особенности. Только в этом случае они смогут эффективно заниматься решением кик общих, так и специфических проблем этих клиентов. С представителями отдельных культурных, конфессиональных и возрастных групп, представителями обоих полов и сексуальных меньшинств связаны стереотипы и определенные роли. Культурные ограничения влияют на развитие не только отдельных людей, но также и общества в целом. Преодоление традиций, предрассудков, страхов и беспокойства, а также обучение новым навыкам, базирующимся на достоверной информации и чуткости к культурным и иным особенностям, является важной составляющей консультирования в мультикультуральном и плюралистическом обществе.

При работе со специфическими группами консультанты должны осознавать уникальность этих групп и их основные проблемы. Они должны также хорошо понимать ограничения и предназначение применяемых теорий консультирования. Многословие и самораскрытие не ценятся во многих культурах, особенно при общении с тем, кто не разделяет их обычаев. Пол и сексуальная ориентация так же представляют собой факторы, влияющие на проявления чувств и личных пристрастий. Возраст и духовное развитие также имеют значение в процессе консультирования. Чтобы извлечь пользу из консультирования, пожилые люди нуждаются в особом, уникальном способе выражения эмоций и разрешения конфликтов, связанных с прошлым. Аналогичным образом религиозно настроенные клиенты могут придерживаться своих, нетрадиционных точек зрения и особых способов разрешения проблем.

Консультанты должны постоянно спрашивать себя, чем каждый из их клиентов отличается от других и в чем он подобен другим. В чем состоит внутри- и межгрупповая общность, а в чем – уникальность. Оки должны сосредоточиваться на развитии своей способности понимать как глобальные проблемы, так и индивидуальные запросы клиентов. Когда клиенты существенно отличаются от консультантов, необходимо уделить повышенное внимание процессу установления и развития консультационных взаимоотношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...