Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полимодальное реагирование

Люди предпочитают различные способы получения информации, поступающей через органы чувств. Консультанты могут повысить свою эффективность, учитывая разнообразие способов получения информации из окружающего мира и тот факт, что предпочтение того или иного способа влияет на восприятие и поведение. Некоторые клиенты воспринимают мир визуально: они «видят» происходящее, употребляют для описания ситуаций слова, связанные со зрением. Другие ориентируются главным образом на слух: они «слышат» мир вокруг себя. Есть люди, которые ориентируются кинестетически: они «телесно ощущают» ситуации, как будто находятся в физическом контакте с ними. (Двое из моих троих детей описывают окружение в значительной степени с помощью характеристик, связанных с обонянием.) Независимо друг от друга Иви (Ivey, 1994) и Лазарус (Lazarus, 1995) высказали мнение, что приспосабливание к основным способам восприятия и познания, свойственным клиенту, является решающим в достижении желательного изменения. Поскольку многие клиенты владеют многообразными способами познания мира, консультанты должны менять свои реакции и включать в свой репертуар слова, которые отражают понимание мира клиента. Например, консультант может сказать человеку с выраженным полимодальным восприятием: «Я вижу ваш взгляд на ситуацию и слышу ваше волнение. Я чувствую, что вы потеряли почву под ногами».

Не менее мощным средством может оказаться умение отвечать клиенту на его языке. Консультантам необходимо проводить различие между преимущественно аффективным, поведенческим и когнитивным типами речевых реакций. Аффективные реакции сосредоточены на эмоциях клиента; поведенческие реакции сфокусированы на действиях; когнитивные (познавательные) реакции сосредоточены на идеях. Таким образом, при работе с субъектами, ориентированными на эмоциональное реагирование, консультанты должны подбирать соответствующие слова. В табл. 6.1 приведены некоторые из наиболее часто употребляемых в данных случаях слов (для англоязычных клиентов) (Carkhuff & Anthony, 1979).

 


Таблица 6.1

Слова, наиболее часто применяемые для описания эмоциональных состояний

(перевод англоязычной статистики)

Уровень интенсивность

Категории чувств

Счастье Печаль Страх Неуверенность Раздражение, гнев Сила, потенциал Слабость, неадекватность
Сильиый Возбужденный Отчаявшийся Паникующий Смущенный Оскорбленный Могучий Испытывающий стыд
  Взволнованный Безнадежный Охваченный Дезориентированный Враждебный Властный Бессильный
  Восхищенный Угнетенный ужасом Недоверчивый Разъяренный Полный сил Ранимый
  Восторженный Подавленный Боязливый Сконфуженный Взбешенный Могущественный Малодушный
  Исступленный Сокрушенный Напуганный   Злой   Трусливый
  Окрыленный Жалкий Трусящий   Грубый   Несостоятельный
  Ликующий Покинутый Ошеломлённый   Полный ненависти    
    Разбитый     Недоброжелательный    
    Всеми оставленный     Мстительный    
Умеренный В приподнятом настроении Удрученный Волнующийся Сомневающийся Раздраженный Выносливый Смущенный
  Благополучный Приведенный в смятение Беспокойный Растерянный Раздраженный Важный Бесполезный
  Счастливый Разочарованный Шаткий Опасающийся Рассерженный Уверенный Деморализованный
    Одинокий Ненадежный Ненадежный Обиженный Бесстрашный Беспомощный
  Оптимистичный Неблагополучный     Безумный Энергичный Изнуренный
  Веселый Несчастный Напряженный Озадаченный Расстроенный Храбрый Глупый
  Бодрый Пессимистичный Озабоченный     Отважнцй Неспособный
  Полный энтузиазма Грустный     Разбитый Смелый Некомпетентный
  Радостный Ущемленный Ощущающий угрозу   Обиженный Самоуверенный Несведущий
  Заинтересованный Сломленный     Чувствительный Адекватный Неадекватный
    Подавленный Взволнованный   Нетерпеливый Самонадеянный Взбудораженный
          Упрямый Уверенный в себе  
            Компетентный  
            Умелый  
Слабый Понравившийся Потерянный Пугливый Ненадежный Обеспокоенный Решительный Хилый
  Приятный   Нервный Удивленный Раздосадованный Определенный Болезненный
  Довольный Обескураженный Возбужденный Неуверенный Брюзга Стойкий Кроткий
  Умиротворенный Разочарованный Стесненный Колеблющийся Неудачник Способный Смиренный
  Удовлетворенный Унылый Напряженный Нерешительный Озабоченный Сильный Неспособный
  Спокойный Подавленный Тревожный Обеспокоенный     Слабый
    Одинокий Насторожённый Встревоженный     Аутсайдер
      Раздражительный        
      Хмурый        
      Неприветливый        

 


Точная эмпатия

Существует почти единодушное мнение, разделяемое и практиками и теоретиками, что проявление эмпатии (сопереживания) является одним из самых важных элементов консультирования, который одинаково необходим на всех стадиях консультирования (Fiedler, 1950; Gladstein, 1983; Hackney, 1978; Rogers, 1975; Truax & Mitchell, 1971). В пятой главе кратко упоминались два уровня эмпатии. Базовый уровень был назван первичной эмпатией. Второй уровень известен какразвитая (опережающая) эмпатия (Carkhuff, 1969). Точная эмпатия на обоих уровнях достигается тогда, когда консультант способен видеть мир клиента с его точки зрения и передавать свое понимание клиенту (Egan, 1990). Два фактора делают эмпатию возможной: а) понимание того, что «бесконечного количества чувств» не существует и б) обладание неким личностным «запасом прочности», достаточнымдля того, чтобы «позволить себе войти в мир другой личности и все же сохранить уверенность в том, что можно вернуться в свой собственный мир. Все, что вы чувствуете, вы чувствуете "как 6ы"» (Rogers, 19S7, р. 45-46).

Первичная точная эмпатия – это сообщение консультанта клиенту о том, что главное из того, что чувствует и переживает последний, а также поведение, являющееся причиной этих чувств, поняты консультантом. Это помогает установить отношения консультирования, собрать информацию и уточнить задачи. Например, клиент может сказать: «Я чувствую, что ничего не могу сделать для себя»».Консультант отвечает: «Вы чувствуете беспомощность».

Опережающая точная эмпатия отражает не только то, что клиент говорит открыто, но и то, что он подразумевает или недоговаривает. Например, консультант отмечает, что клиент говорит: «И я надеюсь, что так и будет» и в то же самое времясмотрит в пространство. Консультант отвечает: «Если этого не произойдет, вы не имеете представления, что делать дальше».

Эмпатия включает в себя три элемента: восприимчивость, знание техник и приемов (ноу-хау) и уверенность в себе, позволяющая донести до клиента свою точкузрения (Egan, 1998). Существует несколько уровней реакций, которые отражают, различные аспекты эмпатии. Каркхуфф (Carkhuff, 1969) разработал шкалу эмпатического понимания в процессе межличносугного взаимодействия, позволяющую определить уровень эмпатии. На каждом из пяти уровней консультант реагирует на слова клиента, что-либо изменяя (увеличивая или уменьшая) как в содержании,так и в эмоциональной окраске утверждения клиента.

1. Вербальная и поведенческая экспрессия консультанта либо вообще не связана с вербальной и поведенческой экспрессией клиента, либо значительно принижая значение слов и поведения клиента.

2. Хотя консультант реагирует на выражаемые клиентом чувства, он при этом значительно снижает эмоциональную составляющую сообщения клиента.

3. Экспрессивность реакции консультанта является по существу равнозначной экспрессивности клиента.

4. Ответные реакции консультанта заметно обогащают экспрессию клиента: консультант выражает чувства более глубокие, чем способен выразить клиент,

5. Ответные реакции консультанта значительно богаче, чем выраженные клиентом чувства или содержание высказываний клиента; эмоциональный тон точно передается на уровне более глубоком, чем способен выразить клиент.

Реакции на первых двух уровнях не считаются эмпатическими; на самом деле они сдерживают создание эмпатической атмосферы. Например, если клиент сообщает, что его сердце разбито из-за потери любимого человека, консультант, действующий на одном из двух первых уровней, может ответить: «Но вы ведь хотите, счастья своему любимому человеку?» В таком ответе отсутствует боль, которую чувствует клиент.

На третьем уровне по шкале Каркхуффа ответ консультанта расценивается как «равнозначный» ответу клиента. Рисунок 6.3 юмористически отражает сущность подобного взаимодействия.

На четвертом и пятом уровнях отклик консультанта эмоционально богаче высказывания клиента. Эта способность воспринимать больше, чем сказано, отличает консультирование от беседы или от других форм поведения, не связанных с профессиональной помощью (Carkhuff, 1972). Следующий диалог является примером эмпатической ответной реакции высокого уровня.

Клиент. Я пробовал заниматься то одним, то другим до тех пор, пока не устал настолько, что почувствовал, что скоро просто рухну.

Консультант. Вся ваша жизнь, словно карусель нескончаемой смены занятий; вы должны снизить темп, пока вас не хватил удар. Вам следует серьезней относиться к своей личной жизни.

Мине (Means, 1973) тщательно изучил четвертый и пятый уровни эмпатии, чтобы продемонстрировать, как консультанты могут обогащать восприятие клиентом собственного эмоционального опыта, влияний окружающей среды, собственного стиля поведения, самооценки, ожиданий и убеждений в отношении его самого. Высказывания клиента чрезвычайно разнообразны, поэтому консультанты должны проявлять гибкость в своих ответных реакциях (Hackney, 1978). Содержит ли ответная реакция консультанта точную эмпатиго, определяется по реакции клиентов (Turock, 1978). В любом случае в фазах понимания и действия важно, чтобы консультанты интегрировали оба уровня эмпатии, которые они используют, отвечая клиентам, обращающимся за помощью.

Рис. 6.3. Взаимные реакции клиента и консультанта

Источник: Goud [cartoon], 1983, Personnel and Guidance Journal, 61, p. 635. 1983 by АСА.

Самораскрытие

Самораскрытие – это сложное, многогранное явление, которому было посвящено более двухсот научных трудов (Watkins, 1990). Оно может быть кратко определено как «техника сознательного, преднамеренного раскрытия клиницистами информации о своей жизни за пределами отношений консультирования» (Simone McCarthy & Skay, 1998, p. 174). Основополагающая работа в этой области принадлежит Сиднею Жорарду (Jourard, 1958, 1964). По Жорарду, самораскрытие заключается в том, чтобы представить себя другому с помощью раскрытия сведений личного характера. Жорард обнаружил, что самораскрытие помогает устанавливать доверие и способствует формированию взаимоотношений консультирования. Взаимному самораскрытию он дал название диадический эффект (Jourard, 1968).

Самораскрытие клиента необходимо для успешности процесса консультирования. Однако самораскрытие консультанта не всегда обязательно. «В каждом конкретном случае взаимоотношений консультанта с клиентом вопрос о самораскрытии консультанта должен решаться отдельно»; при этом необходимо побеспокоиться о том, чтобы степень самораскрытия соответствовала «потребностям клиента» (Hendrick, 1988, р. 423).

Клиенты больше доверяют тем консультантам, которые делятся с ними информацией личного характера (конечно, в разумных пределах). В таких случаях клиент идет на ответное самораскрытие (Curtis, 1981; Kottler et al, 1994). Подростки особенно охотно общаются с теми консультантами, которые демонстрируют «определенную незащищенность и доступность на личностном уровне» (Simone et al., 1998, p. 174). При первоначальном собеседовании консультанты используют специальную форму самораскрытия. Они в письменной форме предоставляют клиентам сведения о себе и о сущности процесса консультирования (в качестве образца подобного документа можно рассматривать контракт, представленный на рис. 5.1). Кроме того, они используют самораскрытие непосредственно в процессе консультирования, особенно в фазах понимания и действия, открывая клиентам уместные в данной ситуации факты своей жизни. Спонтанное самораскрытие может существенно облегчить процесс сближения с клиентом (Doster & Nesbitt, 1979; Watkins, 1990).

Согласно Игану (Egan, 1998), самораскрытие консультанта выполняет две принципиальные функции: предоставление примера и развитие новой точки зрения. Наблюдая за самораскрытием консультантов, клиенты сами учатся быть более открытыми. Самораскрытие консультанта поможет клиенту увидеть, что Консультанты также не свободны от проблем и не лишены чувств (Hackney & Cormier, 1994). Слушая рассказ об определенных сторонах личной жизни консультантов, клиенты могут анализировать аналогичные аспекты собственной жизни (например, такие свои качества, как упрямство или страх) и понимать, что некоторые трудности и переживания универсальны и с ними вполне можно справиться. Иган (Egan, 1998) подчеркивает, что самораскрытие консультанта должно быть лаконичным и целенаправленным, не должно выходить за рамки проблема мы клиента и не должно использоваться часто. Этот процесс не является линейным, и большее самораскрытие не обязательно приведет к лучшим результатам. Прежде чем, применять самораскрытие, консультантам следует спросит» себя: «Действительно ли я хорошо продумал, почему и зачем я использую самораскрытие? Точно ли я выбрал момент, не тороплюсь ли я с этим, правильно ли распределяю время сессии? Не существует ли других, более эффективных менее рискованных способов, позволяющих добиться тех же целей?» (Simone et al 1998, pp. 181-182).

Клайн (Kline, 1986) замечает, что клиенты считают самораскрытие рискованным и могут колебаться, идти ли на этот риск. Их нерешительность может принимать форму отказа от обсуждения проблем, смены предмета разговора, молчания или чрезмерной говорливости. Клайн полагает, что консультанты могут помочь клиентам преодолеть эти страхи, если наряду с раскрытием информации о себе и побуждением клиента к самораскрытию применят ряд других приемов: займутся анализом отрицательных эмоций клиента в отношении процесса консультирования, оговорят с клиентом круг обсуждаемых тем и, используя прием конфронтации, будут избегать специфических вопросов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...