Раздел I Основы психологии
Модуль 1- 3 (М-1-3). Психология личности. Биологическая и психологическая подструктуры личности. Индивид, индивидуальность, личность. Половозрастные особенности личности. Соотношение биологического, психического и социального в человеке. Ощущение, восприятие и представления. Виды ощущений. Чувствительность и ее развитие. Адаптация. Общая характеристика восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Виды восприятия. Индивидуальные различия восприятий. Функции и виды представлений. Развитие ощущения и восприятия в процессе деятельности. Внимание, его функции и свойства. Виды, структура и основные свойства внимания. Невнимательность и рассеянность. Управление вниманием. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Процессы памяти. Виды памяти. Механизмы развития и тренировки памяти. Роль представлений, ассоциаций, смысловых связей в работе памяти. Уровни памяти. Эффект реминисценции. Мышление, язык и речь, воображение. Мышление как процесс. Функции и виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Мыслительные операции. Формы мышления. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Мышление и речь. Природа воображения и его виды. Социализация личности. Механизмы социализации: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. Просоциальное и асоциальное поведение. Содержание понятия «самосознание». Самооценка и самоотношение. Понятие о жизненном пути. Характеристика основных жизненных периодов. Жизненные кризисы, их преодоление. Самореализация и самоактуализация личности.
Потребности. Классификация потребностей. Трансформация потребности. Мотив и поведение. Механизмы формирования мотивации. Полимотивированность. Мотивация и волевые процессы. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Самосознание и образ мира. Самооценка и самоотношение. Я-концепция личности. Структура направленности, ее общая характеристика. Требования к компетентности: знать организацию, строение и функционирование нервной системы в процессе регуляции психической жизни человека; знать сущность психических процессов, относящихся к познавательной сфере человека, механизмы и условия повышения познавательной активности, уметь использовать эти знания в целях самообразования и самосовершенствования; знать свойства, характеристики и закономерности психических процессов, их классификации; уметь устанавливать связь между различными психическими процессами; использовать эти знания и умения в личной и профессиональных сферах; уметь выявлять индивидуальные особенности психических процессов других людей и использовать их при профессиональной деятельности, в социальном взаимодействии. знать и уметь раскрывать сущность и механизмы социализации личности, использовать эти знания и умения в сфере воспитания и профессиональной деятельности; знать закономерности усвоения социальных моделей поведения через наблюдение за образцом и при использовании различных способов подкрепления; знать способы социального регулирования поведения человека и использовать эти знания в работе с людьми; уметь выявлять различительные признаки просоциального и асоциального поведения и использовать адекватные способы социального воздействия в конкретной ситуации; знать этапы жизненного цикла личности, уметь выявлять различительные признаки адаптивной и дезадаптивной личности;
знать сущность и основные компоненты направленности личности для регуляции поведения, уметь создавать условия для реализации потребностей и мотивов; уметь анализировать мотивацию человека и использовать эти знания для стимулирования активности личности и повышения эффективности ее деятельности; знать сущность и особенности развития самосознания для формирования активной жизненной позиции; уметь обосновать сущность «я-концепции» как динамической системы представлений человека о себе; знать механизмы психологических защит, уметь их распознавать в поведении человека для повышения эффективной социальной коммуникации. Литература: (1), (2), (5), (6), (7), (9д), (12д), (13д),(17д). Модуль 4 (М-4). Эмоционально-волевые процессы и психические состояния. Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоций. Эмоциональные состояния: настроение, аффекты, фрустрация, стресс. Регуляция стресса. Понятие и значение психологических защит в адаптации человека. Виды психологических защит. Психические состояния. Взаимосвязь психических состояний и поведения. Функциональные состояния. Состояние оптимальной активности. Утомление. Переутомление. Монотония. Психическое пресыщение. Сон. Регуляция и саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка. Понятие о воле. Виды волевых действий, их краткая характеристика. Основные волевые процессы, особенности их протекания. знать значение, функции и структуру эмоций и уметь различать эмоциональные состояния человека; знать и уметь давать характеристику фундаментальным эмоциям для самопознания и познания окружающих людей; знать виды эмоциональных и функциональных психических состояний, уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности; знать возможности регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний, уметь их использовать для аутогенной тренировки; знать и уметь давать характеристику волевым действиям и волевым процессам, особенности их протекания; уметь формировать у себя волевые качества. Литература: (1), (10), (11), (16), (5д),(14д),(16д). Модуль 5 (М-5). Свойства личности. Темперамент и свойства нервной системы. Типы темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Психологическая сущность темперамента и его физиологическая основа. Психологические портреты лиц с различными типами темперамента. Темперамент в деятельности человека.
Характер. Характерология и теория черт. Формирование характера. Понятие о характере. Основные свойства характера и их формирование. Типология характеров. Условия формирования и развития характера. Акцентуации характера и их типы. Понятие способности и происхождение способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Сущность способностей. Природные и социальные предпосылки способностей. Одаренность. Талант. Гениальность. Условия развития способностей. Требования к компетентности: знать психологическую сущность и отличительные особенности различных типов темперамента и характера и использовать эти знания в работе с людьми; знать и уметь определять доминирующий тип темперамента, давать сравнительную характеристику типов темперамента по их внешнему проявлению, применять эти знания и умения в семейной и социально-профессиональной сферах; знать сущность способностей и уметь создавать условия для их развития на основе врожденных и социально-обусловленных качеств человека в целях повышения самоэффективности в личной, семейной и профессиональной сферах; знать и уметь находить отличительные особенности одаренных, талантливых и гениальных людей, использовать эти знания и умения в работе с людьми для решения социально-профессиональных задач.
Литература: (1), (5), (10), (13), (17), (5д), (10д),(11д),(16д). Модуль 6-8 (М-6-8). Основы социальной психологии. Возникновение и формирование межличностных отношений. Виды взаимоотношений. Уровни взаимоотношений. Статус и ролевые отношения. Общение, его функции и структура. Представление о коммуникации, интеракции, межличностное познание, взаимодействие, социальная перцепция. Общение, его функции. Средства общения, их краткая характеристика. Социально-психологические основы делового общения. Барьеры общения и их преодоление.
Понятие малой группы, условия и стадии ее развития. Классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы. Динамические процессы в малых группах. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы. знать виды, уровни, основные функции и характеристики межличностных взаимоотношений, типологию статусных и ролевых отношений, применять эти знания для эффективной коммуникации в личной, семейной и профессиональной жизнедеятельности; знать сущность конфликта для распознавания позитивных и негативных форм социального поведения, уметь использовать эти знания при воспитании и управлении; знать типологию кризисов и конфликтов, уметь анализировать конфликтное поведение и распознавать причины его возникновения для предупреждения деструктивного взаимодействия, разрешения конфликтов; знать особенности поведения человека в группе, статические и динамические характеристики группы для оптимизации социально-психологического взаимодействия; уметь анализировать совместную деятельность, определять и учитывать факторы, повышающие ее эффективность; уметь определять социально-психологический климат группы для повышения эффективности ее функционирования. уметь определять и понимать структуру организации для успешной адаптации в ней и оптимизации функционирования; знать основные психологические характеристики структурных групп организации и уметь использовать эти знания в управлении коллективом; знать и уметь анализировать особенности коммуникации в организации и учитывать их для сотрудничества и решения воспитательных задач. Литература: (1), (2), (3), (4), (8),(9),(12),(14),(15),(1д),(2д), (4д),(6д),(20д). Модуль - резюме (М-Р). Психологическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования. Модуль-резюме содержит обобщение и систематизацию основных понятий, ведущих знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения дисциплины. Целью модуля является повторение студентом на основе обобщения и систематизации усвоенного учебного материала, овладение способами продуктивной деятельности (действия в нестандартной ситуации, исследовательская деятельность). Оформляется в виде контрольной работы - сочинения. Требования к компетентности: знать основные психологические понятия, ведущие идеи в психологии, психологические закономерности, принципы, способы деятельности; уметь их применять в нестандартных социально-профессиональных ситуациях (эвристическая деятельность);
уметь осуществлять исследовательскую деятельность при решении психологических задач (творческий уровень освоения). Модуль - контроля (М-К). Заключительная диагностика освоения курса «Основы психологии». Модуль обеспечивает итоговый контроль усвоения знаний и умений по основам психологии и проводится в виде комплексного теста. Требования к компетентности: знать понятия и категории, общекультурное значение и место психологии в системе наук о человеке и обществе; знать индивидуально-психологические качества, свойства и особенности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности; знать социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы; уметь организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение; уметь определять и учитывать при решении жизненных и про фессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей; уметь использовать психологические знания и технологии воздействия в профессиональной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|