Глава 8. Психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании
Мне известно то напряжение, которое временами создается в твоей голове, когда мысли кипят, словно в чайнике, иногда прорываясь наружу со свистом, а порою взрываясь. А где -то за шумным фасадом (в тишине и покое, возможно) чувства могли течь, словно мощные реки. Но теперь они непрерывно бурлят в твоем мозгу, застилая все паром и заглушая беседу.
«Teakettle song», by S. T. Gladding, (1974) School Counselor, 21, 209. Консультирование, по определению, является процессом, который включает в себя : межличностные отношения (Patterson, 1985). Часто оно проводится на личностном уровне. При этом устанавливается атмосфера доверия между консультантом и клиентом, которая гарантирует взаимопонимание, изучение, планирование, изменение и рост. В консультировании клиент получает преимущество немедленной обратной связи от консультанта относительно своих действий, чувств, планов и прогресса. Существуют четыре переменные, общие для любого типа консультирования, которые определяют скорость развития и изменения: консультант, клиент, условия проведения консультирования и теоретическая ориентация консультанта. Мы уже исследовали некоторые из универсальных качеств, обусловливающих эффективность консультантов и самого процесса консультирования. Оказалось, что существуют определенные параметры, которые позволяют охарактеризовать эти аспекты консультирования. Например, эффективные консультанты обладают хорошим пониманием себя и других, осознают значение теории консультирования. Кроме того, они получили полноценное профессиональное образование. Они понимают своих клиентов и работают с ними над достижением согласованных целей и сознают, что на личностном уровне консультанты и клиенты оказывают мощное воздействие друг на друга и на процесс консультирования. Условия, в которых проводится консультирование, также следует отнести к критическим переменным. Консультанты по-разному работают над проблемами клиентов в различных условиях, например в школах, реабилитационных агентствах и центрах психического здоровья. Точно так же способы проведения консультирования зависят от стадии, которой достигли взаимоотношения консультирования.
Главы 8-11 сосредоточиваются на анализе теоретических подходов в консультировании. Консультирование начиналось как взаимоотношения между людьми. Хотя в настоящее время преобладает групповое, семейно-супружеское консультирование w объединенное (общее) консультирование, теории, рассматриваемые в этих главах, часто считаются фундаментом, на котором развивались другие подходы в консультировании. Теория – в практику К 1994 году в мире насчитывалось более 400 психотерапевтических систем (Corsini, 1995). Следовательно, консультанты имеют широкие возможности выбора наиболее подходящей системы. Эффективные консультанты тщательно исследуют различные теории, чтобы убедиться в. их эффективности и выбрать для работы ту, которая наилучшим образом согласуется с их личными убеждениями, взглядами на природу человека и возможностями ее изменения. Большинство подходов в консультировании, кроме эклектических, попадают в одну из четырех широких теоретических категорий: психоаналитические, аффективные, когнитивные и бихевиоральные. Помимо этих основных теоретических позиций, мы изучим некоторые их комбинации, например когнитивно-бихевиоральные подходы, значимость и распространение которых возросли в последние годы (см. главу 11). Мы рассмотрим взгляды основоположников данных теорий, потому что, как замечает Корсини (Corsini, 1995), «существует, оказывается, согласованность между характеристиками личности того или иного новатора в психотерапии и системой, которую он или она разработали» (р. 13). После начального обсуждения мы исследуем следующие аспекты каждой теории: взгляд на человеческую природу, роль консультанта, цели, методы, а также оценка уникальности и ограничений теории.
Изучая различные теории, подумайте, на базе какой из них вам было бы наиболее удобно работать. Поразмышляйте о том, как вы могли бы. использовать каждый подход и с каким типом клиентов. Эта глава охватывает психоаналитическую теорию Фрейда (классическую) и модификации данной теории, такие как теория объектных отношений и психосоциальная психология. Психоанализ оказал прямое и косвенное влияние на ряд подходов к консультированию (Corsini, 1989). В этой главе мы также рассмотрим теорию Адлера – из-за ее тесной исторической связи с психоанализом и ее значения в консультировании. Необходимо подчеркнуть, что единственной общей характеристикой психоанализа и теории Адлера является время их создания. Зигмунд Фрейд и Альфред Адлер были совершенно разными людьми, и их судьбы и теории значительно различаются. Они оба соглашались с тем, что ранний детский опыт является мошной детерминантой при формировании взрослой личности. Они поддерживали научные взаимоотношения и спорили по поводу достоинств целого ряда теоретических конструкций и принципов. Но в то время как Фрейд подчеркивал значение сексуальности, инстинктов и бессознательного, Адлер подчеркивал значение социальной жизни, сознательных целей и психического опыта. По сути, теория Адлера является многоаспектной – когнитивной и бихевиоральной, равно как и аффективной. Она – уникальна по своему социальному значению и прагматическому характеру. Психоаналитические теории Психоаналитические теории имеют большое значение с исторической точки зрения. Они были среди первых теорий, которые получили общественное признание и принятие. Прежде всего с этими подходами ассоциируется имя Зигмунда Фрейда, и его гением заложены первоначальные идеи, связанные с психоанализом. Многие видные теоретики консультирования (например, Альфред Адлер, Карл Юнг, Альберт Эллис, Ролло Мэй и Фриц Перлз) оказались под непосредственным влиянием концепции Фрейда – либо благодаря общению непосредственно с Фрейдом, либо после изучения его идей. Некоторые теоретики (включая Карла Роджерса, Б. Ф. Скиннера, Отто Ранка и уже упомянутых выше) разрабатывали теории в прямом противостоянии принципам Фрейда. А другие (такие, как Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Гарри Стэк Салливан, Карен Хории и Хайнц Когут) модифицировали понятия концепции Фрейда, развивая собственные идеи и концепции. Упоминания Зигмунда Фрейда и психоанализа пронизывают всю литературу по консультированию. Тот, кто не знает основ психоанализа и его понятий, не может считаться образованным консультантом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|