Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследовательские подходы к социальному проектированию.




ВВЕДЕНИЕ

Характерная черта нашего времени – нарастающий темп перемен. Изменяются потребности, появляются новые технологии, рождаются уникальные и принципиально новые продукты или услуги. Общественная практика свидетельствует, что любые преобразования, в том числе и в социальной сфере, не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов. Проникновение в сущность явлений, оценка прошлого и настоящего и прогнозирование будущих состояний общества составляют основную задачу для развития всех сфер человеческой деятельности.

В условиях развития современного общества способом конструирования, преобразования и улучшения реальности, на основе модели идеального будущего становится социальноепроектирование- вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем. Социальное проектирование является междисциплинарным по своей сути. В наше стране оно нашло применение в управленческой науке, социологии, педагогике, социальной инженерии и других сферах.

Проектная деятельность не случайно относится к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего необходимость адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в нашем современном обществе. В социальной сфере усилилась конкуренция за внимание клиента к товару или услуге той или иной организации: потребителю есть из чего выбирать. Кроме того, возросло значение индивидуального подхода к каждому клиенту. Следовательно, есть необходимость постоянно разрабатывать и производить значимые для различных клиентов уникальные продукты.Проектная деятельность становится формой творчества, которая является универсальным средством профессионального, личностного развития и усовершенствования окружающей действительности.

В последние годы проектная деятельность стала не только новым типом организационной культуры и источником инноваций для учреждений социально-культурной сферы но и формой получения финансовой поддержки.

Методическое пособие «Социальное проектирование» ориентировано на предоставление теоретических знаний и развитие практических умений и навыков в области социального проектирования и предоставляет возможность получить базовые знания о том, как посредством проектной деятельности обеспечивать развитие организации, достижение ею поставленных целей и задач. Хотя само по себе знание основ проектной деятельности еще не гарантирует успех, но их эффективное практическое применение, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Основные понятия и специфика социального проектирования

 

Основу теоретического контекста рассмотрения социального проектирования формируют такие понятия, как «проектирование», «проект», «проектный метод», «проектная деятельность», «социальное проектирование».

Термин проектирование происходит от латинского слова «projectus», что означает брошенный вперед. В этом контексте проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, которые предшествуют воплощению задуманного в реальном продукте.

Важным аспектом в процессе изучения сущности проектирования является рассмотрение историко-культурных источников развития этого явления. Социальное проектирование прошло долгий путь становления от утопий к реальным социальным проектам.

«Человек начал осваивать проектную деятельность уже на ранних этапах развития общества, когда она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Первоначально проектирование тесно вплеталось в ткань жизнедеятельности, не выделяясь в самостоятельный вид деятельности. «Каждое действие, совершавшееся не инстинктивно, не импульсивно … а целенаправленно, должно было осуществляться на основе предваряющего его проекта». На уровне практического осознания формировалось представление о том, каким в итоге должны быть орудие труда, охотничий загон или жилище».

Если утопии в основном решали задачи образной реализации духовно значимых ценностей, то социальные проекты всегда ориентированы не только на познание реального мира, но и на его преобразование.

Первоначально проектирование как наука развивалось в рамках инженерно-технической деятельности, архитектуры, строительства. Исторически слово и понятие впервые было употреблено архитекторами. В XV веке Филиппо Брунеллеши привнес два новшества в архитектурную практику:

- еще в XIV веке работа над флорентийским собором была приостановлена, и Брунеллеши было поручено завершить строительство. Прежде чем приступить к работе, архитектор создал progetto – план собора в котором приводились различные варианты геометрии будущего здания, как он это себе представлял. Собор призван был символизировать исторический и политический контекст, в котором существовал город Флоренция стремилась стать городом, открытым для мира, поэтому собор имеет два купола – внешний и внутренний;

- Брунеллеши рационализировал архитектуру и разделил планирование и строительство, то есть проект и его реализацию.

Постепенно проектирование становится гуманитарной дисциплиной. Важным направлением проектной деятельности является создание моделей общественных явлений и институтов, решение сложных социальных задач.

Выделение социального проектирования как самостоятельного вида деятельности произошло в 70-х годах XX века, когда были разработаны основы социального управления, его этапов, методов и функций. В это время были выделены дополнительные функции современного управления: социальное планирование, социальное прогнозирование, социальное конструирование, социальное проектирование и моделирование организационных и социальных процессов и структур. На первых этапах своего становления социальное проектирование было производным от научного и технического проектирования.

Социальное проектирование представляет одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные ва­рианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию карди­нально преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуж­дались в детальной проработке и социальном управлении.

Исходные принципы социального проектирования разрабатыва­лись: Я.Дитрихом, Т.Тиори, Д.Фраем, а также отечественны­ми учеными – Н.А.Аитовым, Т.М.Дридзе, И.К.Корниловым, И.И.Ляховым, Ж.Т.Тощенко, А.Г.Раппопортом, Г.П.Щедровицким.

В педагогической теории и практике впервые термин «проект» употребил в 1908 году заведующий отделом воспитания сельскохозяйственных школ США Д. Снедзен, когда дети фермеров из-за нерегулярного посещения школы, получали от учителей ряд заданий для выполнения на дому - «домашний проект». Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. В 1911 году Бюро воспитания США узаконило этот термин.

Академический вариант метода проектов разработан крупнейшим американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Он исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания[1].

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

Мощный импульс развития социальное проектирование получило в 1920-30–е годы. Пик интереса приходится на эпоху революций и последующие десятилетия. Перед идеологами того времени стояла глобальная задача – проектирование новой социальной действительности (общественных отношений, новой культуры) и нового человека. В 20-х. годах 20 века, когда в советской России шел процесс создания принципиально новой системы просвещения, метод проектов и ряд других идеи Дж. Дьюи с присущим им духом новаторства, получили довольно широкое освещение. Ряд идей и рекомендаций Дж. Дьюи активно поддерживались в то время самыми авторитетными деятелями просвещения. Н.К.Крупская особенно выделяя те его положения, которые были направлены на развитие новых форм и методов учебной работы и на повышение роли трудового обучения школьников. В то же время, рассматривая вопрос о возможности некоторых элементов метода проектов в условиях советской школы Н.К. Крупская в 1931 году, предостерегала об «опасности узкого практицизма», и провозглашала разработку таких проектов, на которых «…возможна была бы большая учеба».

С. Т. Шацкий еще в 1905 г., создавая с единомышленниками молодежное объединение «Сетлемент», писал: «…Мы придаем принципиальное значение вопросу о методе проектов. Проекты, опять-таки, не должны быть пересажены с американской на русскую почву; наши проекты - это новое отношение к труду и т. д.»[2]. Отличие советского воплощения метода проектов от американского состояло, прежде всего, в подчеркнутой общественно-полезной, трудовой, идеологической направленности проектов.

В 1929-1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и изданию комплексно-проектных программ. На идеи проектного обучения опираются “Декларация о единой трудовой школе” 1918 года и Программы ГУСа. При таком построении учебного процесса, как нередко утверждали многие педагоги-практики, учащиеся оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной цели. Однако данная цель часто носила лишь узко - практический характер и не в полной мере способствовала должному развитию учащегося. Например, учащиеся должны были выполнить следующие исследовательские проекты-дела: «Что мы узнали о Солнце?»; «Уход за курами. Организация живого уголка» и др. В результате такого подхода учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке подменялось работой по выполнению заданий-проектов. Вследствие этого уровень общеобразовательной подготовки школьников резко снизился.

В 1920 - 30-х гг. «проект» объявлялся главной формой организации учебно-воспитательной работы в советской школе. Это согласовывалось с задачей преобразования школы учёбы в школу жизни и переходом к интеграции содержания и структуры образования.

Однако за столь стремительным взлетом популярности идеи Дж. Дьюи. последовало не менее стремительное падение. В 1931 году метод был осужден за «методическое» прожектерство. Это вызвало кардинальные изменения к оценке метода проектов Джона Дьюи. Если прежде отмечалось его ценное позитивное влияние и практическая ценность, то теперь на первое место выступила резкая критика и настойчиво проводимая мысль об абсолютной несовместимости разработок Дж. Дьюи и советской образовательной системы.

Очередной виток экспансии социального проектирования наблюдается в 1980 – е годы. С этого времени проектирование утверждается как особый тип интеллектуальной деятельности, не уступающей по креативному потенциалу науке, художественному творчеству, а по социальной значимости даже более эффективный.

Интерес к социальному проектированию был обусловлен несколькими факторами: во-первых, кризисом традиционных технологий планирования и программирования (об этом свидетельствует провал ряда крупных государственных программ и проектов развития образования, культуры); во-вторых, появлением новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна, которые не могли быть успешно решены традиционными способами и методами; в-третьих, верой в проектирование как силу, способную решить проблемы века – экологическую, образовательную, организации новых форм производства, досуга.

Исследовательские подходы к социальному проектированию.

Исследователями выделяются объектно – ориентированный, проблемно – ориентированный, и субъектно – ориентированный подходы к социальному проектированию[3].

Наиболее распространенным является объектно-ориентированный подход к социальному проектированию. Этот термин предложен известным исследователем проблем социального проектирования Т. М. Дридзе для обозначения концепций, разработанных Г. А. Антонюком. Н. А. Актовым, Н. И. Лапиным, Ж. Т. Тощенко и др. Социальный проект, с позиций такого подхода, имеет целью создание нового или реконструкцию имеющеюся объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, но в качестве объекта проектирования могут выступать также социальные связи и отношения.

Н. А. Антонюк дает следующее определение: «Социальное проектирование - это разработка научно-обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социальных организмов или их состояний в плане решения определенных социальных задач. Построенная модель и есть социальный проект»[4].

По определению Ж. Т. Тощенко, «Социальное проектирование — это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов»[5].

Социальное проектирование в рамках этого подхода рассматривается как специфическая плановая деятельность, «суть которой — в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных объектов или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов». В силу этого, в частности, диапазон социальных проектов «полностью совпадает с диапазоном социальных прогнозов и социальных нововведении».

В рамках объектно-ориентированного подхода к социальному проекту предъявляются требования конкретности, научной обоснованности, прямой связи с управлением обществом. По определению Ж. Т. Тощенко, «проектирование — ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы.

Проблемно-ориентированный подход в социальном проектировании исследуется с 1986 г. на базе Института социологии РАН. Межотраслевой научный коллектив «Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология» под руководством Т. М. Дридзе разработал концепцию прогнозного социального проектирования, которая строится на теоретико-методологических основаниях, получивших название проблемно-ориентированного (проблемно-целевого, прогнозного) подхода. Исследователи, придерживающиеся этого подхода Т.М. Дридзе, Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко, О. Н. Яницкий и др., ведут разработку «фундаментальной теории и методологии прогнозной социально-проектной деятельности как специфической социальной технологии, ориентированной на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально - диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации»

Для проблемно-ориентированного подхода характерны: 1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных; 2) понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы; 3) упор на обратной связи между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения. Именно эти обстоятельства позволяют характеризовать специфику рассматриваемого подхода — его проблемную (целевую, прогнозную) ориентацию.

Концепция имеет четко выраженную эколого-гуманитарную направленность, что, в частности, проявилось в одном из крупных теоретических достижений проблемно-ориентированного подхода — разработке вопросов социальной инфраструктуры в связи с задачами социального проектирования.

Под социальной инфраструктурой понимается «весь комплекс социальных организаций и институтов, призванных обеспечить социально-воспроизводственный процесс; производство, распределение и потребление ресурсов и жизненных благ (социально-экономическая составляющая инфраструктуры); преобразование, восстановление и поддержание баланса природной, искусственной и популяционной сред жизнедеятельности человека (социально-экологическая составляющая инфраструктуры); выработка образцов и норм деятельности, поведения, общения и взаимодействия с природным, культурным и социальным окружением, а также приобщение к этим образцам и нормам каждого нового поколения людей (социализационно-кулътурная, или информационная составляющая инфраструктуры)».

На этом эколого-гуманитарном фоне в концепции развернут и важнейший принцип современной социально-проектной деятельности —- принцип социального участия - «участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решений, затрагивающих, их судьбу, путем перманентного расширения «коммуникативного круга» с постепенным «втягиванием» в него асе большего числа лиц с их «разномотивированными» критериями оценки социальной ситуации и социально значимых решений»

Объектно-ориентированный и проблемно-ориентированный подходы связаны, прежде всего, с созданием и реализацией крупных проектов, где они могут эффективно использоваться. Но если речь идет о малых проектах и о проектах, которые, В.А. Луков называет микропроектами (проектами с минимальным числом участников и с небольшим объемом деятельности, нередко индивидуальной), то базовые положения этих подходов оказываются недостаточными или требуют специальной интерпретации.

Для теоретического обобщения многообразного опыта социального проектирования на уровне разработки и осуществления как крупных, так и малых и микропроектов, В.А. Луков, продолжая терминологический ряд, начатый Т. М Дридзе, вводит понятие субъектно-ориентированого подхода.

Субъектная ориентация социального проектирования имеет своим более глубоким теоретико-социологическим основанием тезаурологию.

Генеральная идея субъектно-ориентированного подхода к социальному проектированию состоит в признании тезауруса создателя проекта и ценностно-нормативной системы, на которой этот тезаурус основывается, источником проектной идеи. Этим не умаляется значение объективных факторов разработки и осуществления проекта (назревшая общественная проблема, высокий спрос на предоставляемые услуги, заказ, наличие ресурсов и т. д.) и, в частности, того обстоятельства, что в результате осуществления проекта возникает новый или трансформируется имевшийся социальный объект. Субъектно-ориентированный подход к социальному проектированию не устраняет причинность и обусловленность проектов и проектной деятельности, а идея тезаурусов не означает утери связанности социальной среды. Напротив, тезаурологический подход позволяет обосновать многообразие и многоуровневость социально-проектной деятельности, понять причины несовпадения замысла и исполнения, провала «сильных» и успеха «слабых» проектов. По определению В.А. Лукова, «Социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам». Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего, причем создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

В.И.Курбатов дает следующее определение: «Социальный проект - это «цель проектной деятельности как вида социального творчества. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организованных коллективных отношений с опытом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп»[6].

Согласно определению В.Н.Жадько, социальное проектирование - это «способ организации и выявления ресурсов для перестройки, модернизации, средство взаимодействия с партнерами, властными структурами, обществом»[7].

В.М. Розин отмечает, что социальный проектировщик является не просто создателем проекта (и в этом смысле социальные явления не могут рассматриваться как простые объекты преобразования), а активным соучастником коллективного действия, причем он не только изучает и проектирует свой объект, но и взаимодействует с ним и даже учится у него, «...взаимодействие с городом, но не «для» горожан, а вместе с ними... Речь идет о социальной педагогике, обращенной всевозрастным сообществом горожан (включая и все горизонты управления) на самое себя»[8].

Предметом социального проектирования по определению В.А. Лукова является создание (модернизация, сохранение в изменившейся среде) ценности. Формы, в которых новая ценность предстанет в ходе реализации проекта, разнообразны. В результате реализации проекта может появиться:

- новая вещь, предмет (это может быть здание, сооружение, комплекс, город и т.д.);

- новые свойства старой вещи (новый дизайн автомобиля, например; новые свойства приобретает любая вещь при ее включении в коллекцию);

- смена функций (так, мы видели сооруженную социальными работниками из армейского надувного склада горку для детей);

- услуга (например, создание телефона для глухих в Великобритании);

- отрасль производства, отрасль управления (так, с 1991 г. в России начала формироваться система органов по делам молодежи);

- организация (общественное объединение, фирма, художественная

- студия и т. п.);

- система воздействия (идеология, система воспитания с соответствующими инструментами внедрения);

- новый канал коммуникации (например, Internet);

- мероприятия (в том числе различные массовые праздники - Олимпийские игры, праздники городов и т. д.);

- запрограммированное поведение, реакция (таковы действия рекламы, маркетинговых мероприятий);

- мода, имидж (разработка имиджа лидера, организации, товара и т. д.).

Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленной на изменение социальной ситуации и представляет собой конструирование локализованного по месту, времени и ресурсам действия, направленного на достижение социально значимой цели.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...