Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ресурсы, необходимые для реализации проекта. Бюджет проекта.




Бюджет должен быть прямым образом связан с деятельностью по проекту (мероприятиями). Этот раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий (информационные, человеческие, административные, материальные, финансовые и др.)

 

Наименование ресурса Количество Предполагаемый источник
       
       

Для финансирования проектной деятельности в социальной сфере используются следующие источники: гранты (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; частные пожертвования и взносы; средства учредителей; спонсорские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; добровольческий труд).

Бюджет проекта должен быть «трёхколоночным», где в первой колонке указываются запрашиваемые средства, во второй — имеющиеся у заявителя средства, в третьей — общая сумма расходов.

Мероприятие по проекту Требуется (руб.) Имеется у организации (руб.) Всего (руб.)
1. Стажировка 3 000   4 000
2. Зарплата 5 000 ----- 5 000

Возможные статьи бюджета:

- Статья «Оборудование».

Все ресурсы, имеющие срок полезного действия больше 12 месяцев относятся к оборудованию. Например: ксерокс, компьютер, принтер, и т. п.

В случае, если оборудование указывается как собственный вклад, то в колонке «имеется» указывается не полная стоимость, а амортизационные отчисления по нормам за период реализации проекта.

- Статья «Расходные материалы».

Все ресурсы, имеющие срок полезного действия меньше 12 месяцев относятся к расходным материалам. Например: лопаты, грабли, канцелярские товары, ГСМ и т. д.

- Статья «Оплата труда».

Если в проекте участвуют добровольцы - люди, осуществляющие работу безвозмездно, без оплаты труда (например, студенты и жители двора, которые готовы в рамках проекта убрать мусор, разбить клумбы, посадить деревья, цветы и т. д.), их труд оценивается в денежном эквиваленте с учетом времени, планируемого потратить на проект. Вся сумма, составляющая заработную плату добровольцев, указывается в колонке «Имеется», так как это является собственным вкладом грантозаявителя.

- Статья «Распространение информации».

Указываются типографские расходы, публикации в СМИ, тиражирование и почтовые отправления.

- Статья «Связь и коммуникации».

В статье указываются расходы, связанные с услугами телефона, факса и Интернет.

- Статья «Прочие расходы».

В статье указываются такие расходы как банковская комиссия, налоговые отчисления и т.п.

 

Механизм оценки результатов.

Этот раздел должен содержать ответы на следующие вопросы:

- Каким образом будет оцениваться эффективность проекта в целом?

- Кто будет оценивать достижение поставленных задач и намеченных результатов в ходе выполнения проекта и по его окончании? (описать процедуру оценки)

- Каковы критерии оценки эффективности проекта?

Возможно, указать конкретных лиц, которые будут оценивать результаты проекта, например, главы управ, руководители местного или ведомственного управления, общественность и др.

Перспективы развития проекта

В двух – трех абзацах данного раздела нужно описать вероятный путь развития проекта. Например, расширена география проекта, освоение новых видов деятельности.

А также, каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта.

Приложения

Приложения - это все материалы, не вошедшие в описание проекта. В приложениях могут содержаться:

- практически к каждому проекту можно приложить статьи из газет и журналов об актуальности поднятой проблемы;

- резюме основных участников проекта (Ф. И. О., должность в проекте, реальная должность и место работы или учебы);

- письма поддержки;

- фотографии;

- например, если проект направлен на благоустройство и озеленение, то можно приложить схему территории, с указанием размеров и элементов благоустройства (кустарник, лавки, клумбы и т. д.);

- в приложения можно оформить историю организации и описание текущей деятельности, достижения организации.

Список использованных источников.

При написании проекта обязательны ссылки на использованные источники.

Список литературы должен быть оформлен в едином формате: сначала указывается номер ссылки, затем авторы (инициалы перед фамилией), название статьи (обязательно), название журнала, номер тома, страницы, год издания.

 

Требования к оформлению текста проекта.

 

При подготовке проекта помните, что его должно быть приятно и удобно читать, поэтому:

- не пользуйтесь очень мелким шрифтом, рекомендованный шрифт Times New Roman, гарнитура 12;

- пронумеруйте страницы;

- если объем вашего проекта больше десяти страниц, составьте оглавление;

- используйте таблицы, схемы и статистику только там, где необходимо, иначе это нарушает повествование;

- •не делайте большое количество приложений, пресс релизов, резюме;

- не загружайте читателя обилием терминов, сделайте комментарии с объяснениями;

- не включайте громоздких предложений, постарайтесь писать простым, доступным языком;

- пишите ваш проект от имени тех, кто непосредственно получит пользу от его реализации, акцентируйте внимание на их потребностях и положительном эффекте проекта.


Фандрайзинг

Исполнение Фандрайзинг (с англ. «fund» - денежные средства (фонд, запас), и «raising» – сбор (подъем, увеличение, повышение) – непрерывный процесс увеличения денежных средств организованной группы людей.

Фандрайзинг - это один из способов получить поддержку сообщества, независимо от того, будет ли денежный вклад или нет.

Исследования показывают, что население привлекают бесплатные или хотя бы недорогие услуги; бизнес привлекает другой бизнес и власть, власть привлекает еще более важная власть.

Представители бизнеса ориентированы прежде всего на поддержание плотных и по возможности прямых контактов, во-первых, с органами власти, а во-вторых, с представителями бизнеса либо той же величины, что и собственный, либо работающими на том же конкурентном поле. Иными словами, круг наивысшего интереса ограничен теми, от кого напрямую зависит развитие и успешность дела, которым занят предприниматель.

Власть же, со своей стороны, заинтересована не только в том, чтобы работать с населением, но и в том, чтобы эта работа была видна тем, кто «высоко сидит».

Проектный фандрайзинг является наиболее удобной формой привлечения средств. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрайзинг, а также получением коммерческой выгоды от получения проекта.

Подготовка плана фандрайзинговой кампании сопровождается подготовкой необходимых информационных материалов, определением круга потенциальных доноров, баланса расходов и доходов и т.д.

 

1 этап. Оценка имеющихся ресурсов.

Важным моментом является оценка имеющихся ресурсов, и которые необходимо пополнить (превращение проекта в товар). Необходимо проверить, что бюджет включает все незначительные вещи подобно бумаге для печатающих устройств, стоимости почтовой пересылки, междугородных разговоров, копирования, альбома для газетных публикаций или фотографий для документирования проекта, приобретение продовольствия, воздушных шаров, футболок, кепок, эмблем и т.д. Возможно понадобится приобрести или арендовать более серьезное оборудование и материалы подобно краске, граблям или звуковой системе.

Главный финансовый ресурс социального проектирования – люди, которые, объединившись, решают свои нематериальные потребности. Методик расчета стоимости труда добровольца большое количество.

Социально-экономическую эффективность добровольческой деятельности можно оценить по сопоставлению результатов и затраченных на их достижение усилий. Например, если результатом (Р) является привлечение к программе (проекту) какого-то количества граждан, а основным средством достижения результата - труд добровольцев (Д), то социально-экономическая эффективность (Э) рассчитывается по формуле: Э = Р:Д. Например, городскую 8-часовую акцию "Мы выбираем здоровый образ жизни" для 3000 участников организовывали 20 добровольцев. Эффективность акции составляет (3000:20) 150 единиц. Такой подход удобен как для сравнения различных организаций, так и для оценки развития организации (например, с каждым годом количество затрат снижается, а качество возрастает, или наоборот).

Если, например, знать, что городская администрация до привлечения добровольцев проводила данную акцию силами оплачиваемых специалистов, можно высчитать денежную экономию бюджета от привлечения волонтеров. Так, 2 сотрудника комитета по делам молодежи в течение 2 месяцев готовили данную акцию и получали по 2000 руб. в месяц каждый. Затраты только на зарплату организаторам акции "Мы выбираем здоровый образ жизни" (без учета налогов) составляют 8000 рублей (2000 х 2 чел. х 2 месяца).

В приведенном примере - городская массовая акция - достаточно трудно высчитать экономическую эффективность акции в рублях, поскольку неизвестны материальные выгоды от мероприятия (например, уменьшение затрат на решение негативных проблем в среде детей и подростков или снижение количества правонарушений). Более реально рассчитать эффективность, зная стоимость конечного результата, например, проведение ремонта в месте проживания пожилого человека.

Ресурсоемкость (Р) - отношение объема привлеченных средств (Ср) к общему объему удовлетворения нематериальной потребности (У) - можно рассчитать, если иметь данные по стоимости задействованных в мероприятии помещений и оборудования. Например, при объеме привлеченных средств в 10 000 рублей и наличии 3 000 участников акции ресурсоемкость составляет (10000/3000) 3,3 руб./чел. Для начинающих организаций часто расчет объема привлеченных средств представляется сложным процессом. И когда грантодатель, предлагающий, например, 10000 долларов США, требует показать 50% вклад в реализацию проекта самой организации, авторов заявок пугает цифра 10 000 долларов, вклад которых они должны расписать. На самом деле в эту сумму можно включить (помимо вклада труда добровольцев) стоимость аренды помещения и оборудования, которые используются для реализации проекта (даже если организации это "ничего не стоит").

Так, например, имея в своем распоряжении компьютер стоимостью 500 долларов, и зная, что износ этой техники - 5 лет (как основного средства), легко посчитать, что в год использование только одного компьютера обходится в 100 долларов (8,3 доллара в месяц или 30 центов в день). Точно так же рассчитывается стоимость принтера, телефона, факса, телевизора, видеомагнитофона, звукоусиливающей техники и т.п. Что касается неосновных средств (стоимость которых менее 10000 рублей, например, лопат, грабель, кистей, спортивного оборудования, рюкзаков, палаток, канцелярских и расходных материалов и т.п.), то даже если проект длится несколько дней, в бюджете показывается их полная покупная стоимость, поскольку предполагается, что после проведения акции они будут списаны.

Если по каким-то причинам представляется трудным оценить то или иное материальное средство, принято указывать его среднюю рыночную стоимость. Для этого необходимо простое маркетинговое исследование - выясняются несколько (не менее 3-х) фирм (организаций), продающих (или предоставляющих в аренду) это средство, суммы складываются и полученный результат делится на количество исследуемых фирм. Стоимость аренды помещения (даже если оно предоставлено "бесплатно") также рассчитывается, исходя из среднерыночной цены. Например, администрация учреждения социальной сферы, находящегося в центре города, безвозмездно выделила для реализации проекта отдельное помещение (50 кв.м) с телефоном. Выяснив среднюю рыночную стоимость квадратного метра телефонизированного помещения, находящегося в центре города (для чего достаточно найти объявления в газете или обзвонить несколько фирм), можно рассчитать стоимость аренды помещения. Точно таким же образом рассчитывается стоимость аренды актового, спортивного, киноконцертных залов, комплексов и т.п. Все эти расчеты при составлении заявки на грант указываются в комментариях к бюджету. Даже если организация не собирается подавать заявку на грант - данные расчеты все равно необходимо сделать, чтобы составить бюджет проекта и возможные договоры, тогда будет отчетливо виден финансовый вклад каждой из договаривающихся сторон.

Второй этап организации фандрайзинговой кампании связан с ее реализацией на практике. Методы реализации фандрайзингового плана разнообразны - это проведение рекламных кампаний в СМИ, по почте, а также распространение внешней рекламы (стенды, баннеры, брошюры, буклеты); обращение к потенциальным спонсорам и благотворителям по телефону и факсу (телефандрайзинг), а также личной беседе (индивидуальный фандрайзинг); приобретение поддержки влиятельных, известных лиц (солофандрайзинг); распространение бесплатных приглашений на культурные мероприятия, презентации (полифандрайзинг) и т.д.

Для продвижения проекта важную роль играет информационная составляющая: распространение новостей, связанных с реализацией, проекта; продвижение уже реализуемых программ, проектов; изучение общественного мнения; освещение результатов акций, собраний, конференций. Есть много способов, которыми люди могут поддерживать проект как денежно, так и физически участвуя в проектах. Выделяют патронаж, благотворительность, спонсорство.

Патронаж – покровительство финансовое и организационное, оказываемое на долговременной стабильной основе.

Благотворительность направлена на социально приоритетные цели, не предполагает каких – либо финансовых и прочих обязательств со стороны учреждений культуры, получающих поддержку. Признаки: добровольность и бескорыстность.

Спонсорство – разновидность рекламной деятельности, которая предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера, в этом плане социально-культурная сфера – выгодный деловой партнер. Спонсоры бывают:

- титульный – чье название участвует в названии мероприятия

- эксклюзивный – выступает один, обеспечивает до 100% бюджета,

- генеральный спонсор – до 50% бюджета

-официальный спонсор – до 25% бюджета

- спонсор (участник без регалий) - до 10%

- информационный спонсор – транслирующий информацию по проекту.

- технический спонсор – представляет продукцию или услуги.

Для каждого вида спонсорства необходимо описать рекламные возможности, которые вы ему предоставите. Это может быть упоминание в СМИ, размещение названия в месте проведения выставки, на городской наружной рекламе и печатной продукции, размещение на выставке стенда компании, информации о компании в общем пакете участника и на сайтах организаторов, участие в пресс-конференции и других мероприятиях программы. В конце надо дать краткую информацию об организаторах выставки и не забыть указать свои контактные данные. Можно также приложить краткий отчет о предыдущих мероприятиях.

В процессе фандрайзинга необходимо планировать работу со спонсорами: писать им письма, приглашать посетить мероприятия, донести до них, насколько ценна их поддержка. Возможно направление им благодарственных писем от себя лично, организации, руководителей власти, добровольцев. Нужно пытаться дать спонсорам так много рекламы и признания, насколько возможно. Одним из инструментов фандрайзинга в является с понсорский пакет. Документ, включающий титульный лист (название, время, место проведения события, логотип или другие визуальные образы). Далее – информацию о самом проекте, с указанием организаций, государственных структур, которые ее уже поддерживают, программу мероприятий и само предложение.

Можно попытаться привлечь спонсоров к планированию специальных акций, типа благотворительного обеда (ужина) или церемонии награждения, где предприниматели могут произнести важную речь на церемонии. Хотя спонсоры изначально заинтересованы в развитии сообщества, они также хотят быть признанными. Необходимо подумать о потенциальных деловых партнерах, которые извлекут выгоду из маркетинга и большой рекламной кампании общественной деятельности (поставщики спортивных товаров, магазины одежды, универсамы, игрушечные, книжные и канцелярские магазины и др.). Важна позиция инициативной группы: не просителя, а партнера бизнес-структуры: вы не просите организовать праздничный обед для волонтеров, а позволяете им сделать это.

В тоже время нужно помнить, что иногда спонсорство может повредить имиджу организации, поэтому, прежде чем брать деньги, необходимо ответить на вопросы: может ли предлагаемое спонсорство усилить имидж организации; как отделить спонсорство мероприятия от общего имиджа организации; усиливает ли спонсорство имидж организации среди членов; помогает ли спонсорство построить реальный мост между организацией и другими секторами общества.

Кроме денежных сумм, частные благотворители могут оказывать любые не запрещенные законом виды поддержки.

Коммерческая фирма может в порядке спонсорской помощи взять на себя часть реализации проекта, например, подготовить информационные буклеты, разослать (вместе со своей рекламой) письма, выкупить часть билетов в кино или театр и т. д.

Ходатайство к местному бизнесу предполагает предоставление физической помощи в виде продовольствия, канцелярских товаров, воздушных шаров, фотопленки и т.д. Возможна поддержка рекламной кампании проекта в виде покупки рекламного времени или проплаты объявления на ТВ или радио.

Также местные предприниматели могут пожертвовать временем работы их персонала и внести вклад в виде своего профессионального опыта, как, например, проектирование и печать бумажных объявлений или брошюры, бухгалтерские и юридические консультации и т.п.

В партнерстве очень важно оформлять все отношения юридически, особенно если возникают финансовые обязательства; обмениваться информацией и обсуждать совместные шаги.

Процесс соискания грантов

Средства с жестко обусловленными целевыми назначениями, как правило, направляются на проекты, имеющие легко доказуемый общественно полезные результат (например, создание заповедника, проведение выставки, организация информационной службы и т.д.). Термин «грант» появился в русском языке от английского глагола «to grant» - дарить, жаловать. В российском законодательстве отсутствует единый подход к определению термина «грант». Обобщая действующие нормативные документы можно сформулировать следующее определение понятию «грант». Грант – это безвозмездные целевые средства, выраженные в денежной или натуральной форме. Грант предоставляется преимущественно на основании конкурса. Гранты выделяются организациям, инициативным группам или отдельным лицам на реализацию конкретных проектов (программ). Грантополучатель в общем смысле обязан предоставить грантодателю отчет о целевом использовании предоставленных средств. Приобретаемое на средства гранта имущество становится собственностью грантополучателя только после утверждения грантодателем отчета о целевом использовании предоставленных ресурсов.

Грантодающие организации предоставляют финансирование либо по результатам тематических конкурсов, либо по приоритетным программам. В первом случае, надо найти объявление о конкурсе, в котором оговорена тематика и основные требования к проекту (объем и форма подачи, сроки, адреса и пр.) и переделать проект в соответствии с этими требованиями. Во втором случае ограничений сроков и формы проекта нет, важны только приоритеты данного фонда. Заявка-письмо на проект может быть послана в любой срок, а поступившие заявки будут рассмотрены по соответствующим правилам (1 раз в год, полгода, квартал - в зависимости от внутренних правил фонда). Если заявка их заинтересует - будут присланы требования к форме проекта.

Можно выделить следующие типы потенциальных грантодателей:

1. Государственные доноры – госучреждения, получающие средства из бюджета своего государства, например, Агентство по международному развитию США (USAID), Информационное агентство США (USIA), Национальный институт здоровья США, Агентство по охране окружающей среды (EPA). Эти фонды обязаны постоянно отчитываться перед теми, на чьи деньги они существуют, - перед налогоплотельщиками, а гранты они, как правило, предоставляют только «стабильным» организациям, т.е. тем, у кого за плечами солидный опыт успешной реализации общественных проектов.

Это самые бюрократичные и требовательные доноры. Их программы помощи всегда направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранных организаций. Однако в некоторых случаях они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника (так называемых получастных доноров).

2. Получастные доноры – общественные организации, получающие средства от государственных и иных грантодателей и распределяющие их по организациям-заместителям.

Получастные доноры, как правило, не имеют собственных средств, а лишь оказывают содействие в распределении средств других организаций (информируют общественность, помогают в формировании заявок, оценивают и отбирают заявки, контролируют расход средств и предоставляют донору отчет). Примером может служить деятельность ISAR (бывший Институт Советско-Американских отношений) в распределении средств, выделенных USAID. К категории получастных доноров также можно отнести следующие организации: World Learning, Национальный фонд защиты демократии, АИРЕКС (IREX- InternationalResearchandExchangeBoard), Фонд Евразия (EurasiaFund), а также ряд международных организаций, подобных Всемирному банку (WorldBank).

3. Частные доноры – это фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан (пожертвования), некоммерческие организации, а также частные лица. Написание заявок частным донорам обычно требует меньше усилий, так как требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, отчетность упрощена по сравнению с государственными донорами, они обычно принимают решения о субсидировании в более короткие сроки. Частные фонды создают отдельные личности, организации и корпорации. К этому разряду относятся грантодатели самого различного размера и характера деятельности – от таких больших международных фондов, как Фонд Сороса, до небольших семейных фондов, как, например, Фонд Валенбергов, Фонд Фольксвагена, до фондов особого назначения.

В свою очередь, можно выделить следующие типы частных благотворительных фондов:

- Независимые фонды – как правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами (фонд МакАртуров, фонд Рокфеллеров, фонд Сороса), а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений и набор стандартных критериев отбора заявок. Фонды формируют советы, рассматривающие заявки и выносящие решения о финансировании. Ассоциированные фонды – финансируются из средств компании (коммерческой организации), с которой они ассоциированы. Примерами могут быть Xerox Foundation, Apple, Hewlett-Packard и другие. Обычно такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются советом, включающим руководство компании.

- Фонды прямого действия, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются для поддержки каких-либо проектов.

- Местные фонды – создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы на оказание поддержки местным организациям.

Предварительный анализ тем и поиск потенциальных грантодателей. Около 90% всех заявок на финансирование отклоняется грантодателями. Одной из причин может быть следующее: подающий заявку не выяснил, как правильно обращаться в фонд, и часто даже не поинтересовался, подходит ли фонд для финансирования данного проекта.

Когда сформулированы тема, цели и методы проекта и принято решение о целесообразности получения средств на финансирование своего проекта за счет гранта, организации следует внимательно изучить потенциальные источники финансирования.

На решение этих двух вопросов влияют следующие факторы:

1.Специфические географические регионы. Большинство фондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельность определенными частями света, регионами, странами, областями или районами. Это может касаться и места проведения работы, и местоположения организации, выполняющей проект. Однако, если деятельность интересующих фондов жестко не ограничена конкретными странами (континентами), не следует отсеивать их рассмотрение как потенциальных грантодателей только потому, что они никогда еще не выдавали гранты на проекты, осуществляемые на территории функционирования или реализации проекта.

2.Специфические сферы деятельности или тематика. Как правило, благотворительный фонд финансирует проект строго ограниченной тематики, например, содействие развитию гражданского общества, реформы образования и т.д. Поэтому не следует посылать заявку на создание заповедника в фонды, специализирующиеся на проблемах помощи престарелым или борьбе с загрязнением почв.

3. Типы поддержки. Фонды часто ограничивают типы работ (мероприятий), которые они готовы финансировать, например поездки, приобретение оборудования, услуги консультантов, зарплата персонала, капитальное строительство и т.д.

4. Типы получателей грантов. Различные источники финансирования и программы в рамках этих источников, как правило, ограничивают тип получателей грантов, а именно гранты могут предоставляться студентам, неправительственным экологическим организациям, органам местного самоуправления, научно-исследовательским институтам и т.д.

5. Специфические группы населения. Грантодателями также могут быть выставлены ограничения в отношении определенных социальных групп, для которых осуществляется проект некоммерческой организации: молодежь, женщины, бездомные и т.д.

Информация о географических, тематических и других ограничениях деятельности источника финансирования обычно доступна и присутствует в любом описании деятельности фонда. Если проект не проходит по критериям фонда – не следует обращаться в этот фонд тратить зря время и силы.

Помимо объявленных фондом ограничений, следует изучить, кому и какие гранты фонд выделил за последние несколько лет. Изучение прецедентов позволяет выяснить пристрастия данного источника финансирования и не только воздержаться от обращения в неперспективный фонд, но и лучше подготовить предложения в перспективные. Следует помнить, что фонды, как правило, консервативны, и как бы ни был привлекателен проект, его шансы невелики, если он выходит за рамки основных традиционных сфер деятельности фонда.

Также необходимо выяснить данные о финансовом положении фонда, ежегодный объем предоставляемых грантов, видах финансовой поддержки, количество полученных грантов, их размеры и другие данные, по которым можно косвенно судить о шансах заявителей. Любой источник финансирования характеризуется средним размером выдаваемых грантов, верхним и нижним пределом этих сумм.

Значительная часть фондов предпочитает поддерживать уже известные им организации, что можно легко выяснить, изучая прецеденты выдачи грантов за последние годы. Многие фонды предпочитают выдавать гранты на условиях софинансирования, то есть если этот проект финансирует кто-то еще.

По порядку оформления заявок можно выделить два типа фондов:

- принимающие заявки по определенной форме и на специальных бланках;

- не регламентирующие форму и принимающие заявки в произвольном виде.

Заявки на гранты, подаваемые в частные фонды и государственные организации (федерального, областного, городского или районного уровней), обычно различаются по форме. Частные фонды, как правило, просят прислать сначала краткое письмо с изложением сути проекта в качестве первичной заявки. Источники государственного финансирования почти всегда требуют заполнить определенное число стандартных форм.

В основе требований грантодателя к составлению заявки могут лежать два соображения: они хотят быть уверенными, что заявитель высылает всю информацию, требуемую для оценки заявки; с другой стороны, членам оценочного комитета легче оценить проекты, состоящие из одинаковых частей, расположенных в аналогичном порядке.

Некоторые советы по оформлению заявок:

Любой фонд получает ежегодно гораздо больше заявок на гранты, чем может их предоставить. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы подаваемая заявка выгодно отличалось от многих других. А это очень трудно сделать, если она будет отредактировано в духе «всем, кого это может заинтересовать». Гораздо лучше попытаться описать проект в рамках интересов фонда:

- общественная (социальная) направленность: на улучшение жизни людей, а не на развитие и обогащение организации, привлечение потенциальных сторонников, их равноправие в управлении и реализации проекта;

- конкретность: решаемой проблемы, поставленных задач, планируемых действий, сроков и результатов;

- новизна: нестандартный, тонкий подход, адекватный поставленной проблеме;

- непрерывность: как собственные средства (помещение, оборудование и другие ресурсы, которые уже есть, труд волонтеров, оцененный в эквиваленте зарплаты) будут инвестированы в реализацию проекта по окончании дотирования проекта фондом, откуда будут поступать денежные средства из других источников для обеспечения непрерывности работы по проекту;

- контролируемость: как будут оцениваться результаты, какие будут использованы оценочные критерии;

- логичность: ясная, логическая связь между бюджетом и практической деятельностью, между задачами фонда и проекта;

- реальность, оправданность: соответствие планируемого и уже достигнутого организацией, доказательность, перспективность идеи, высокая квалификация и подготовленность привлеченных кадров;

- открытость: интересам фонда и людям, его представляющим, другим (смежным) организациям, СМИ, общественности.

Примерные критерии оценки проектных заявок фондами:

Наименование критерия Содержание критерия  
 
1. Оформление Проекта Соответствие оформления Проекта требованиям  
2. Целевая направленность Проекта 1. Адресность Проекта (соответствие цели и задач Проекта потребностям целевой группы) 2. Соответствие деятельности, планируемой к осуществлению в рамках Проекта, профессиональной деятельности слушателя.  
3. Оценка содержания Проекта 1. Обоснованность и четкость планирования мероприятий Проекта, их направленность: - на решение проблемы, актуальной для целевой группы; - на достижение ожидаемых социально значимых результатов в установленный период реализации Проекта.  
4. Результативность Проекта 1. Ожидаемые результаты, планируемые в ходе реализации Проекта (улучшение положения, расширение перечня и повышение качества услуг, предоставляемых целевой группе проекта, инфраструктурные изменения в социальной сфере, другое). 2. Наличие обратной связи с целевой группой Проекта, позволяющей оценить достигнутые результаты. 3. Вовлечение целевой группы Проекта в деятельность по реализации Проекта.  
5. Оценка методов достижения целей и задач Проекта 1. Использование в Проекте результативных, в том числе инновационных, социальных технологий, моделей и методик, соответствующих цели и задачам Проекта. 2. Включение в Проект мероприятий по обобщению и распространению инновационных технологий, моделей и методик работы социальной сферы. 3. Оценка Заявителем возможных рисков, предлагаемые пути обеспечения устойчивость Проекта к ним. 4. Социальное партнерство в Проекте. 5. Включение в Проект мероприятий по информированию местного сообщества о цели, ходе реализации и результатах Проекта.  
6. Организация контроля реализации Проекта 1. Наличие разработанной слушателем системы показателей по оценке ожидаемых результатов реализации Проекта, в том числе измеряемых количественно. 2. Наличие мероприятий по отчетности и контролю реализации Проекта.  
7. Экономическая обоснованность Проекта 1. Соответствие объема средств, планируемых на реализацию Проекта, цели и задачам проекта. 2. Кадровое обеспечение Проекта (основной персонал, привлеченные специалисты и (или) добровольцы, уровень квалификации исполнителей).  

 

Ни одна организация не получает финансовые средства от фондов-грантодателей, частных спонсоров, государственных и муниципальных органов власти автоматически, только потому, что является хорошей, в ней работают высококлассные специалисты и много волонтеров. Статистика показывает, что только одна из десяти финансовых заявок оказывается удовлетворенной. У начинающих организаций шансов удачного «попадания» еще меньше. Главное, не делать трагедии из отказа, а рассматривать это как шанс улучшить свой проект, повысить уровень знаний разработчиков, привлечь большее количество партнеров и сторонников. Необходимо сделать фандрайзинг неотъемлемой частью деятельности кружка. Чтобы получить финансовую поддержку, необходимо проделать большую кропотливую работу.

Реализация проекта

Исполнение проекта направлено на непосредственное создание продукта (услуги), ради которых реализуется данный проект. Вначале набирается команда проекта. Проводится инструктаж команды, запуск ее работы по принятому плану. В ходе выполнения работ, запланированных в плане проекта, идет отладка командного взаимодействия, реализуются меры по устранению недопустимого отклонения от плановых показателей. Главным при исполнении проекта становится эффективное достижение намеченных целей. Это означает, что практические шаги, согласно утвержденному плану, должны обеспечить достижение в установленные сроки качественных результатов за счет использования выделенных ресурсов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...