Классификация социальных проектов.
В исследовательских работах выделяются различные классификации и типологии социальных проектов по следующим критериям: география и масштабность проекта, ориентация проекта, заказчики проектов, исполнители и участники проекта, сфера приложения проекта, администрирование проекта, концептуальность проекта. В социальной сфере используется различная классификация проектов. По географическому признаку различают международные, российские, межрегиональные и региональные проекты. Масштабность проекта определяется показателями охвата участников: мега-проект (международный), национальный социальный проект (Всероссийский), межрегиональный, региональный, мини-проект, совместный, партнерский. По типу управляющей структуры: внешне управляемый, внутренне управляемый. По социальной направленности: защита прав, занятость, участие в политике, решение экологических проблем, совершенствование образовательной системы и т.п. Временной аспект детерминируется протяженностью выполнения проекта, поэтому различают краткосрочные, среднесрочные и долговременные проекты. Классификация с точки зрения эффективности и признания выполненного проекта: социальный проект - победитель Всероссийской акции, ярмарки инноваций, ярмарки социальных инициатив; социальный проект, востребованный в рамках региона; социальный проект, не востребованный общественностью.
Социальный проект обеспечивает выражение идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Выделяют следующие характерные черты социального проекта: - целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату. Проект всегда имеет цель: четко определенные цели являются залогом четко определенных результатов. Основной целью проектов является разрешение какой-либо «проблемы», что предполагает тщательный и предварительный анализ. Предлагая одну или несколько решений, проект всегда нацелен на изменения социальной сферы; - реалистичность: цель должна быть достижима, что подразумевает сопоставление условий реализации проекта с необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами; - ограниченность (во времени и пространстве, по целям и задачам, результатам и т.д.) Проект всегда реализуется в определенном месте и определенном контексте – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит: этапы и конкретные сроки их реализации; четкие и измеряемые задачи; конкретные и измеряемые результаты; планы и графики выполнения работ; конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации. - последовательность и связность – реализация проекта четко подразделяются на несколько этапов, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом. - объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее. Проект всегда имеет цель: четко определенные цели являются залогом четко определенных результатов. Основной целью проектов является разрешение какой-либо «проблемы», что предполагает тщательный и предварительный анализ. Предлагая одну или несколько решений, проект всегда нацелен на изменения социальной сферы.
- компетентность автора и персонала – для планирования и реализации проекта, необходим целый набор специфических навыков, что требует привлечения многих участников и партеров - любой проект результат коллективных усилий. Реализацией занимается целая команда. Важна осведомленность членами проектной группы в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса, а так же владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта. - уникальность - так как проекты возникают из новых идей, предлагают специфическое решение проблем в специфическом контексте, и потому всегда инновационные. Всегда присутствует элемент непредсказуемости и риска. - жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в иных условиях, чем он может быть продолжен. Проектирование опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует ее деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ. Задачи социально ориентированных проектов можно свести к трем группам: - Оптимизация образа жизни человека (корректировка образа «Я», системы ценностей, помощь в освоении культурными технологиями и т.д.); - Изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности; - Оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой. Задачами проектов, аудиторией которых являются лица, нуждающиеся в социальной адаптации, могут быть: - содействие социально-психологической адаптации человека; - помощь в решении социально-психологических проблем, обретение Ёоциального статуса и чувства личной значимости; - укрепление социальных и межличностных связей; - социальная реабилитация средствами искусства; - создание условий для самореализации в сфере досуга; - изменение отношения учреждений и властей к проблеме инвалидов;
- формирование общественного климата, создающего атмосферу психологического комфорта и благоприятного самочувствия; - содействие психологической, эмоциональной и ценностной адаптации человека к проблемной ситуации; - обеспечение человека в информационном плане – дать ему необходимую для решения проблем информацию за счет оптимизации форм ее трансляции; - обучение умению выстраивать новые жизненные перспективы и осуществлять соответствующие жизненные проекты. В содержательном плане все многообразие социальных проектов укладывается в несколько стратегий: - Социально-культурная интеграция – создание условий для развития и самореализации личности в системе социальных отношений путем оптимизации социально-психологической среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни; - Реабилитация (социальная, духовная, физическая) – мероприятия и акции, способствующие максимальному развитию потенциалов человека (прежде всего лиц с ограниченными возможностями), его полноценному участию в профессиональной деятельности и социально-культурной жизни; - Социализация – создание условий для усвоения личностью основного «репертуара» социальных ролей; - Инкультурация – процесс деятельностного включения человека в мир культурных ценностей; - Самореализация – создание условий для развития и наиболее полного воплощения личных потенциалов в различных видах социально-культурной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|