Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема человека в философии.




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РФ»

КОЛЛЕДЖ

 

 

«Философские проблемы человека»

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

медицинского колледжа

по дисциплине

«Основы философии»

 

Ростов-на-Дону

 

Рассмотрено Составлено в соответствии

на заседании ЦК общегуманитарных, с государственными требованиями

социально-экономических и к минимуму содержания и уровню

естественнонаучных дисциплин подготовки выпускников на

Протокол № _____ от «____» __________ 2013 г. основании примерной программы

дисциплины

 

 

Рассмотрено

На заседании Методического совета

Протокол № ___ от ____________ 2013 г.

Председатель Методического совета

___________________ Н.А. Артеменко

 

 

Учебно-методическое пособие «Философские проблемы человека» по дисциплине «Основы философии» предназначено для самостоятельной работы студентов медицинского колледжа всех специальностей при изучении данной темы. Пособие составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основании примерной программы дисциплины с учетом специфики учебного заведения.

 

 

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

1. Ознакомиться с актуальностью темы и целью ее изучения.

2. Повторить пройденный материал по вопросам, указанным в разделе «Исходный уровень знаний студентов».

3. Изучить глоссарий философских терминов и понятий.

4. Изучить информацию по вопросам темы, пользуясь обязательной и дополнительной литературой, таблицами учебно-методического пособия.

5. Устно ответить на вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия.

6. Ответить на вопросы тестового задания и сверить ответы с эталоном.

7. Выполнить задания и решить ситуационные задачи.

8. Изучить перечень тем рефератов.

9. (по желанию студента) Подготовить реферат по одной из предлагаемых по теме занятия тем, используя рекомендуемую литературу.

 

В результате изучения раздела «Философские проблемы человека» дисциплины «Основы философии» студент должен знать основные категории и понятия философии, использующиеся при исследовании проблемы человека, иметь знания об условиях формирования личности, о свободе и ответственности человека за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Раздел 4. Философские проблемы человека

Тема 4.1. Проблема человека в философии и философской антропологии

На лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Проблема человека в философии. Проблема природы человека и

специфических качеств человека.

2. Сознание, язык и предметно-практическая деятельность, способность к

познанию и творчеству как специфические особенности природы человека.

3. Понятие социального в человеке. Проблема соотношения биологического и

социального в человеке, диалектический подход к ее решению.

4. Духовное и материальное в человеке. Целостность человека.

5. Антропосоциогенез. Факторы антропогенеза (предметно-практическая

деятельность, социальные и нравственные нормы, речь и др.).

 

ГЛОССАРИЙ

Антропосоциогенез – сложный многофакторный исторический процесс становления человека в условиях социальной среды.

Биологическое в человеке – обозначение проблемы, выясняющей, имеются ли у человека биологически запрограммированные протосхемы, определяющие его поведение на социальном уровне.

Природа человека - обозначение философско-антропологической проблемы специфических качеств человека.

Социальное в человеке – обозначение проблемы социальной природы человека, сторонники которой утверждают, что природа человека всецело социальная, человек формируется как человек только в условиях общества.

Телесность – философское понятие, обозначающее совокупность природных качеств человека, способных видоизменяться под влиянием социокультурной среды.

Холизм (от греч. holon – целое) – учение о сущности феномена целостности, высший принцип целостности мира, охватывающий все его сферы (физическую, биологическую, психическую, духовную) и опирающийся на положение «целое больше суммы его частей».

Человек – это биосоциальное существо, одновременно принадлежащее миру природы и обществу.

 

Таблица 1.

Основные теории антропогенеза

 

№ п/п теория Главная идея
1. Теологическая (христианство, ислам) Человек – главное и любимое творение Бога, созданного по его воле и подобию.
2. Эволюционная (К.Ламарк, Ч. Дарвин Т. Де Шарден) Человек сформировался в процессе эволюции.
3. Деятельно-трудовая (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) Человек сформировался в процессе и под влиянием трудовой деятельности.
4. Панспермизм Человек имеет космическое происхождение.
5. Символическая теория Э.Кассирера Человек сформировался благодаря своей способности обозначать символами явления идеального и материального мира.
6. Психоаналитическая теория З.Фрейда Человек – это неожиданный продукт эволюции, появившийся благодаря действию биологических инстинктов.
7. Биолого-психологическая теория Б.Ф.Поршнева Человек – продукт эволюции особого вида древних людей (гоминидов).

 

Таблица 2.

Человек – это …

 

определение автор
Политическое животное Аристотель
Существо разумное, обладающее самосознанием, моральное и свободное мыслители Нового времени.  
Мыслящая вещь Рене Декарт
Что же это за химера - человек! Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной" Блез Паскаль
тайна Ф.М. Достоевский
Самый таинственный и сбивающий с толку объект П. Тейяр де Шарден
Человек - это курьезное происшествие природы Бертран Рассел
Символическое животное Э.Кассирер
Совокупность способностей и влечений Животное, использующее орудия труда Голограмма Вселенной Современная философия

Вопросы для самоконтроля знаний

 

1. Дайте определение понятия «человек».

2. Дайте определение понятия «антропосоциогенез».

3. Охарактеризуйте суть философской проблемы антропосоциогенеза.

4. Назовите теории антропосоциогенеза, их главные идеи.

5. Назовите факторы, влияющие на процесс антропосоциогенеза.

6. Охарактеризуйте проблему биологического и социального природы человека.

7. Что означает в современной философии понятие «природа человека»?

8. Назовите свойства человека, которые признаются специфически человеческими.

9. Дайте определение понятия «антропосоциогенез».

10. Охарактеризуйте проблему соотношения духовного и телесного в природе человека.

11. Охарактеризуйте целостное понимание человека в философии.

12. Почему проблема человека стала предметом исследования одной из самостоятельных философских наук? Как называется эта наука?

 

Задания в тестовой форме

1. Сложный многофакторный процесс становления человека в условиях социальной среды называется

а) антропогенез

б) антропосоциогенез

в) социализация

г) эволюция

6. Процесс исторического развития человека называется

а) антропогенез

б) антропосоциогенез

в) социализация

г) эволюция

7. Обозначение философской проблемы, выясняющей, имеются ли у человека биологически запрограммированные протосхемы, определяющие его поведение на социальном уровне

а) антропосоциогенеза

б) биосоциальной сущности человека

в) биологическое в человеке

г) социальное в человеке

10.Обозначение теории социальной природы человека, сторонники которой утверждают, что человек формируется как человек только в условиях общества – это

а) биологическое в человеке

б) социальное в человеке

в) проблема антропосоциогенеза

г) биологическая сущность человека

11. Понятие, обозначающее совокупность природных качеств человека, способных видоизменяться под влиянием социокультурной среды – это

а) задатки

б) тело

в) телесность

г) генотип

12. «Человек – творение Бога» - главная идея теории антропогенеза

а) теологической

б) символической

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

13.«Человек сформировался в процессе и под влиянием трудовой деятельности» - это главная идея теории антропогенеза

а) теологической

б) эволюционной

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

14.«Человек как особое существо сформировался благодаря своей способности обозначать символами (речь, ритуалы и т.п.) предметы, явления мира и возникающие между ними отношения» - это главная идея теории антропосоциогенеза

а) теологической

б) символической

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

15.Поиск единого основания всех проявлений человека является главной задачей

а) философской антропологии

б) социобиологии

в) генетики

г) этики

17. «Человек – это политическое животное», - сказал

а) К.Маркс

б) А.Шопенгауэр

в) М. Шелер

г) Аристотель

18. Обозначение философско-антропологической проблемы специфических качеств человека – это

а) сущность человека

б) природа человека

в) биологическое в человеке

г) социальное в человеке

19. Согласно современному диалектико-материалистическому подходу к решению проблемы человека, социальная среда для формирования специфических качеств человека

а) является необходимым условием

б) не оказывает никакого влияния

в) является негативным фактором

г) влияет на всех по-разному

21. Способность к трудовой деятельности признается главным отличительным качеством человека в теории

а) теологической

б) символической

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

23.Способность человека к творчеству, по современным представлениям,

а) является природной особенностью человека

б) формируется в условиях социальной среды

в) проявляется только у отдельных индивидов

г) формируется специальными методами воспитания

24. «Изменяя условия социальной среды, можно сформировать личность с любыми качествами» - это главная идея при подходе

а) социологизаторском

б) биологизаторском

в) теологическом

г) психологическом

 

26. Впервые в истории философии проблему человека обозначил как предмет философии

а) Сократ

б) Р. Декарт

в) М.Шеллер

г) И. Кант

29. Высказывание «Сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений» отражает понимание человека в теории

а) марксизм

б) фрейдизм

в) эволюционизм

г) экзистенциализм

30. Попытки согласовать данные генетики, этологии, эволюционной биологии и других разделов биологии с целью сформировать научные представления о социальном поведении человека предпринимают представители

а) марксизма

б) неофрейдизма

в) социобиологии

г) дарвинизма

31. «Главной движущей силой поведения человека являются биологические инстинкты, действие которых, как правило не осознается самим человеком» - эта идея является главной в понимании человека в теории

а) символической Э.Кассирера

б) психоаналитической З.Фрейда

в) деятельно-трудовой К.Маркса

г) эволюционной Ч.Дарвина

 

Ситуационные задания

1. Макс Шелер писал: «Человек-естественный есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным». Основываясь на современных философских представлениях о человеке, назовите, какой фактор должен воздействовать на «человека-естественного», чтобы он превратился в человека?

2. Рене Декарт сказал о человеке: «Человек есть мыслящая вещь». Какое качество человека оно выделил как главное, ведущее в своем определении?

3. Современный английский философ Бертран Рассел писал: «Душа человека – сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно – частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое – всеобщее, бесконечное и беспристрастное». Охарактеризуйте понимание сущности человека Б.Рассела.

4. Древнекитайский мудрец Лао Цзы в своей книге «Дао Дэ Цзин» писал: «Мудрый человек…не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других». Какие идеи даосизма содержатся в основе этого высказывания?

 

Литература

Основная

1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. - 480 с.

2. Горелов, А.А. Основы философии: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО". - 8-е изд. стер.- М.: Издательский Центр "Академия", 2010. - 256 с.

3. Стрельник, О.Н. Основы философии: учебник для ссузов / О.Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 312 с.

4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006 - 506 с.

5. Хрусталев, Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 308 с.

Дополнительная

1. Губин, В.Д. Философия: учебник. – Москва.: Проспект, 2011. – 336 с.

7. Гуревич, П.С. Основы философии. Учебное пособие. - М.: Издательство КНОРУС, 2011. – 480 с.

Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Момджян, К.Х., Миронов, В.В. Философия. Учебник для вузов. — М.: Высшее образование, 2009. – 519 с.

10. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009 – 432 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

Философия: учебник / [В. Д. Губин и др.]; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 625 с.

20. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина - М,: Проспект, 2011. – 711 с.

Хрусталев, Ю.М. Философия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Научный электронный архив Академии естествознания http://www.econf.rae.ru/category/

2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

3. Образовательный сайт на правах электронного учебника.

http://www.filosofia-totl.narod.ru/

4. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

5. Национальная философская энциклопедия. Словари. http://terme.ru/

6. Сайт о философии. http://intencia.ru/FAQ-5.html

7. Философский портал. Библиотека. http://www.philosophy.ru

8. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

9. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Информационный блок

Проблема человека в философии.

Проблема человека со времен глубокой древности волновала умы философов. Тайна человека принадлежит к кругу вечных проблем. Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научился выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность всего человеческого. Философия человека в огромной степени испытывала влияние и меняла свой образ в зависимости от того, как осмысливались Бог, космос, природа, культура, Логос, человечество.

В разные эпохи философское понимание человека не оставалось неизменным. Антропологическая тема в философских изысканиях находится на первом месте не всегда. По мнению М.Бубера, в определенные эпохи, когда окружающий мир представляется обжитым и благополучным, размышление о том, что такое человек, может вообще не возникнуть. Только крайне обостренное чувство одиночества, хрупкости и неуверенности рождает желание обратиться к названной проблеме.

С началом эпохи Возрождения изменяется философское понимание человека. Гелиоцентрическая система Н. Коперника (16 в.), теория происхождения человека от обезьяны (19 в.) и психоанализ Фрейда (20 в.) с его знаменитой формулой «Человек - не хозяин в своем собственном доме» сместили человека с пьедестала венца творения Божьего. На место Бога-творца пришел человек-творец, на место Божественного разума – разум человеческий. Этот процесс выразился в идеях человекобога, «сверхчеловека», «нового человека» и т.п. (Ф. Ницше, А. Шопергауэр, К. Маркс и др.). Данная проблема становится еще более актуальной в 20 в., когда новыми факторами, определяющими особенности жизни человека стала научно-техническая революция.

В 18 в. зарождается относительно обособленная «философская наука» - антропология. И. Кант в «Логике» утверждает, что, в сущности, все философские вопросы сводятся к одному вопросу «Что есть человек?» и потому являются, по сути, вопросами антропологии. Он считал, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо, но для раскрытия тайны человека нужны самостоятельные и нетривиальные средства.

В соответствии с плюралистической природой философии процесс исследования проблемы человека породил множество решений и итоговых определений человека, начиная от «существа, изготавливающего орудия» до «рационального» «играющего человека».

В 20-е годы 20в. М.Шелер, А.Гелен, Х.Плесснер обратились к проблеме человека как природного существа. Они противопоставили свое понимание человека многим направлениям западной философии (психоанализ, прагматизм, феноменология, структурализм и т.д.). При этом сохраняется кантовский подход к изучению человека, согласно которому, изучая проблему человека можно выйти на более общие философские проблемы.

В последней трети 20 в. интерес к проблеме особенно обострился. Этому способствовал ряд факторов общественно-политического и культурно-исторического характера. Это падение ряда тоталитарных режимов, нарастающая глобализация социально-экономических процессов, тенденция перехода к социально-ориентированному, демократическому и правовому обществу. Трансформация индустриальной цивилизации в информационную повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала человека в развитии всех сфер общества. В нашей стране катастрофическое падение материального и социального статуса человека, имеющее своим следствием обостренное внимание к смысложизненной, экзистенциальной проблематике. В последние десятилетия 20в. в связи с происходящими в России и мире разноплановыми процессами, на фоне роста материального благосостояния населения многих стран мира стала чрезвычайно актуальной проблема духовности человека, соотношения духовной и материальной сфер человеческого бытия.

К концу 20 в. философская антропология стала предствалять собой не только область философского знания, не только философское направление, но и особый метод мышления.

Человек в конкретной ситуации (исторической, социальной, экзистенциальной, психологической) – это предмет исследования современной философской антропологии.

Понятие «человек» является наиболее общим для обозначения отдельного представителя биологического вида homo sapiens.

Общепризнанным является понимание человека как биосоциального существа, которое одновременно принадлежит и миру природы, и обществу, социальной среде. В условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Философский поиск при исследовании проблемы человека нацелен на решение таких вопросов как: каково соотношение биологического и социального в человеке, какие явления обусловлены действием биологической составляющей, а какие – социальной, каково происхождение человека, какие качества человека являются его специфическими характеристиками и другие.

В современной философии существуют две философские школы, претендующие на создание синтетической концепции человека – это: философская антропология и марксистская философия.

Термин «философская антропология» употребляется в двух основных смыслах.

1.Это раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека.

2.Это название конкретной современной философской школы, основными представителями которой были немецкие философы М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер, Э.Роттакер, Г.-Э. Херстенберг и др.

Представители философской антропологии выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением.

Принципиальной задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности человека.

Понять сущность человека только с точки зрения биологии невозможно, т.к. его биологическое начало преобразовано социальным развитием. Понятие «человек» не может быть раскрыто вне исторического развития общества.

Согласно учению К. Маркса, сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Эта сущность имеет конкретно-исторический характер; ее содержание, оставаясь социальным, изменяется в зависимости от эпохи. Определяющим условием становления человека является труд, в процессе которого человек изменяет условия своего существования, создает мир культуры и в то же время творит самого себя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...