Построение интервального вариационного ряда случайных величин
Основной целью ТЭА снижение затрат на поддержание работоспособности автомобиля в заданных эксплуатационных условиях. Наиболее эффективному решению данной задачи способствует проведение экспериментальных исследований. Это позволяет получить достоверную информацию о параметрах технического состояния автомобиля, их надежности (т.е. о ресурсах агрегатов, узлов, деталей, межремонтных пробегах и т.п.), о фактическом расходовании материальных ресурсов и трудовых затратах на производство технического обслуживания (ТО) и ремонта. Под экспериментальными исследованиями понимается как постановка специальных экспериментов – стендовых, дорожных, полигонных, когда исследователь организует и влияет на ход эксперимента, задавая различные нагрузки, режимы и т.п., так и подконтрольная эксплуатация автомобилей, выполняющих обычную транспортную работу, фиксируется и накапливается информация о всех отказах и неисправностях, пробегах нагрузках, ремонтах и т.п., а также сбор статистических данных на основании различных отчетных документов по расходу запасных частей и эксплуатационных материалов, заявки на текущий ремонт и т.д. Одной из важных особенностей практически всех показателей и характеристик процессов ТЭА является их формирование под влиянием многих переменных факторов, точное значение которых часто неизвестно. Это так называемые вероятностные процессы. Поэтому о конкретных значениях показателей, получаемых в результате проведения эксперимента, можно говорить лишь с определенной вероятностью, а сами показатели являются случайными величинами. В этой связи с целью их изучения используется математический аппарат прикладной статистики и теории вероятностей.
Особое значение в предварительной обработке результатов эксперимента имеет анализ грубых, резко выделяющихся значений, т.е. анализ однородности экспериментального распределения. Проверим однородность экспериментальных данных по критерию Романовского. Расположим члены выборки Xi в порядке возрастания.
Таблица 1. Исходный вариационный ряд.
Результаты эксперимента должны отвечать трем основным статистическим требованиям: - эффективности оценок, т.е. минимуму дисперсии отклонения неизвестного параметра; - состоятельности оценок, т.е. при увеличении числа (объема) экспериментальных данных оценка параметра должна стремится к его истинному значению; - несмещенности оценок, т.е. должны отсутствовать систематические ошибки в процессе вычисления параметров. Для обеспечения указанных требований, а также для того, чтобы экспериментальные исследования соответствовали заданной точности и достоверности, необходимо определить минимальный, но достаточный объем Nmin экспериментальных данных, при котором исследователь может быть уверен в положительном исходе. На основании результатов экспериментальных данных Xi вычислим: - среднее значение :
;
- среднее квадратичное отклонение:
;
- коэффициент вариации:
,
который характеризует относительную меру рассеивания Xi вокруг ; - размах вариации, характеризующий абсолютную величину рассеивания результатов эксперимента:
,
где - соответственно максимальное и минимальное значение результатов эксперимента.
Принимаем и выбираем из таблицы значение критерия Стьюдента для оценки односторонней доверительной вероятности, т.е. . Вычисляем предельную абсолютную погрешность интервальной оценки математического ожидания: .
Значение характеризует абсолютную точность проведенного эксперимента и численно равно половине ширины доверительного интервала, т.е. принимаем значение t для . Вычислим относительную точность интервальной оценки M(X):
,
которая характеризует относительную ширину (в долях от ) половины доверительного интервала. Рекомендуется принимать значение = 0,05…0,15. Это значит, что половина ширины доверительного интервала для M(X) будет в пределах 5… 15% от X. Требуемый минимальный объем экспериментальных данных для достижения заданных :
.
Применяя формулу Стеджарса, находим приближенную ширину итервала:
.
Принимаем . Определяем число интервалов группирования экспериментальных данных: .
Принимаем число интервалов r = 7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|