Кафедра истории и теории литературы
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Министерство высшего образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Кафедра истории и теории литературы ТОПД Введение в литературоведение Методическое пособие для студентов 1 курса филологического факультета Тверь 2022 Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.
Составитель доктор фил. наук, доц. С. Ю. Артёмова
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Введение в литературоведение»
(2-е полугодие)
лекционных – 17 практических – 34 Самостоятельная работа студентов – 168 Форма отчетности – зачет
Тема 1. Литературоведение как наука Зачем нужно изучать литературу. Место литературоведения в системе гуманитарного знания. Филология и литературоведение. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. Теория литературы, история литературы, литературная критика: разграничение полномочий и логика взаимодействий. Поэтика и текстология. Особый статус стиховедения. Смежные гуманитарные науки и их роль в решении литературоведческих задач: семиотика, герменевтика, психология, социология, источниковедение и библиография. Тема 2. Поэтический язык Язык как первоэлемент литературы. Слово и образ. Путь развития слова – от образа к понятию. Учение А. А. Потебни о «внутренней форме слова». Понятие о функциях языка (Р. О. Якобсон). Поэтическая функция языка – «направленность на сообщение как таковое». «Рефлективность» поэтического слова. Поэзия как «речевая деятельность, характеризующаяся максимальной ощутимостью способов выражения». Образность поэтического языка в понимании Г. О. Винокура. Концепция М. И. Шапира как попытка обобщить точки зрения на проблему поэтического языка.
Тема 3. Ресурсы поэтического языка Язык художественной литературы и литературный язык: соотношение понятий. Слова различной языковой среды и их функция: варваризмы (макароническая речь), диалектизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы), новые слова (окказионализмы). Роль стилистически маркированных и немаркированных языковых средств в поэтической речи. Подражания и стилизации. Тема 4. Смыслообразующая роль тропов Механизм тропа и его функция. Класс метафор и класс метонимий. Сравнение как основополагающий троп. Метафора и ее отличие от сравнения. Виды метафор (олицетворение, овеществление, «стершаяся», реализованная, развернутая). Эпитет и его отличие от логического определения. Эпитеты постоянные, «украшающие», метафорические, оксюмороны. Отличие метонимии от метафоры. Разновидности метонимических замещений: содержащее / содержимое, материал / изделие, количественные замены (синекдоха), эвфемизмы, перифразы. Аллегория и символ. Тема 5. Смыслообразующая роль фигур Понятие о фигуре. Художественные функции фигур. Изменение узуального значения синтаксической конструкции: риторический вопрос, обращение, восклицание. Фигуры прибавления слов (виды повторов): анафора, эпифора, симплока, анадиплосис (стык). Фигуры убавления слов: эллипсис, зевгма (силлепс), бессоюзие. Фигуры перемещения слов: инверсия, параллелизм, антитеза, хиазм. Соотношение тропов и фигур. Тема 6. Стихотворная речь Стих и проза: критерии разграничения. Стих как речь с двойной сегментацией. Семантические различия стиха и прозы. Слово в стихе и прозе. «Динамизация» стихового слова под влиянием «единства и тесноты стихового ряда» (Ю. Н. Тынянов). Стих и язык. Понятие о системах стихосложения. Родовой принцип русского стихосложения. Метр и размер. Суть стихотворной реформы М. В. Ломоносова–В. К. Тредиаковского. Основные ритмические единицы: стих и стопа.
Тема 7. Динамика русского стиха Метр и ритм. Ритмические определители силлабо-тонического стиха: пропуски метрических ударений, сверхсхемные ударения, ритмический зачин (анакруса), цезура, клаузула, рифма. Эволюция русского стиха как последовательное «разрушение» силлабо-тоники: трехсложники с вариациями анакрус, логаэды и дольники, тактовики, акцентный стих Маяковского, верлибры. Понятие о строфе. Основные разновидности строф. Тема 8. Семантика стихотворной формы Стих как смысл. Содержательность стихотворной графики. Фигурные стихи. Метр и смысл. Понятие о «семантическом ореоле». Строфа и проблема влияния. Содержательные ассоциации отдельных строфических моделей. Стихотворный перенос и его смысловые возможности. Основные функции стихового переноса. Тема 9. Смыслообразующая роль сюжета Понятие о сюжете. Определения «сюжета» в русском литературоведении. Соотношение понятий сюжет и фабула. Сюжет – содержание или форма художественного произведения? Сюжет как комбинация мотивов, устойчивость сюжетных схем (А. Н. Веселовский). Сюжет как система: элементы сюжета и их смысловая роль. «Минус-приемы» в сюжетосложении. Особенности сюжета в различных типах литературы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|