Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Смыслообразующая роль композиции




Тема 10. Смыслообразующая роль композиции

Понятие о композиции. Композиция как универсальный и одновременно уникальный компонент структуры текста. Внесюжетные элементы композиции и их смысловая роль: расстановка персонажей, авторское описание (отступление), портрет, пейзаж, интерьер.

Тема 11. Композиция как система «точек зрения»

Композиция – система «точек зрения» (Б. А. Успенский). Смена рассказчиков как один из способов объективного воссоздания характера и действительности («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Выстрел» А. С. Пушкина).

Тема 12. Принципы родового деления литературы

Литературный род – содержательная категория или пережиток эстетического догматизма? Основания для разграничения литературных родов: (Аристотель, Гегель). Род как характеристика общего, устойчивого, повторяющегося в структуре произведений. Художественно освоенное событие в эпосе, действие – в драме, душевное состояние – в лирике.

Тема 13. Принципы жанрово-видового деления литературы

Понятие о жанре как способе структурно-содержательной организации произведения, исторически сложившемся, устойчивом типе моделирования «образа мира». Система жанрообразующих факторов.

Тема 14. Эпос как литературный род

«Родовые» свойства текста эпического произведения: сочетание речи изображающей и изображенной, эпический тип события (встреча персонажей как выявление противоречивого единства мира). Структура эпического сюжета: удвоение центрального события, закон эпической ретардации, равноправие и равноценность случая и необходимости, взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем. Основные эпические жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла.

Тема 15. Драма как литературный род

Соотношение слова героя (основной текст) и авторской речи (паратекст). Сценическая природа драмы. Сюжет драмы: выбор судьбы. Пространство-время драматического действия и конфликт. Специфика речи в драме. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа. Драматургические жанры: трагедия, комедия, собственно драма, трагикомедия.

Тема 16. Лирика как литературный род

Предмет лирики: не бытие, но отношение к бытию. «Я» лирическое и «я» биографическое. Индивидуальность чувства и всеобщность слова. Субъектная структура лирики: автор-повествователь, собственно автор, лирический герой, герой ролевой лирики (Б. О. Корман). Условность описания в лирике. Пространство и время в лирическом произведении. Жанры лирики и их судьба в XX веке.

Тема 17. Анализ художественного текста

Зачем нужно анализировать художественный текст. Анализ и интерпретация. Интерпретация как реализованное понимание. Текст и произведение. Система и структура.

. 1 Вопросы к экзамену

 

Примечание

 

Выделены первые вопросы билета.

С «4» на «5» готовят только выделенные вопросы.

С «3» на «4» – все вопросы.

Остальные – все вопросы и задание.

 

1. Филология как комплексная наука. Основные и вспомогательные филологические дисциплины.

2. Две точки зрения на язык художественной литературы. ЯХЛ как вариант литературного языка.

3. Две точки зрения на язык художественной литературы. ЯХЛ как относительно самостоятельный язык (М. И. Шапир: оппозиция поэтический язык / литературный язык в аспектах противопоставлений монолога и диалога, отклонения и нормы, семантически маркированного и семантически нейтрального. Отношение к содержанию).

4. Изобразительно-выразительные средства ЯХЛ. Общая характеристика.

5. Тропы и фигуры (общая характеристика).

6. Эпитет и сравнение (эпитет и определение, сравнение как основа образности).

7. Классификация тропов. Метафора: механизм смыслопорождения, функция, «метафорическое мышление». Класс метонимий (метонимия и синекдоха). Метонимия. Синекдоха. Симфора. Гипербола. Литота. Ирония. Аллегория. Перифраз.

8. Фигуры и их функция в художественном тексте. Градация. Параллелизм. Эллипсис.

9. Разновидности фигур (риторические фигуры, фигуры прибавления слов, фигуры убавления слов, фигуры перемещения слов).

10. Прозаическая и стихотворная речь: проблема разграничения. Национальный язык и система стихосложения.

11. Метрическая и силлабо-тоническая системы стихосложения.

12. Метр и ритм. Ритмическая основа и ритмическая единица в разных системах стихосложения.

13. Тоническая система стихосложения.

14. Основные и вспомогательные элементы ритма (ослабленные и усиленные стопы / пропуски ударений и сверхсхемные ударения; размер, клаузула, рифма).

15. Основные и вспомогательные элементы ритма (рифма и способы рифмовки, строфика).

16. Основные и вспомогательные элементы ритма (анакруза и эпикруза, пауза и ее разновидности, переносы)

17. Эволюция стиха в поэзии XX века (дольник, логаэд, тактовик, акцентный стих, верлибр).

18. Содержание понятий «текст», «произведение», «авторское высказывание».

19. Содержание понятий «система» и «структура».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...