М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Часть первая Глава 1 Никогда не разговаривайте с неизвестными
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
Занятие 3 Ресурсы поэтического языка
Определите состав поэтической речи следующего фрагмента (Саша Соколов «Между собакой и волком»):
Жить; знать цену глубоким галошам в пору разлива глубоких и мелких рек. Быть; мусолить жирно-зеленый лист. Жить, быть и видеть, как по канавам жухнет лопух. Жить-быть; по мере змеенья зимы меняться оттенками ее слюдяных чешуйчатых крыльев. Жить-быть – пускай переливаются перламутрово: любая сосулька, любое перепелó. Марии – трубить в пастуший рожок на железной дороге, а той – торопиться на север в пятнадцати минутах спокойной ходьбы на закат. Ходьбы по аллее, восставленной перпендикуляром к насыпи – на восход. На югосклоне ж, над городом, вследствие значительных дымочадных, коверкающих горизонт, работ всегда иметься в наличии выбору вяленых и копченых туч. Рисовать отдаленные силуэты сотрудников почт – почтальонов, охваченные отчаянием и листопадом. Людям твоим – блуждать в парке твоем, а ненастьям твоим наступать, леденя их и раздувая полы их комиссионных крылаток. Марии – служить в высокой кирпичной башне, у самой границы станции. Служить, и голосу рожка ее, смазанному акварельным ветром, смазанному, словно звезда близорукого без очков, словно близорукая, без очков, звезда, – заведовать суетливой юркостью сцепщиков, тревогами стрелочниц, равнодушием машинистов. То были сначала фиксатые сцепщики, но позже, когда ее назначили главной в башне, их постепенно вытеснили степенные машинисты. Приходить ветерану дальнего следования, полушепотом, шепеляво жалующемуся на прохудившийся тендер, на расшатанные шатуны, на дальность маршрутов следования. Деревьям, напялившим драные фраки сумерек, – качаться, махать руками в подражание дирижерам, пугалам и людям от ветряков – мукомолам.
Занятие 4 Смыслообразующая роль тропов
Какой троп составляет основу смыслообразования в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утёс» и «На севере диком стоит одиноко…»? Какое начало, на Ваш взгляд, преобладает в этих произведениях (социальное, любовное, философское) и почему?
Установите происхождение и определите основу для переносного значения слов в следующих метафорах:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинк, Покрытый ржавчиной презренья?.. М. Лермонтов Пластинкой тоненькой «жилета» Легко щетину спячки снять. О. Мандельштам Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Б. Пастернак
Попытайтесь раскрыть смысл правки А. С. Пушкиным своих рукописей («Евгений Онегин»):
…И, устремив на чуждый свет Разочарованный (позолоченный) лорнет… (I, XIX) Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят, Еще усталые (ленивые, проворные) лакеи На шубах у подъезда спят… (I, XXII)
Занятие 5 Стихотворная речь
1. Каковы критерии разграничения стиха и прозы? 2. Почему стихотворная речь есть речь с двойной сегментацией? 3. В чем состоят семантические различия стиха и прозы? 4. Как Вы понимаете сформулированный Ю. Н. Тыняновым закон «единства и тесноты стихового ряда»? 5. Почему не существует универсальной системы стихосложения? 6. В чем заключается родовой принцип русского стихосложения? Какова его наиболее строгая форма? 7. Что такое метр? 8. В чем состояла суть стихотворной реформы М. В. Ломоносова–В. К. Тредиаковского? 9. Что такое «стих», «метр», «стопа», «анакруса», «цезура», «клаузула», «рифма», «строфа».
Литература: 1. Ю. Н. Тынянов. Проблема стихотворного языка. – М.: КомКнига, 2010. – 178 с. Или в электронном виде. (о «тесноте стихового ряда») 2. О. Б. Лебедева. История русской литературы XVIII века. Эл. ресурс: http: //www. infoliolib. info/philol/lebedeva/class. html (о реформе Тредиаковского)
Занятие 6 Стихотворная речь (определение стихотворных размеров)
Занятие 7 Типы сюжетов в русской классике 1. Как различаются циклический и кумулятивный сюжет? Какие у них признаки? 2. В литературе XIX века найдите по 5 примеров циклического и кумулятивного сюжета. Определите их функции. 3. Расскажите одну и ту же историю, используя циклическую и кумулятивную модели сюжета (основой сюжета могут стать Колобок, Репка, Курочка-Ряба и др. )
Занятие 8 Смыслообразующая роль сюжета
1. Как несовпадение сюжета и фабулы (статья Л. С. Выготского «Легкое дыхание») определяет смысл бунинского рассказа, превращая историю «путанной жизни» провинциальной гимназистки в рассказ о «легком дыхании»? 2. В новелле Ги де Мопассана «Возвращение» найдите эпизоды, нарушающие фабульную последовательность событий. Что изменится, если сюжет выстроить в хронологической последовательности? Можно ли считать произведение законченным, несмотря на то, что сюжет незавершен? 3. Сравните две редакции рассказа А. П. Чехова «Шуточка». Что в нем подверглось переработке? Попробуйте определить суть внесенных Чеховым исправлений (см.: Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М., Т. 5. С. 21–24; 489–492).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|