Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 9. Смыслообразующая роль композиции. 3. Как система рассказчиков и нарушение фабульной последовательности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» способствуют раскрытию характера главного героя?




Занятие 9

Смыслообразующая роль композиции

 

1. Как композиционная рамка в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» позволяет «расширить» сюжет, выводя повествование за рамки конкретных событий?

2. Как внесюжетные элементы композиции (авторское описание, портрет, пейзаж, интерьер) участвуют в раскрытии смысла заглавия рассказа А. П. Чехова «Враги»?

3. Как система рассказчиков и нарушение фабульной последовательности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» способствуют раскрытию характера главного героя?

4. Что, с точки зрения Б. Э. Эйхенбаума (статья «Как сделана “Шинель” Гоголя»), составляет основу композиции в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

 

Занятие 10

Смыслообразующая роль композиции

 

Какова, с Вашей точки зрения, роль «вставной истории» (сказки, рассказанной Гриневу «крестьянским царем» Пугачевым) в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

 

Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! – Затейлива калмыцкая сказка?

 

Охарактеризуйте роль художественной детали в описании интерьера дома Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»:

 

На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину… На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало много всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

 

Описывая с точки зрения Павла Петровича интерьер комнаты Фенечки («Отцы и дети»), И. С. Тургенев подчеркивает такую деталь: на стене генерал Ермолов «в бурке, грозно хмурился на отдаленные Кавказские горы из-под шелкового башмачка для булавок, падавшего ему на самый лоб» (гл. XIII). Объясните смысловую роль этой детали.

Занятие 11

Эпос как литературный род

 

1. В чем заключаются «родовые» свойства текста эпического произведения?

2. Какова структура эпического сюжета?

3. На примере произведения А. П. Чехова «Студент» определите его жанр (рассказ или новелла) и аргументируйте свой выбор.

4. Чем мотивировано изменение пейзажа в сильных позициях текста?

5. Раскройте композиционную роль вставной истории.

 

Занятие 12

Драма как литературный род

 

1. В чем специфика речевой организации драматического произведения?

2. Особенности пространственно-временной организации в драме.

3. В чем проявляется сценическая природа драмы?

4. Каким предстает герой в драме?

5. Охарактеризуйте основные драматургические жанры.

6. Какие грани авторской позиции, с Вашей точки зрения, раскрывает заглавие драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и ее афиша?

Действующие лица:

Арбенин, Евгений Александрович.

Нина, жена его.

Князь Звездич.

Баронесса Штраль.

Казарин, Афанасий Павлович.

Шприх, Адам Петрович.

Маска.

Чиновник.

Игроки.

Гости.

Слуги и служанки

 

Занятие 13

Лирика как литературный род

 

1. В чем заключается предмет лирики?

2. Почему «я» лирическое не равно «я» биографическому?

3. Охарактеризуйте субъектную структуру лирики.

4. В чем состоит условность описания в лирике?

 

5. Определите форму лирического «я» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Завещание». Аргументируйте свой ответ.

6. Композиция стихотворения А. С. Пушкина «Телега жизни» подчинена логике раскрытия художественного образа, в основе которого лежит известный троп (какой? ). Восстановите эту логику, помня о том, что развитие темы в лирическом стихотворении идет за счет мотивов, которые вводятся в текст по ассоциации.

7. Описание Ф. И. Тютчевым грозы в стихотворении «Весенняя гроза» не соответствует природному явлению, что ставит под сомнение достоверность авторского описания. В чем же тогда состоит его художественная функция?

 

Занятие 14

Анализ художественного текста

 

Пример целостного анализа поэтического текста (стихотворение А. С. Пушкина «Для берегов отчизны дальней…»):

 

Для берегов отчизны дальной

Ты покидала край чужой;

В час незабвенный, в час печальный

Я долго плакал пред тобой.

Мои хладеющие руки

Тебя старались удержать;

Томленье страшное разлуки

Мой стон молил не прерывать.

 

Но ты от горького лобзанья

Свои уста оторвала;

Из края мрачного изгнанья

Ты в край иной меня звала.

Ты говорила: «В день свиданья

Под небом вечно голубым,

В тени олив, любви лобзанья

Мы вновь, мой друг, соединим».

 

Но там, увы, где неба своды

Сияют в блеске голубом,

Где тень олив легла на воды,

Заснула ты последним сном.

Твоя краса, твои страданья

Исчезли в урне гробовой –

А с ними поцелуй свиданья…

Но жду его; он за тобой…

 

 

Литература

Основная:

1. Балашова Е. А., Каргашин И. А. Анализ лирического стихотворения: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 192 с.

2. Володина Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения: монография. М.: Флинта: Наука, 2010. 256 с.

3. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика, Театр. М.: Флинта: Наука, 2008. 288 с.

4. Есин А. Б. Название: Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 248 с.

5. Иванюк Б. П. Поэтическая речь: словарь терминов. М.: Флинта: Наука, 2008. 312 с.

6. Прозоров В. В., Елина Е. Г. Введение в литературоведение: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2012. 224 с.

  1. Введение в литературоведение: учеб. пособие; под ред. Л. В. Чернец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
  2. Введение в литературоведение: учеб. материалы; сост. И. В. Фоменко. – Тверь, 2002.

 

Дополнительная:

1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь: пособие для учащ. старших классов. – М., 1995.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины; под ред. Л. В. Чернец. – М., 2000.

3. Введение в литературоведение. Хрестоматия: учеб. пособие; под ред. П. А. Николаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1997.

4. Выготский Л. С. «Легкое дыхание» И. А. Бунина // Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1987. – С. 140–156.

5. Гаспаров М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях. – 2-е изд., доп. – М., 2001.

6. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: курс лекций; под ред. З. И. Плавскина, В. В. Жирмунской. – СПб., 1996.

7. Ищук-Фадеева Н. И. Типология драмы в историческом развитии: учеб. пособие. – Тверь, 1993.

8. Квятковский А. П. Поэтический словарь. – М., 1966.

9. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1999. – С. 18–252.

10. Магомедова Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2004.

11. Мысль, вооруженная рифмами: поэтическая антология по истории русского стиха; сост. авт. ст. и примеч. В. Е. Холшевников. – Л., 1983.

12. Образцы изучения лирики: учеб. пособие: в 2 ч. ; сост. Т. Л. Власенко, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков. – Ижевск, 1997.

13. Тамарченко Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. – Тверь, 2001.

14. Томашевский Б. В. Поэтика (краткий курс). – М., 1996.

15. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко; коммент. С. Н. Бройтмана, Н. Д. Тамарченко. – М., 1996.

16. Федотов О. И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М., 2003. – Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение.

17. Федотов О. И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студен. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М., 2003. – Ч. 2: Стихосложение и литературный процесс.

18. Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999.

19. Энциклопедический словарь юного литературоведа; сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1998.

 

Для любопытных:

1. Гаспаров М. Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. – М., 1999.

2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и препод. филол. фак., учителей-словесников. – 2-е изд., испр. – М., 1999.

3. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл: пер. с фр. С. Зенкина. – М., 2001.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М., 2001.

5. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность): учеб. для студ. филол фак. высш. учеб. заведений. – М., 1999.

6. Основы литературоведения: учеб. пособие для филол. фак. пед. ун-тов; под ред. В. П. Мещерякова. – М., 2000.

7. Пави П. Словарь театра; пер. с фр. ; под ред. К. Разлогова. – М., 1991.

8. Теоретическая поэтика: понятия и определения: хрестоматия для студентов; авт. -сост. Н. Д. Тамарченко. – М., 2002.

9. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – 4-е изд., испр. – М., 1971.

10. Успенский Б. А. Поэтика композиции (структура художественного текста и типология композиционной формы). – М., 1970.

11. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978.

12. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: учеб. пособие для студ. филол. фак. – 3-е изд., перераб. – СПб., 1996.

13. Фарино Е. Введение в литературоведение: учеб. пособие. – СПб., 2004.

20. Фадеева Н. И. Драматический герой и его модификация // Филол. науки. – 1984. – № 4.

14. Фоменко И. В. Введение в практическую поэтику: учеб. пособие. – Тверь, 2003.

15. Эткинд Е. Проза о стихах. – СПб., 2001.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...