Занятие 9. Смыслообразующая роль композиции. 3. Как система рассказчиков и нарушение фабульной последовательности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» способствуют раскрытию характера главного героя?
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Занятие 9 Смыслообразующая роль композиции
1. Как композиционная рамка в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» позволяет «расширить» сюжет, выводя повествование за рамки конкретных событий? 2. Как внесюжетные элементы композиции (авторское описание, портрет, пейзаж, интерьер) участвуют в раскрытии смысла заглавия рассказа А. П. Чехова «Враги»? 3. Как система рассказчиков и нарушение фабульной последовательности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» способствуют раскрытию характера главного героя? 4. Что, с точки зрения Б. Э. Эйхенбаума (статья «Как сделана “Шинель” Гоголя»), составляет основу композиции в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?
Занятие 10 Смыслообразующая роль композиции
Какова, с Вашей точки зрения, роль «вставной истории» (сказки, рассказанной Гриневу «крестьянским царем» Пугачевым) в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! – Затейлива калмыцкая сказка?
Охарактеризуйте роль художественной детали в описании интерьера дома Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»:
На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину… На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало много всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.
Описывая с точки зрения Павла Петровича интерьер комнаты Фенечки («Отцы и дети»), И. С. Тургенев подчеркивает такую деталь: на стене генерал Ермолов «в бурке, грозно хмурился на отдаленные Кавказские горы из-под шелкового башмачка для булавок, падавшего ему на самый лоб» (гл. XIII). Объясните смысловую роль этой детали. Занятие 11 Эпос как литературный род
1. В чем заключаются «родовые» свойства текста эпического произведения? 2. Какова структура эпического сюжета? 3. На примере произведения А. П. Чехова «Студент» определите его жанр (рассказ или новелла) и аргументируйте свой выбор. 4. Чем мотивировано изменение пейзажа в сильных позициях текста? 5. Раскройте композиционную роль вставной истории.
Занятие 12 Драма как литературный род
1. В чем специфика речевой организации драматического произведения? 2. Особенности пространственно-временной организации в драме.
3. В чем проявляется сценическая природа драмы? 4. Каким предстает герой в драме? 5. Охарактеризуйте основные драматургические жанры. 6. Какие грани авторской позиции, с Вашей точки зрения, раскрывает заглавие драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и ее афиша? Действующие лица: Арбенин, Евгений Александрович. Нина, жена его. Князь Звездич. Баронесса Штраль. Казарин, Афанасий Павлович. Шприх, Адам Петрович. Маска. Чиновник. Игроки. Гости. Слуги и служанки
Занятие 13 Лирика как литературный род
1. В чем заключается предмет лирики? 2. Почему «я» лирическое не равно «я» биографическому? 3. Охарактеризуйте субъектную структуру лирики. 4. В чем состоит условность описания в лирике?
5. Определите форму лирического «я» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Завещание». Аргументируйте свой ответ. 6. Композиция стихотворения А. С. Пушкина «Телега жизни» подчинена логике раскрытия художественного образа, в основе которого лежит известный троп (какой? ). Восстановите эту логику, помня о том, что развитие темы в лирическом стихотворении идет за счет мотивов, которые вводятся в текст по ассоциации. 7. Описание Ф. И. Тютчевым грозы в стихотворении «Весенняя гроза» не соответствует природному явлению, что ставит под сомнение достоверность авторского описания. В чем же тогда состоит его художественная функция?
Занятие 14 Анализ художественного текста
Пример целостного анализа поэтического текста (стихотворение А. С. Пушкина «Для берегов отчизны дальней…»):
Для берегов отчизны дальной Ты покидала край чужой; В час незабвенный, в час печальный Я долго плакал пред тобой. Мои хладеющие руки Тебя старались удержать; Томленье страшное разлуки Мой стон молил не прерывать.
Но ты от горького лобзанья Свои уста оторвала; Из края мрачного изгнанья Ты в край иной меня звала. Ты говорила: «В день свиданья Под небом вечно голубым, В тени олив, любви лобзанья Мы вновь, мой друг, соединим».
Но там, увы, где неба своды Сияют в блеске голубом, Где тень олив легла на воды, Заснула ты последним сном. Твоя краса, твои страданья
Исчезли в урне гробовой – А с ними поцелуй свиданья… Но жду его; он за тобой…
Литература Основная: 1. Балашова Е. А., Каргашин И. А. Анализ лирического стихотворения: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 192 с. 2. Володина Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения: монография. М.: Флинта: Наука, 2010. 256 с. 3. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика, Театр. М.: Флинта: Наука, 2008. 288 с. 4. Есин А. Б. Название: Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 248 с. 5. Иванюк Б. П. Поэтическая речь: словарь терминов. М.: Флинта: Наука, 2008. 312 с. 6. Прозоров В. В., Елина Е. Г. Введение в литературоведение: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2012. 224 с.
Дополнительная: 1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь: пособие для учащ. старших классов. – М., 1995. 2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины; под ред. Л. В. Чернец. – М., 2000. 3. Введение в литературоведение. Хрестоматия: учеб. пособие; под ред. П. А. Николаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1997. 4. Выготский Л. С. «Легкое дыхание» И. А. Бунина // Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1987. – С. 140–156. 5. Гаспаров М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях. – 2-е изд., доп. – М., 2001. 6. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: курс лекций; под ред. З. И. Плавскина, В. В. Жирмунской. – СПб., 1996. 7. Ищук-Фадеева Н. И. Типология драмы в историческом развитии: учеб. пособие. – Тверь, 1993. 8. Квятковский А. П. Поэтический словарь. – М., 1966. 9. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1999. – С. 18–252. 10. Магомедова Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2004. 11. Мысль, вооруженная рифмами: поэтическая антология по истории русского стиха; сост. авт. ст. и примеч. В. Е. Холшевников. – Л., 1983.
12. Образцы изучения лирики: учеб. пособие: в 2 ч. ; сост. Т. Л. Власенко, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков. – Ижевск, 1997. 13. Тамарченко Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. – Тверь, 2001. 14. Томашевский Б. В. Поэтика (краткий курс). – М., 1996. 15. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко; коммент. С. Н. Бройтмана, Н. Д. Тамарченко. – М., 1996. 16. Федотов О. И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М., 2003. – Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение. 17. Федотов О. И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студен. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М., 2003. – Ч. 2: Стихосложение и литературный процесс. 18. Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999. 19. Энциклопедический словарь юного литературоведа; сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1998.
Для любопытных: 1. Гаспаров М. Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. – М., 1999. 2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и препод. филол. фак., учителей-словесников. – 2-е изд., испр. – М., 1999. 3. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл: пер. с фр. С. Зенкина. – М., 2001. 4. Литературная энциклопедия терминов и понятий; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М., 2001. 5. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность): учеб. для студ. филол фак. высш. учеб. заведений. – М., 1999. 6. Основы литературоведения: учеб. пособие для филол. фак. пед. ун-тов; под ред. В. П. Мещерякова. – М., 2000. 7. Пави П. Словарь театра; пер. с фр. ; под ред. К. Разлогова. – М., 1991. 8. Теоретическая поэтика: понятия и определения: хрестоматия для студентов; авт. -сост. Н. Д. Тамарченко. – М., 2002. 9. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – 4-е изд., испр. – М., 1971. 10. Успенский Б. А. Поэтика композиции (структура художественного текста и типология композиционной формы). – М., 1970. 11. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978. 12. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: учеб. пособие для студ. филол. фак. – 3-е изд., перераб. – СПб., 1996. 13. Фарино Е. Введение в литературоведение: учеб. пособие. – СПб., 2004. 20. Фадеева Н. И. Драматический герой и его модификация // Филол. науки. – 1984. – № 4. 14. Фоменко И. В. Введение в практическую поэтику: учеб. пособие. – Тверь, 2003. 15. Эткинд Е. Проза о стихах. – СПб., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|