Столичность в системе административно-территориального деления
Важным элементом административно-территориальной единицы является ее административный центр. Большое значение для управления имеет как местоположение административного центра (степень эксцентриситета), так и тип столичности. Выделяются следующие типы столичности. • Доминирующий центр (столица региона является самым крупным центром, и регион представляет собой сферу влияния этого центра). Степень доминирования такого центра можно в общих чертах определить по степени концентрации в нем населения региона, а также по его экономическому потенциалу опять же в рамках данного региона. • Конкурентно-доминирующий центр (столица региона является одним из нескольких более или менее крупных центров). В зависимости от сложности отношений "центр — периферия" в регионе можно говорить о биполярной или полицентрической модели. • Функциональный центр (небольшой город, выполняющий сугубо административные функции). • Исторический (традиционный) центр (не самый крупный город, выполняющий столичные функции на протяжении многих веков). Первые два типа являются наиболее распространенными. Третий тип характерен для США и потому может быть назван американским. Как известно, в США используется особая концепция столичности, как на уровне ¶ 2.1 Административно-территориальное деление государства государства в целом (сравнительно небольшой Вашингтон), так и на уровне штатов20. Хотя и в США есть исключения, так как здесь существуют доминирующие в своих регионах административные центры Атланта (столица Джорджии), Бостон (столица Массачусетса), Денвер (столица Колорадо). В других странах на уровне регионов американская модель почти не распространена. Причиной переносов региональных столиц в новый функциональный центр является либо перенаселенность доминирующего центра, либо конфликты в его социуме. Как результат, небольшим исключением является Индия, но там функциональные центры Гуджарата (Гандинагар) и Ассама (Диспур) по сути являются городами-спутниками наиболее крупных, доминирующих в местных системах "центр — периферия" городов — Ахмадабада и Гувахати соответственно. Лишь единичный пример есть в Малайзии — городок Шах-Алам, являющийся столицей Се-лангора, где главным узлом на самом деле является выделенный в особый округ крупнейший город страны — Куала-Лумпур.
В европейских странах, где исторические факторы сильнее всего повлияли на систему АТД, можно встретить ситуации, когда столицами регионов являются не самые крупные центры, имеющие при этом большую историю. Например, в Нидерландах столица Северного Брабанта расположена в старинном герцогском городке Хертогенбос. Ни Амстердам, ни промышленный Роттердам не являются административными центрами Северной и Южной Голландии соответственно. Вместо них столицы расположены в старинном городе Харлеме и Гааге. Ситуация, когда доминирующий центр не сумел "заслужить" себе право именоваться столицей региона, встречаются в Германии (Висбаден вместо Франкфурта в земле Гессен, курфюрст-ский Дрезден вместо несколько более крупного Лейпцига в Саксонии) и Дании (крошечный Рибе вместо крупного по датским меркам промышленно-портового Эсбьерга). Интересно, что и в Канаде, хотя у этой страны не столь древняя история, у некоторых провинций сохраняются исторические столицы (их же по опыту соседних США можно признать функциональными центрами). В Квебеке таковой является Квебек, а не Монреаль — крупнейший город Канады, в Британской Колумбии — Виктория, а не Ванкувер.
20 В политической географии и сиое время была дискуссия по поводу признания тех или иных столиц "естественными" и "искусственными". Первыми считали исторически сложившиеся и притом доминирующие административные центры. Было и традиционное представление о том, что административный центр обязательно является (или становится со временем) наиболее крупным по числу жителей и экономическому потенциалу на своей территории. Однако такая дискуссия представляется непродуктивной, несмотря на то, что американская модель столичности не является распространенной. Совпадение административного и экономического центров можно признать более удобным с точки зрения управления, но отнюдь не обязательным в условиях небольших регионов с развитыми внутренними коммуникациями. Организация пространства с выделением специализированного политического центра представляется интересным экспериментом. ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация регионов с вынесенным центром. В таких ситуациях возникает феномен "двойной столицы": один город является центром двух регионов. Примером может служить Южная Корея, где крупные города Пусан, Тэгу, Кванджу являются отдельными ATE первого порядка и одновременно столицами прилегающих провинций. 2.1.7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|