Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная юрисдикция на море




В систему АТД, о которой речь шла выше, входят суша, а также водные объекты су­ши, т.е. реки и внутренние водоемы, которые тоже включаются в состав террито­рии тех или иных регионов. Однако не следует забывать, что государственная юрис­дикция (суверенитет) распространяется и на покрытые водой морские ареалы, кото­рые остаются за рамками формальных регионов, административно-территориаль­ных единиц. Для полноты картины эти территории также должны учитываться при рассмотрении государства как территориально-политической системы: они пред­ставляют совершенно особую и важную периферию этой системы.

Морская территория (акватория), относящаяся к юрисдикции того или иного государства, имеет свои особенности. Очевидно, на ней отсутствует постоянное на­селение. В этом одна из причин, по которой морская акватория обычно находится под прямой юрисдикцией государства и не входит в состав того или иного фор­мального региона (либо может рассматриваться как особый формальный регион). Таким образом, здесь действует только общенациональная власть в отсутствие вла­сти региональной и муниципальной. Общенациональная власть, в частности, при-

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

нимает нормативные акты, регулирующие статус морской акватории, контроль за ней, использование ее ресурсов. Акватория является важным ресурсом: здесь про­ходят судоходные пути, находятся ценные экономические ресурсы.

Особенность морской акватории состоит в том, что государство, как правило, выдвигает претензии на ее часть и считает эту часть своей. Для регулирования та­кой практики существуют международные конвенции, которые вводят ограниче­ния на величину акватории, которая может находиться под юрисдикцией того или иного государства.

В соответствии с международной практикой морская акватория делится на несколько частей.

1. Акватория с полной государственной юрисдикцией.

Внутренние воды. К ним относятся практически замкнутые морские бас­сейны, отделенные от открытого моря узкими проливами.

Территориальные воды, или территориальное море (territorial sea). Это — часть акватории, прилегающая к побережью, на которую распространяется юрис­дикция данного государства, и где государство имеет исключительные права на при­родные ресурсы моря и морского дна. Ширина этой зоны обычно составляет от 3 до 12 миль, по международной конвенции территориальные воды ограничены 12-миль­ной зоной (принятие трехмильного рубежа за морскую границу государства в XVII— XVIII вв. объяснялось пределами дальнобойности пушек).

На практике многие государства в одностороннем порядке пытались расши­рить территориальные воды, чтобы иметь гарантированные экономические преиму­щества и контролировать обширные морские пространства. Например, Конго и Мавритания расширили свои территориальные воды до 30 миль, Камерун, Танзания и Мадагаскар — до 50 миль. Некоторые страны проводят свои морские границы на расстоянии 100 и 130 миль. Самые обширные территориальные воды стремятся кон­тролировать некоторые латиноамериканские и африканские государства, которые провели свои морские границы на расстоянии 200 миль от побережья. Так посту­пили Чили, Перу и Эквадор в 1950-е гг., их примеру следовали Бразилия, Аргенти­на, Уругвай, Панама, Сальвадор, Сьерра-Леоне и Сомали.

2. Акватория с частичной государственной юрисдикцией.

Прилежащая зона (contiguous zone). Это — собственно морская граница государства, являющаяся не линией, а полосой шириной 12 миль. В этой зоне госу­дарство осуществляет пограничный контроль.

Исключительная экономическая зона. Здесь суда (равно как и авиация) всех стран имеют право свободного прохода, но только одна, близлежащая страна имеет исключительные права на эксплуатацию местных ресурсов. Обычно граница эко­номической зоны проходит на расстоянии 200 миль от побережья.

Континентальный шельф за пределами исключительной экономической зоны. Здесь государство имеет право претендовать только на разработку минеральных ре­сурсов на дне (добыча биологических ресурсов моря полностью свободна).

2.2 Политико-административные границы и пограничные споры

Следует помнить, что если побережья двух государств находятся на достаточно близком расстоянии друг от друга, то акватория делится морской границей — в соот­ветствии с международно признанными нормами и двусторонними соглашениями.

3. Акватория вне государственной юрисдикции.

Вся оставшаяся часть Мирового океана именуется открытым морем, и ни одна из стран не имеет здесь никаких особых прав.

2.2

Политико-административные границы и пограничные споры

2.2.1

Основные понятия

Политико-административные границы являются частным случаем географических границ. Поэтому основы теории политико-административных границ следует ис­кать в географии. Одним из самых развитых направлений политической географии является исследование границ, которое также называется лимологией (от латинско­го "limes" — граница).

По определению Б. Родомана, "граница есть нечто, расположенное между двумя предметами и разделяющее их, или нечто, лежащее непосредственно вокруг одного предмета или отделяющее его от всего остального, но само это «нечто» обыч­но пренебрежимо мало по сравнению с разделяемыми явлениями, предметами, сущ­ностями" [Географические границы, 1982, с. 20].

Граница является результатом нашего дискретного представления о реально­сти. Человеку свойственно мысленно разграничивать предметы, тем самым дискре-тизируя пространство. Континуальность и дискретность пространства дополняют друг друга, являются его взаимосвязанными атрибутами. По словам крупного мето­долога отечественной географии В. Каганского, "поскольку преобладание одного из этих свойств вряд ли имеет место в реальном мире, но необходимо избрать одну из точек зрения, то удобно считать, что континуальность и дискретность — установки, реализующиеся при исследовании. Континуальность предполагает плавные перехо­ды, незначительные градиенты, отсутствие или размытость скачков, дискретность — подход к территории как состоящей из резко оконтуренных тел, систем, феноме­нов, разделенных значимыми, объективными и эмпирически обнаруживаемыми ру­бежами" [Там же, с. 9—10].

Граница появляется в процессе дискретизации пространства. Ее важнейшим свойством является линейность (протяженность). Граница как пространственное

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

явление отличается незначительной площадью, и потому ее обычно изображают в виде линии.

Определяя границу как линейное пространственное явление, необходимо помнить, что в англоязычной литературе границу обозначают два понятия — "boundary" и "frontier". Для удобства в русском языке целесообразно первое поня­тие использовать как синоним границы в узком смысле этого слова, а второе при­менять в виде прямой кальки с английского — "фронтир".

В этой связи Дж. Прескотт дает следующее определение: "политические фрон-тиры и границы разделяют ареалы, различающиеся с точки зрения политического контроля или суверенитета. Фронтиры — это зоны различной ширины, которые бы­ли обычным явлением политических ландшафтов столетия назад. К началу XX в. большинство имеющихся фронтиров исчезло, на смену им пришли границы, кото­рые представляют собой линии" [Prescott, 1987, р. 1]. Дж. Прескотт предостерегает от использования этих двух понятий в качестве синонимов. Фронтир представляет собой зону, т.е. обладает площадью.

Есть распространенный способ использования термина "фронтир", когда он обозначает раздел между заселенной и незаселенной территориями. При таком под­ходе фронтир — это "плавающая" внешняя граница территории, на которой про­водит свою экспансию то или иное государство. Классическим считается амери­канский фронтир, который постоянно сдвигался к Западу в XIX в.

Наконец, фронтиром можно называть ярко выраженную внешнюю границу крупного политико-географического образования глобального масштаба, например империи. Римский "limes" в сущности представлял собой фронтир, за которым про­живали варвары.

В дальнейшем мы будем говорить об "обычных" границах.

Политическая граница по определению разграничивает в пространстве по­литические явления. Так же, как и регионы (районы), которые она оконтуривает, политическая граница может иметь официальный правовой статус, т.е. быть фор­мальной границей. В процессе районирования исследователь выявляет и границы, являющиеся исследовательскими артефактами, например, границы между ареала­ми того или иного электорального поведения. В таком случае речь идет о нефор­мальных границах.

Политико-административная граница является примером формальной по­литической границы. Она проводится политическими субъектами в целях более удобного управления территорией. При проведении такой границы ставится задача создать эффективное для целей управления деление территории государства на части — административные единицы. Современные политико-административные границы внутри государства имеют четко выраженный линейный характер и не являются фронтирами.

2.2 Политико-административные границы и пограничные споры

2.2.2





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.