Государственная юрисдикция на море
В систему АТД, о которой речь шла выше, входят суша, а также водные объекты суши, т.е. реки и внутренние водоемы, которые тоже включаются в состав территории тех или иных регионов. Однако не следует забывать, что государственная юрисдикция (суверенитет) распространяется и на покрытые водой морские ареалы, которые остаются за рамками формальных регионов, административно-территориальных единиц. Для полноты картины эти территории также должны учитываться при рассмотрении государства как территориально-политической системы: они представляют совершенно особую и важную периферию этой системы. Морская территория (акватория), относящаяся к юрисдикции того или иного государства, имеет свои особенности. Очевидно, на ней отсутствует постоянное население. В этом одна из причин, по которой морская акватория обычно находится под прямой юрисдикцией государства и не входит в состав того или иного формального региона (либо может рассматриваться как особый формальный регион). Таким образом, здесь действует только общенациональная власть в отсутствие власти региональной и муниципальной. Общенациональная власть, в частности, при- ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства нимает нормативные акты, регулирующие статус морской акватории, контроль за ней, использование ее ресурсов. Акватория является важным ресурсом: здесь проходят судоходные пути, находятся ценные экономические ресурсы. Особенность морской акватории состоит в том, что государство, как правило, выдвигает претензии на ее часть и считает эту часть своей. Для регулирования такой практики существуют международные конвенции, которые вводят ограничения на величину акватории, которая может находиться под юрисдикцией того или иного государства.
В соответствии с международной практикой морская акватория делится на несколько частей. 1. Акватория с полной государственной юрисдикцией. • Внутренние воды. К ним относятся практически замкнутые морские бассейны, отделенные от открытого моря узкими проливами. • Территориальные воды, или территориальное море (territorial sea). Это — часть акватории, прилегающая к побережью, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и где государство имеет исключительные права на природные ресурсы моря и морского дна. Ширина этой зоны обычно составляет от 3 до 12 миль, по международной конвенции территориальные воды ограничены 12-мильной зоной (принятие трехмильного рубежа за морскую границу государства в XVII— XVIII вв. объяснялось пределами дальнобойности пушек). На практике многие государства в одностороннем порядке пытались расширить территориальные воды, чтобы иметь гарантированные экономические преимущества и контролировать обширные морские пространства. Например, Конго и Мавритания расширили свои территориальные воды до 30 миль, Камерун, Танзания и Мадагаскар — до 50 миль. Некоторые страны проводят свои морские границы на расстоянии 100 и 130 миль. Самые обширные территориальные воды стремятся контролировать некоторые латиноамериканские и африканские государства, которые провели свои морские границы на расстоянии 200 миль от побережья. Так поступили Чили, Перу и Эквадор в 1950-е гг., их примеру следовали Бразилия, Аргентина, Уругвай, Панама, Сальвадор, Сьерра-Леоне и Сомали. 2. Акватория с частичной государственной юрисдикцией. • Прилежащая зона (contiguous zone). Это — собственно морская граница государства, являющаяся не линией, а полосой шириной 12 миль. В этой зоне государство осуществляет пограничный контроль.
• Исключительная экономическая зона. Здесь суда (равно как и авиация) всех стран имеют право свободного прохода, но только одна, близлежащая страна имеет исключительные права на эксплуатацию местных ресурсов. Обычно граница экономической зоны проходит на расстоянии 200 миль от побережья. • Континентальный шельф за пределами исключительной экономической зоны. Здесь государство имеет право претендовать только на разработку минеральных ресурсов на дне (добыча биологических ресурсов моря полностью свободна). ¶ 2.2 Политико-административные границы и пограничные споры Следует помнить, что если побережья двух государств находятся на достаточно близком расстоянии друг от друга, то акватория делится морской границей — в соответствии с международно признанными нормами и двусторонними соглашениями. 3. Акватория вне государственной юрисдикции. Вся оставшаяся часть Мирового океана именуется открытым морем, и ни одна из стран не имеет здесь никаких особых прав. 2.2 Политико-административные границы и пограничные споры 2.2.1 Основные понятия Политико-административные границы являются частным случаем географических границ. Поэтому основы теории политико-административных границ следует искать в географии. Одним из самых развитых направлений политической географии является исследование границ, которое также называется лимологией (от латинского "limes" — граница). По определению Б. Родомана, "граница есть нечто, расположенное между двумя предметами и разделяющее их, или нечто, лежащее непосредственно вокруг одного предмета или отделяющее его от всего остального, но само это «нечто» обычно пренебрежимо мало по сравнению с разделяемыми явлениями, предметами, сущностями" [Географические границы, 1982, с. 20]. Граница является результатом нашего дискретного представления о реальности. Человеку свойственно мысленно разграничивать предметы, тем самым дискре-тизируя пространство. Континуальность и дискретность пространства дополняют друг друга, являются его взаимосвязанными атрибутами. По словам крупного методолога отечественной географии В. Каганского, "поскольку преобладание одного из этих свойств вряд ли имеет место в реальном мире, но необходимо избрать одну из точек зрения, то удобно считать, что континуальность и дискретность — установки, реализующиеся при исследовании. Континуальность предполагает плавные переходы, незначительные градиенты, отсутствие или размытость скачков, дискретность — подход к территории как состоящей из резко оконтуренных тел, систем, феноменов, разделенных значимыми, объективными и эмпирически обнаруживаемыми рубежами" [Там же, с. 9—10].
Граница появляется в процессе дискретизации пространства. Ее важнейшим свойством является линейность (протяженность). Граница как пространственное ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства явление отличается незначительной площадью, и потому ее обычно изображают в виде линии. Определяя границу как линейное пространственное явление, необходимо помнить, что в англоязычной литературе границу обозначают два понятия — "boundary" и "frontier". Для удобства в русском языке целесообразно первое понятие использовать как синоним границы в узком смысле этого слова, а второе применять в виде прямой кальки с английского — "фронтир". В этой связи Дж. Прескотт дает следующее определение: "политические фрон-тиры и границы разделяют ареалы, различающиеся с точки зрения политического контроля или суверенитета. Фронтиры — это зоны различной ширины, которые были обычным явлением политических ландшафтов столетия назад. К началу XX в. большинство имеющихся фронтиров исчезло, на смену им пришли границы, которые представляют собой линии" [Prescott, 1987, р. 1]. Дж. Прескотт предостерегает от использования этих двух понятий в качестве синонимов. Фронтир представляет собой зону, т.е. обладает площадью. Есть распространенный способ использования термина "фронтир", когда он обозначает раздел между заселенной и незаселенной территориями. При таком подходе фронтир — это "плавающая" внешняя граница территории, на которой проводит свою экспансию то или иное государство. Классическим считается американский фронтир, который постоянно сдвигался к Западу в XIX в.
Наконец, фронтиром можно называть ярко выраженную внешнюю границу крупного политико-географического образования глобального масштаба, например империи. Римский "limes" в сущности представлял собой фронтир, за которым проживали варвары. В дальнейшем мы будем говорить об "обычных" границах. Политическая граница по определению разграничивает в пространстве политические явления. Так же, как и регионы (районы), которые она оконтуривает, политическая граница может иметь официальный правовой статус, т.е. быть формальной границей. В процессе районирования исследователь выявляет и границы, являющиеся исследовательскими артефактами, например, границы между ареалами того или иного электорального поведения. В таком случае речь идет о неформальных границах. Политико-административная граница является примером формальной политической границы. Она проводится политическими субъектами в целях более удобного управления территорией. При проведении такой границы ставится задача создать эффективное для целей управления деление территории государства на части — административные единицы. Современные политико-административные границы внутри государства имеют четко выраженный линейный характер и не являются фронтирами. ¶ 2.2 Политико-административные границы и пограничные споры 2.2.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|