Организация региональной власти
Прежде всего, необходимо рассмотреть организацию власти на уровне ATE первого порядка, которую мы условно называем региональной властью (отличая ее от местной власти, действующей на более низких управленческих уровнях). Организация региональной власти обычно тесно связана с организацией общенациональной власти. Существуют две идеально-типические формы этой связи. • В централизованном государстве основным принципом организации региональной власти является контроль со стороны центральной власти, что подразумевает создание политически зависимых властных органов. • В федеративном государстве региональная власть обычно является проекцией общенациональной власти, повторяя на более низком управленческом уровне те же самые организационные формы. Важным вопросом является наличие или отсутствие межрегиональных различий в организации региональной власти. В одних государствах ситуация симметрична и во всех регионах действует один и тот же стандарт организации региональной власти. Как правило, этот стандарт задается в национальной конституции. В других странах ситуация на уровне региональной власти характеризуется асимметрией и регионы имеют различные формы ее организации. Анализируя региональную власть, необходимо исходить из классической теории разделения властей на три ветви. При этом, как показывает опыт, организация судебной власти на региональном уровне часто имеет свою специфику и может коренным образом отличаться от организации исполнительной и законодательной власти. Основу региональной власти обычно составляют исполнительная и законодательная власть, находящиеся в определенных отношениях друг с другом, которые можно характеризовать с точки зрения концепции сдержек и противовесов.
¶ Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт Организация региональной власти в различных унитарных и федеративных государствах зависит от основных параметров организации территориального управления и самоуправления. • В федеративном государстве возникает особый феномен относительно автономной региональной власти на уровне субъектов федерации, которая имеет определенные полномочия. • В унитарном государстве ситуация зависит от модели местного самоуправления. В странах с более развитой системой местного самоуправления оно в том или ином виде существует на уровне ATE первого порядка и выступает в форме региональной власти на уровне ATE первого порядка (особенно в тех странах, которые относят к типу конституционального самоуправления). В других странах местное самоуправление на уровне ATE первого порядка может отсутствовать. Рассмотрим модели организации региональной власти в федеративных государствах. В любом федеративном государстве на региональном уровне действует представительный орган власти. Учитывая, что в федерации ее субъекты имеют свою компетенцию и занимаются нормотворчеством в ее рамках, можно говорить о том, что в любом субъекте федерации существует региональная легислатура. Главные различия между федерациями связаны с организацией исполнительной власти. Поэтому самым логичным вариантом представляется классификация моделей организации региональной власти, исходя из организации региональной исполнительной власти. 3.4.2 Модель выборного губернатора В этом случае в регионах проводятся прямые всенародные выборы губернатора, который является первым лицом субъекта федерации, персонифицируя региональную власть. Понятие "губернатор" может считаться общим, поскольку оно наиболее часто используется для официального обозначения выборной должности первого лица в регионе, возглавляющего его исполнительную власть.
Модель выборного губернатора обычно ассоциируется с более сильной и обязательно персонифицированной региональной властью. Действительно, первое лицо региона обладает мандатом народного доверия и, соответственно, высоким уровнем легитимности, исходящей непосредственно от народа. Важно отметить, что модель выборного губернатора наиболее характерна для федераций, являющихся президентскими республиками. Эта модель является региональной проекцией модели общенациональной власти: на федеральном уровне население избирает президента, на уровне субъектов федерации — губернатора. Распространена ситуация, когда при наличии на федеральном уровне института вице-пре- ¶ 3.4 Региональная власть в современном государстве .идента, избираемого в паре с президентом, в регионах в паре с губернаторами избираются вице-губернаторы. Классическим примером федерации, где проводятся губернаторские выборы, ■ вляются США. Здесь во всех штатах избираются губернаторы. Срок их полномочий составляет четыре года, что соответствует сроку полномочий американского президента. Легислатуры американских штатов также отчасти напоминают общенациональный парламент: они являются двухпалатными (за единственным исключением Небраски, где легислатура — однопалатная). Таким образом, если ситуация: губернаторскими выборами в США абсолютно симметрична для всех штатов", то между легислатурами есть различия, связанные с числом депутатов и даже наличием особой ситуации в Небраске. Модель выборного губернатора характерна для латиноамериканских федераций, законодательство которых формировалось под влиянием законодательства США i Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла). Да и история создания федераций в Латинской Америке во многом напоминает историю США. В этой связи модель выборного губернатора можно также называть американской моделью организации региональной власти. В Мексике формат губернаторских выборов полностью соответствует формату выборов президента страны: губернатор избирается на шесть лет и имеет право находиться в должности только один срок. В Бразилии губернаторы, как и президент, избираются на четыре года (при этом закон 1997 г. предусмотрел право на повторное избрание президента, губернаторов и мэров). В Венесуэле, начиная с 1999 г., губернаторы избираются на четыре года и имеют право находиться в должности два срока подряд.
Следует заметить, что латиноамериканские федерации не являются такими стабильными государствами, как США. Поэтому там не всегда можно говорить о непрерывной последовательности губернаторских выборов. Так, в Бразилии губернаторские выборы были восстановлены в 1982 г. Венесуэла традиционно считается наиболее централизованной из всех латиноамериканских федераций. История губернаторских выборов в Венесуэле начинается только в декабре 1989 г. (ранее губернаторы назначались президентом, а ограничителем на региональном уровне было право легислатуры двумя третями голосов вынести губернатору недоверие). При этом сначала губернаторский срок составлял пять лет, а с 1999 г. был сокращен до четырех лет. 27 Кроме того, губернаторские выборы проводятся во всех зависимых территориях 28 Добавим, что процессы регионализации обусловили проведение губернаторских ¶ Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт Наряду с выборными губернаторами в регионах латиноамериканских федераций действуют легислатуры. Например, в Мексике это — однопалатные конгрессы. В Венесуэле после конституционной реформы У. Чавеса в регионах действуют компактные Законодательные советы, насчитывающие от 7 до 15 членов. Неудивительно, что модель выборного губернатора была заимствована Федеративными Штатами Микронезии — бывшей подопечной территорией США в Тихом океане. В штатах Микронезии выбираются губернаторы и в паре с ними — лейтенант-губернаторы. Особенность Микронезии заключается в том, что модель выборного губернатора там нельзя считать проекцией общенациональной модели: на федеральном уровне президента выбирает парламент. Это, кстати, подчеркивает высокий уровень децентрализации Микронезии, где именно выборная власть в штатах имеет огромное значение. Губернаторы микронезийских штатов избираются сроком на четыре года. Формат выборов несколько различается между штатами. Что касается легислатур, то и здесь есть различия: в штате Чуук выбирается двухпалатный парламент, в остальных штатах — однопалатные.
Модель выборного губернатора используется крупнейшей африканской федерацией — Нигерией. История губернаторских выборов в Нигерии выглядит наиболее сложной в связи с хронической нестабильностью в стране, военными переворотами, реформами АТД, изменениями конституции и пр. Действующая конституция 1979 г. очень подробно описывает процедуру губернаторских выборов (губернаторы в паре со своими заместителями избираются на четыре года)29. Однако в действительности в 1983—1991 гг. губернаторы назначались военными властями Нигерии. В 1991 г. были проведены губернаторские выборы, но уже в 1993 г. губернаторов опять назначали новые военные власти. Легислатура в нигерийских штатах именуется Палатой собрания, численность легислатур различается и привязана к числу мест, которые штат имеет в Палате представителей национального парламента (Палата собрания насчитывает в 3—4 раза больше мест, чем число депутатов от штата в Палате представителей). Это означает, что число депутатов в региональной легислатуре коррелирует с числом избирателей в штате. Под давлением центробежных сил новая конституция Коморских островов, принятая в 2001 г., ввела выборы президентов на каждом острове. Наконец, новая конституция Судана, принятая в 2005 г., также предполагает всенародные выборы губернаторов в каждом штате (по конституции 1998 г. речь шла о своеобразной модели "ограниченных выборов", не предполагавших свобод- 29 Губернатор в Нигерии избирается относительным большинством голосов, а не абсолютным, как в основной части стран, использующих модель выборного губернатора и применяющих, таким образом, двухтуровую систему выборов. Однако в Нигерии действует важный ограничитель: победитель должен при этом набрать не менее 25% голосов в двух третях районов штата. Это может создавать сложности в полиэтнических штатах, поскольку выборы в Африке часто проходят по канонам трайбализма.
¶ 3.4 Региональная власть в современном государстве кого выдвижения кандидатов), а также всенародные выборы главы Южного Судана. Как и в случае с сенаторами, некоторые федерации считают необходимым гарантировать личную связь губернатора с регионом, в котором он избирается. Например, в Мексике губернатор должен быть уроженцем региона или проживать в нем не менее пяти лет. Самые жесткие цензы действуют в штатах Микронезии, где представитель другого штата (т.е. другой островной группы) практически не имеет шансов на участие в выборах. В штате Чуук ценз оседлости для губернатора составляет 25 лет, губернатор должен родиться на территории штата или быть его представителем по происхождению своего рода. В штате Понпеи предусматривается, что губернатор должен быть гражданином штата по рождению, что опять-таки автоматически отсекает всех "чужаков". Ценз оседлости в штате Яп составляет 15 лет (непосредственно перед выборами губернатор должен прожить в штате 5 лет). Наконец, в штате Косраэ ценз самый "небольшой" — 10 лет, но губернатор все равно должен быть местным представителем по факту рождения. Модель выборного губернатора также используется в некоторых двухсубъ-ектных федерациях, где каждый из субъектов (или один из двух субъектов, напоминающий "государство в государстве") обладает высокой самостоятельностью. В этих федерациях главы субъектов могут даже называться президентами по образу и подобию независимых государств. Рассмотрим ситуацию в Боснии и Герцеговине. Один из ее субъектов — Республика Сербская проводит всенародные выборы собственного президента, а также парламента — Народной скупщины. Власть в Федерации Босния и Герцеговина (мусульмано-хорватский субъект) устроена сложнее в связи с наличием двух титульных этноконфессиональных групп, между которыми обеспечивается равенство. Здесь на пост президента выдвигаются кандидаты от босняков (мусульман) и хорватов. При этом предусмотрена ежегодная ротация президента и вице-президента, т.е. победившие на выборах босняк и хорват периодически уступают друг другу президентский пост. Парламент этого образования является двухпалатным. Палата народов формируется по принципу равного представительства основных народов (по 30 депутатов) с добавлением 14 представителей других народов (сербы и пр.). Именно Палата народов избирает одного хорвата и одного босняка на посты премьер-министра и вице-премьера, и они в течение четырех лет попеременно исполняют премьерские обязанности (аналогия с президентским постом). Еще одним, но более простым примером является Танзания. В рамках объединенной республики Занзибар имеет особый статус, напоминающий "государство 30 В соответствии с этой моделью специальная коллегия определяла не менее шести кандидатов, из которых президент страны отбирал троих. Эти три кандидата составляли список, который затем представлялся на всенародное голосование. ¶ Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт в государстве". Здесь проводятся выборы своего президента (он же — председатель революционного совета Занзибара). На Занзибаре есть своя Палата представителей. Отличие от Боснии и Герцеговины состоит в том, что вторая часть объединенного государства — Танганьика не имеет собственных органов власти. Это оправдано тем, что территория Танганьики составляет основу Танзании с точки зрения территории и населения, а Занзибар представляет собой "асимметричную" островную автономию. Рассматривая модель выборного губернатора, необходимо помнить об асимметрии, характерной для федеративных государств. Для США и латиноамериканских федераций типичен феномен столичных (федеральных) округов. Но при этом главы федеральных округов в Мексике и Аргентине избираются подобно обычным губернаторам. В Венесуэле, а также Нигерии глава федерального округа назначается. Столичные города, подобно другим городам, обычно являются субъектами местного самоуправления. В результате в США в Вашингтоне, который практически совпадает с округом Колумбия, избирается свой мэр. А вот в Венесуэле возникла ситуация двойной власти в столичном центре: глава федерального округа назначается, но в то же время в столице страны Каракасе избирается мэр (алькальд). В том случае, если город является полноправным субъектом федерации, используется совмещение структур регионального и местного самоуправления в лице одних фигур и органов власти (примеры Вены, Берлина и др.). 3.4.3 Парламентская модель Данная модель не предусматривает всенародных губернаторских выборов. Здесь региональная власть аЪормируется по принципам парламентской республики и является проекцией общенациональной власти (также устроенной в виде парламентской республики). Парламентская модель предполагает, что население субъекта федерации избирает только легислатуру. В свою очередь легислатура формирует правительство региона и избирает главу этого правительства — руководителя исполнительной власти субъекта федерации. Эту модель, в отличие от американской, можно назвать европейской моделью, поскольку она распространена в таких европейских федерациях, как Германия, Австрия и Бельгия. В Германии население избирает однопалатные парламенты земель (в Баварии, претендующей на особый статус, действует двухпалатный парламент). Эти парламенты формируют земельные правительства, которые возглавляют министры-президенты. В землях-городах вместо министров-президентов используются другие ¶ 3.4 Региональная власть в современном государстве -азвания должностей — правящий бургомистр в Берлине, первый бургомистр в Гамбурге и просто бургомистр в Бремене. В Австрии региональные легислатуры включают от 36 до 65 депутатов (исключение составляет Вена, где ландтаг состоит из 100 депутатов). Депутаты избираются на пять лет (в Верхней Австрии — на шесть лет). Ландтаг выбирает главу исполнительной власти — губернатора (ландесхауптман), его заместителей и советников, т.е. формирует региональное правительство. Бельгийская федерация является одной из самых сложных по своему устройству. Система представительных органов включает Фламандский региональный совет, Валлонский региональный совет, Брюссельский региональный совет, Совет франкоязычного сообщества, Совет фламандского сообщества (который объединился с Фламандским региональным советом), Совет германоязычного сообщества. Все советы избираются путем всеобщего голосования на пятилетний срок. Члены правительств сообществ и регионов избираются советами. Также примером парламентской модели устройства региональной власти можно считать Сент-Киттс и Невис. Сама федерация по территориально-политическому формату напоминает Танзанию: Невис является отдельным островом, который имеет развитое самоуправление. Население Невиса избирает свою легислатуру — ассамблею (пять избранных членов, три назначенных). Генерал-губернатор островов (формальный представитель британской короны31) назначает премьер-министра острова из числа депутатов ассамблеи. Как правило, это — представитель партии, победившей на выборах в островную ассамблею. 3.4.4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|