Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация местной власти




Классической формой организации местной власти считаются формы пря­мой демократии, которые прекрасно соответствуют общественной теории местного самоуправления. Собрание избирателей на городской площади, сход граждан — это древнейшие демократические формы. Однако в последнее время прямая, непо­средственная демократия уступает место выборам. Очевидно, это объясняется ростом численности населения и организационной неэффективностью прежних форм. Пример американских тауншипов показывает, что в современном мире соб­рания граждан не привлекают интереса граждан, вместо них используют выборы и референдумы. Тем не менее прямая демократия используется для принятия реше­ний и в такой бережно относящейся к традициям стране, как Швейцария (общие собрания граждан проводятся примерно в 80% коммун).

Обычной моделью организации местной власти можно считать ту, при которой проходят прямые выборы представительного собрания и главы исполнительно-распо­рядительного органа. Также реализация местных интересов возможна через принятие гражданами решений на местном референдуме, в форме плебисцитарной демократии.

Тем не менее "стихийное" формирование органов местного самоуправления в мире вызвало просто огромные различия в способах организации местной власти. Практика показывает, что даже прямые всенародные выборы не являются обязательной характеристикой местной власти: широко используются механизмы назначения, делегирования, кооптации, найма управляющих.

Особенно большие различия связаны с исполнительно-распорядительным органом. Местная власть, в отличие от государственной, не всегда четко дифферен-

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

цирована по ветвям. Если вспомнить Европейскую хартию местного самоуправле­ния, то там акцент сделан на наличии представительного собрания (т.е. ассамблеи) как на обязательном органе местного самоуправления. По поводу исполнительного органа там сказано лишь то, что он "может быть подотчетен" такому собранию. Из этого следует, что исполнительный орган не является обязательным, или что он может входить в вертикаль государственной исполнительной власти (континенталь­ная модель). Там, где исполнительно-распорядительный орган существует, он мо­жет формироваться разными способами.

Организация местной власти обычно включает:

представительный орган местного самоуправления, который можно назы­вать местной ассамблеей, или муниципальным советом, у него есть свой председатель, которого также принято называть спикером (в некоторых случаяхмэром);

исполнительно-распорядительный орган местного самоуправлении (его главу обычно можно называть мэром, за исключением случаев, когда главой местного самоуправ­ления официально является спикер ассамблеи, и тогда его принято называть мэром).

Также на практике существует ряд особых способов формирования местной власти.

• Более архаичный вариант, близкий нормам прямой демократии, — это совет комиссионеров, или комиссионная модель (характеризует небольшое число аме­риканских городов). В этом случае представительный орган и профессиональный уп­равленческий аппарат не отделены друг от друга. Население выбирает весь корпус ко­миссионеров (обычно 3—7 человек), которые в итоге становятся главами местных департаментов. В рамках этой модели существуют различные варианты определения конкретных должностных лиц. Комиссионеры, избравшись в совет, могут выбрать главу муниципалитета и разделить полномочия. Либо кандидаты в комиссионеры сразу баллотируются на конкретный пост главы департамента или направления, либо самого мэра. Есть вариант, при котором мэром становится комиссионер, на­бравший наибольшее число голосов. Популярность комиссионной модели в США упала в связи с чрезмерной сложностью.

• В других случаях местная власть в соответствии со старой традицией сли­вается с судебной властью. В ряде американских графств совет состоит из судьи граф­ства и мировых судей, в других — судья по должности возглавляет выборный совет.

• Действует принцип делегирования представителей низовых органов власти в органы власти более крупных территорий. В части американских графств совет фор­мируется из контролеров (наблюдателей), представляющих более мелкие террито­риальные структуры — муниципалитеты и тауншипы. Такая система встречается в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси, Мичиган, Висконсин.

Принцип кооптации означает включение в состав муниципальных органов тех или иных представителей по решению органов государственной власти или их вхождение по должности. В Великобритании широко используется институт ол-

3.5 Местная власть в современном государстве

лерменов — кооптируемых членов советов графств и городов (которые могут со­ставлять до трети в местных советах). Для этой страны характерно и вхождение в представительные органы чиновников по принципу "ex officio" (возможная анало­гия в США — судья, возглавляющий совет графства). В городе Вашингтоне по за­кону 1967 г. все девять членов муниципального совета, комиссионер округа и его помощник назначались президентом страны.

Другая проблема связана с отношениями между представительным и испол­нительно-распорядительным органами в тех муниципальных структурах (а их все-таки большинство), где так или иначе происходит разделение властей. Исторически наиболее характерным является доминирование представительного органа (систе­ма "сильный советслабый мэр"). Однако главная тенденция XX в. связана с пер­сонификацией и профессионализацией (или, если угодно, бюрократизацией) му­ниципальной власти, что привело к усилению исполнительно-распорядительного органа. Система "сильный совет — слабый мэр" оказалась более характерной для малых городов США.

В крупных городах сложилась противоположная ситуация — "сильный мэр — слабый совет"43 (подавляющее большинство городов с населением свыше 500 тыс. жителей). При этом "сильный мэр" обычно выбирается населением. Есть своя ло­гика в том, что персонифицированное управление оказалось востребованным преж­де всего в больших городах, где сильнее разрыв между населением и правящей эли­той. Для решения проблемы такого разрыва хорошо подходят прямые выборы мэра.

Кроме того, распространение получил найм управляющих (сити-менеджеров) местными советами. Это — еще и способ повышения профессионализма местной власти, когда представительный орган нанимает менеджера для управления муници­пальным хозяйством. Причем такую форму организации местной власти следует по­нимать как способ не столько разделения властей с созданием автономного испол­нительно-распорядительного органа, сколько повышения управленческого профес­сионализма при возможном сохранении "сильного совета", который и принимает решение о кандидатуре управляющего (система "советуправляющий"). В таких системах мэр обычно является главой представительного органа, а не исполни­тельно-распорядительного. Например, в Германии возможен управляющий при наличии бургомистра.

Следует учитывать, что в соответствии с дуалистическими принципами ор­ганизации власти на территории на уровне местного самоуправления одновременно с выборными органами власти могут присутствовать агенты центральной админи­страции. Это особенно характерно для континентальной модели самоуправления (Франция и др.).

* Ключевым критерием "силы" мэра является его независимость от совета в части проведения кадровой политики и др. Иными словами, для системы "сильный мэр — сла­бый совет" характерно более глубокое разделение ветвей власти.

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

Также для примера рассмотрим модель организации местной власти в феде­ративном государстве в соответствии с дуалистическим принципом. В Индии штаты делятся на области, в которых назначаются комиссары. В округах, на которые по­делены области, назначаются коллекторы. На самом низком управленческом уровне действуют комиссары муниципальных корпораций. Все эти должностные лица на­значаются губернаторами штатов (которых, напомним, назначает президент стра­ны) по совету с правительством штата. Собственно местное самоуправление пред­ставлено муниципальными советами, муниципальными корпорациями, панчаята-ми (органами сельского самоуправления).

Следует заметить, что в условиях политически нестабильного государства, каковым является Индия, местное самоуправление функционирует с большими ог­раничениями. Фактическая асимметрия на локальном уровне может быть вызвана слабой востребованностью формально созданных органов местного самоуправле­ния. Так, отмечается, что в середине 1980-х гг. не функционировали 61% муници­пальных корпораций и 85% муниципальных советов. Во всех этих случаях функции местного самоуправления выполняли государственные чиновники. Выборы в пан-чаяты в некоторых случаях проводились раз в 10—20 лет. В крупнейшем индийском штате Уттар-Прадеш местные выборы не проводились с середины 1970-х гг. до 1989 г. [Черкасов, 1998, с. 57].

Подводя итог, определим основные параметры, с помощью которых можно сравнивать организацию местной власти в различных странах44:

• наличие или отсутствие агентов центральной администрации в системе местной власти (это определяет отличие континентальной модели местного само­управления от англосаксонской);

• количество уровней местной власти и отношения между этими уровнями (одноуровневая или многоуровневая модель);

• наличие или отсутствие единого стандарта организации местной власти в стране (асимметричная или симметричная модель местной власти). Стандарты могут относиться к способам формирования местной власти, к наличию местных органов власти с разным статусом и др.;

• наличие или отсутствие специализированных территориальных субъектов ме­стного самоуправления в дополнение к основным (пример школьных округов в США);

• наличие или отсутствие прямых выборов органов местного самоуправления;

• способ формирования исполнительной власти: модель мэра, избранного на­селением, модель мэра, избранного представительным органом местного самоуправле­ния, модель наемного управляющего;

44 Эти же параметры, кстати, могут использоваться при сравнении систем регио­нальной власти.

3.5 Местная власть в современном государстве

• соотношение полномочий между исполнительным и представительным органами местного самоуправления: модель " сильного мэра" и модель "слабого мэра";

• наличие или отсутствие разделения властей на местном уровне (случай "не-расчлененной" местной власти — комиссионная модель);

• использование или отсутствие форм прямой демократии (собрания, сходы граждан).

3.5.4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...