Основные нонягия, структура и классификация СМО
СМО - эго системы, в которых моменты поступления заявок на обслуживание и продолжительность обслуживания являются переменными и случайными. Как СМО могут рассматриваться склады запасных частей и агрегатов, топливо заправочные колонки АЗС и др. СМО состоят из следующих элементов: входящего потока заявок, очереди, обслуживающих аппаратов (для системы ТО и Р - постов) и выходящего потока требований (рисунок 5.1). Рисунок 5.1- Структура СМО автомобилей
Под заявкой понимается запрос на проведение ТО и Р автомобиля. Заявка часто отождествляется с ее носителем - автомобилем. Входящий поток заявок представляет собой совокупность заявок от парка автомобилей на проведение технических воздействий. Так как возникновение потребности в ремонте и ТО носит случайный характер (формируются на основе случайных событий: отказа и случайных пробегов), то процесс поступления заявок (автомобилей) на СТОА является вероятностным. Установлено, что поток заявок является пуассоновским, т.е. вероятность поступления в СМО в промежуток времени О-t (например, за сутки) «к» заявок подчиняется закону Пуассона:
(5.15)
где λ- плотность потока заявок, заяв./сутки. Статистическим аналогом λ является среднесуточная программа обслуживании или ремонтов, т.е. λ= Nc. Суммарный входяший поток заявок от всего парка в СМО в сутки: (5.16) где n - количество ТО, Д, Р (подсистем СМО). Входящий поток заявок для подсистемы: (5.17) где i - вид обслуживания УМР, ТО,... Р. Среднесуточная программа Р может быть найдена по формуле: (5.18) Lc - среднесуточный пробег автомобиля, км.
(5.19)
где Ω- параметр потока отказов, отк./1000 км; Кр - коэффициент совмещения ремонтов (0,5-4).
Ожидание обслуживания характеризуются очередью (Мх), образующейся (рисунок 5.1) в результате недостаточной пропускной способности подсистем СМО или ее в целом. Обслуживающие аппараты (посты) выполняют основную функцию систем - удовлетворение заявок на ТО и ремонт. Посты в зонах могут быть универсальными и специализированными. Производительность каждого поста характеризуется интенсивностью обслуживания на нем μi, обел./сутки, и средней продолжительностью обслуживания - ti, суток. Время обслуживания является величиной случайной и, как установлено, распределение его продолжительности подчиняется экспоненциальному закону. Вероятность обслуживания за время t: (5.20) Для расчета интенсивности и среднего времени обслуживания можно использовать существующую нормативную базу. В этом случае вводятся их обозначения со звездочкой μi = μ*i и ti = ti*. Для ТО и Д (суток): (5.21) где tиi - скорректированная нормативная трудоемкость ТО.
Для Р (суток): (5.22) где t’пp— скорректированная удельная нормативная трудоемкость постовых робот Р, чел.-ч./i 000км; Кд - коэффициент диагностирования (0,8-1); Кt - коэффициент использования рабочего времени поста (1-1,5). (5.23) где tHp - скорректированная удельная нормативная трудоемкость Р; В„ - доля постовых работ, %. Интенсивность обслуживания и средняя продолжительность обслуживания связаны между собой следующей зависимостью: (5.24) Выходящий поток заявок описывается как:
(5.25)
где X, - число постов в i- той подсистеме. Выходящий поток из одной подсистемы может являться входящим в другую. СМО классифицируется согласно схеме, представленной на рисунке 5.2.
Рисунок 5.2 - Классификация СМО автомобилей
В системах без потерь автомобиль, поступающий в нее, находится там до тех пор, пока не будет обслужен. Заявка для СМО не теряется, очередь может возрастать неограничено. (Зоны ТО и Р в АТП). В системах с потерями при занятости постов автомобиль немедленно покидает ее, т.е. является потерянным. Очередь в этом случае не образуется. В системах с ограничением ожидания поступивший в нее автомобиль при занятости постов становится в очередь, но находится в ней ограниченное время; после чего, если не поступает на обслуживание, покидает систему. (Система оказания услуг на предприятиях автосервиса). В одноканальных системах (подсистемах) все автомобили обслуживаются на одном посту, линии. В многоканальных - могут быть обслужены на любом свободном из нескольких одинаковых постов, линий. В однофазовых СМО автомобиль обслуживается на одном посту за одну установку (универсальные посты). В многофазовых - последовательно на нескольких разнотипных (специализированных) постах. Примером СМО с многофазовым обслуживанием является поточная линия ТО. Различают еще системы с приоритетом и без него; замкнутые и открытые; с взаимопомощью и без взаимопомощи. В СМО с приоритетом часть заявок удовлетворяется вне очереди (автомобили скорой медицинской помощи, пожарные автомобили и др.). Замкнутыми называются системы, в которых входящий поток заявок зависит от количества обслуженных автомобилей. В системах без взаимопомощи пропускная способность постов и линий постоянна и не зависит от простоя других постов и линий. В системах с взаимопомощью пропускная способность постов зависит от занятости других таких же постов. В настоящее время хорошо разработан и доведен до практического применения математический аппарат для расчета систем обслуживания автомобилей как СМО без потерь и с ограничением ожидания, одно- или многоканальной; однофазовой; с обслуживанием на однотипных постах; с поступлением в нее относительно неограниченного числа заявок. Т.е. в данном пособии пока рассматривается только расчет и оптимизация универсальных или отдельных однотипных специализированных постов, но не линий ТО.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|