Особенности оснащения оборудованием предприятий автосервиса
Правильный выбор оборудования, инструмента и оснастки во многом определяет успех работы предприятия. Ассортимент технологического оборудования для автосервиса на российском рынке достаточно широк; десятки отечественных и зарубежных фирм предлагают свои услуги. Но вопросов при выборе оборудования от этого становится только больше. Рассмотрим некоторые принципы и подходы при выборе оборудования для предприятий автосервиса. Несомненно, что при решении этого вопроса необходимо учитывать две противоположных тенденции: с одной стороны, желательно приобретать оборудование наиболее совершенное (точное, надежное, высокопроизводительное и т.д.), позволяющее обеспечить необходимое качество оказываемых услуг; с другой стороны, в рыночных условиях нужно заботиться о том, чтобы затраты на его приобретение были как можно меньше и вложенные деньги окупались быстрее. При подборе технологического оборудования прежде всего нужно четко представлять, какие технологические процессы (виды работ) будут осуществляться на предприятии при выполнении реализуемого им перечня услуг. В этом может помочь детально разобраться организационно - технологическая схема для данного сервиса (см. примеры выше). Выбор оборудования надо вести так, чтобы все технологические процессы были «закрыты» каким либо его видом. В то же время, не должно приобретаться оборудование, не соответствующее или не полностью соответствующие технологическим задачам, которое может простаивать, не окупаясь. Для одних и тех же целей может предлагаться широкий спектр оборудования: от инструмента и приспособлений для ручного способа выполнения работ до высокомеханизированного и полуавтоматического оборудования с компьютерным управлением. В этом случае необходимо ориентироваться на:
- стартовые финансовые возможности предприятия (предпринимателя); - сложность предполагаемых работ; - производственную программу (масштабы производства). Чем выше финансовые возможности предприятия, сложнее технологии (диагностирование системы впрыска топлива, кузовные работы и др.) и больше объемы работ, тем более сложным оборудованием может быть оснащено предприятие автосервиса. И, напротив, для небольшого пункта обслуживания, занимающегося так называемым «быстрым сервисом» (замена масла, тормозных колодок, ремонт подвески и др.), оборудование может быть значительно более простым и дешевым. Но, в любом случае, комплект оборудования и оснастки должен обеспечивать получение лицензии на право заниматься данным видом деятельности, а следовательно, установленный уровень качества услуг. Разница в уровне оснащения технологическим оборудованием хорошо видна на примере фирменного автоцентра, торгующего автомобилями и осуществляющего гарантийное и последующее их обслуживание, и небольшой СТОА на 2-3 рабочих поста. Крупный автомобильный центр на 50-250 постов сродни заводу, для него характерна узкая специализация постов и рабочих мест, ритмичность в работе, применение поточных методов и конвейеров при выполнении гарантийного ТО. Для такого предприятия не является чем-то необычным доставка запасных частей и инструмента на рабочее место радиоуправляемой тележкой - роботом. Подача масел и спецжидкостей на рабочие посты осуществляется по трубопроводам с автоматическим контролем расхода и учета. Крупный автосервис немыслим без компьютерного диагностирования электронных систем автомобиля. Управление производством осуществляется с помощью компьютеров, объединенных в локальную сеть. Рабочие места - от мойки до постов сложного диагностирования - оборудуются интерфейсными «входам и выходами». При установке деталей считываются штриховые коды и детали автоматически заносятся в счет и многое др.
Для малых станций обслуживания комплект оборудования конечно же несопоставим с описанным выше, здесь все куда как скромнее, вплоть до использования инструмента и простейших приспособлений, оборудование универсальное. В то же время на небольших специализированных предприятиях, выполняющих сложные работы (например, то же диагностирование и регулировку электронных систем), целесообразно применение сложного дорогостоящего оборудования. Крупные фирменные автоцентры, обладающие мощной ПТБ и информационной поддержкой фирм - изготовителей, обеспечивают высокое европейское качество ТО и Р, но при этом цена за услугу высокая (средняя цена за час работы в Европе около 65?, в Москве - 60-70 $). В условиях фирменного сервиса, когда наборы оборудования, технологии и материалы определены фирмой - изготовителем, снизить цены на услуги практически невозможно. Иногда фирменный сервис является планово - убыточным, а выгоду хозяева автомобильных фирм получают от продажи автомобилей. В этих условиях мелкие по мощности станции, имея более скромную ПТБ, но используя «человеческий фактор» (высокая квалификация персонала, обслуживание автомобилей в присутствии их владельцев и проявление прямой и непосредственной заботы о клиенте) и комплексность оказания услуг, могут значительно снизить их стоимость и составить конкуренцию крупным центрам. Снизить стоимость оборудования можно, если ориентироваться на его отечественные аналоги. К сожалению, на рынке технологического оборудования пока преобладает импортное, хотя растерянность, вызванная введением рыночных отношений, постепенно проходит и многие российские производители оборудования (компания «Новгородский завод ГАРО»; ОАО ФОРМЗ, г. Глазов; ПКФ "Автотехснаб", г. Челябинск; ЗАО ”ДАРЗ" г. Димитров и др.) уверенно заявили о себе. Сейчас можно приобрести хорошее отечественное оборудование для шиномонтажных и шиноремонтных работ, 2-стоечные и 4-стоечные электромеханические подъемники, компрессоры, покрасочно-сушильные камеры и др. По основным показателям оно соответствует требованиям, уступает лишь в дизайне и иногда по эргономическим показателям зарубежному, но стоимость его в 2-3 раза ниже. Однако не все импортное оборудование можно заменить отечественным, особенно диагностическое для наиболее сложных систем автомобиля (мотор-тестеры, сканеры). Некоторые типы оборудования у нас просто никогда не выпускались.
Комплектование набора оборудования для выполнения какого-либо вида услуг (работ) необходимо начинать с выбора основного (подъемник, установка, стенд, станок), осуществляющего самые ответственные, сложные и трудоемкие операции технологического процесса, в наибольшей мере определяющие качество оказываемых услуг. Вокруг этого главного оборудования по принципу совместимости с ним подбирается другое менее дорогостоящее оборудование, инструмент, оснастка и формируется комплект в целом. Многие автовладельцы и работники автосервиса считают, что как «театр начинается с вешалки», так СТОА - с подъемника. Действительно, подъемник является базовым оборудованием для постов ТО и Р. Трудно представить современное предприятие автосервиса для легковых автомобилей, оснащенное осмотровой канавой или эстакадой, а не подъемником. На станциях нашей страны в большей мере применяются одно- двух- и четырех стоечные электромеханические подъемники. В последнее время все более широкое распространение получают ножничные одно- и двухъярусные подъемники с гидравлическим приводом (рисунок 8.1), а также гидравлические подъемники в виде отдельных легко монтируемых стоек. Многие специалисты автосервиса считают, что за последними - большое будущее. Главное достоинство ножничных и гидравлических подъемников в том, что они в сложенном состоянии (заглубленные в пол) не занимают место и на этих площадях можно при необходимости организовать выполнение других работ, не требующих подъема автомобиля или вывешивания колес.
Рисунок 8.1 - Ножничный двухъярусный подъёмник грузоподъемностью 3 т фирмы Rotary (США) (АБС 3/2003)
Основным оборудованием для выполнения УМР являются щеточные механизированные моечные установки или при ручном варианте - мойки высокого давления. Современные моечные установки для легковых автомобилей, как правило, совмещают в своей конструкции и установку для сушки. Станции мойки в современных условиях не могут обходиться без установок по очистке и повторному использованию воды. Для уборки салона обычно применяются профессиональные пылесосы. В качестве основного оборудования для диагностирования и регулировки электронных систем двигателя следует рассматривать мотор - тестеры, сканеры, газоанализаторы, совместимые с компьютерами и принтерами. Комплект диагностического оборудования для ПИКа определяется устанавливаемым ГОСТ Р 51709 - 2001 [17] перечнем диагностических параметров, обязательных для проверки при ежегодном техническом осмотре автомобиля. Это, прежде всего, тормозной стенд, газоанализатор, прибор для проверки фар, прибор для измерения углового люфта рулевого управления и подъемник. Компанией «Новгородский завод ГАРО» выпускаются линии технического контроля легковых автомобилей ЛТК-ЗЛ-СП11, ЛТК-ЗЛ-СП12, ЛТК-ЗЛ-СП12, ЛТК-ЗЛ-СП16, ЛТК-ЗЛ-СГ117, основу которых составляет тормозной стенд СТС-З-СП. Его компьютер работает под управлением программы линии, обрабатывает результаты измерений и визуального контроля, выводит их на экран монитора и при необходимости распечатывает на бумагу [39]. Технические данные об этих линиях приведены в таблице 8.1. На рисунке 8.2 представлена схема диагностического комплекса одного из московских ПИКов на основе линии VIC - 3000 голландской фирмы SUN. Определяющим оборудованием для шиномонтажных и шиноремонтных работ являются: шиномонтажные и балансировочные стенды, электровулканизаторы, компрессоры, воздухораздаточные колонки. В таблице 8.2 приведен набор оборудования, предлагаемый фирмой Авто - Эм (Москва), для предприятия автосервиса по покраске автомобилей. Набор составлен на базе импортного оборудования (Германия, Италия, Швеция, Голландия). Базовой в данном комплекте оборудования является окрасочно - сушильная камера.
Таблица 8.1 - Технические данные линий инструментального контроля компании «Новгородский завод ГАРО» (www.garo.novgorod.ru) Современный рынок предлагает десятки марок оборудования одного назначения. Для подбора оптимального комплекта оборудования для выполнения какого-либо вида услуг необходимо обладать достаточной информацией о его технических возможностях и стоимости. В качестве информационного обеспечения по данному направлению можно использовать традиционно выпускаемые справочники [26,27], каталоги [29,30] и табели оборудования [40]. Справочник оборудования для автосервиса российских и зарубежных фирм ежемесячно публикуется в журнале «АБС Автомобиль и сервис», но его характеристика, приводимая там, весьма кратка.
Кроме того, в данном журнале регулярно публикуется реклама многих фирм-изготовителей и поставщиков оборудования и их адреса. Широкие возможности открываются для поиска оборудования для автосервиса через Интернет. Все тот же журнал «АБС Автомобиль и сервис» организовал информационно-торговый центр (ИТЦ «АвтоБС»), который открыл ^ свой сайт в Интернете (www.abs.msk.ru). На нем можно найти базу данных по всем видам отечественного и зарубежного оборудования для ТО и Р автомобилей, а также автоэксплуатационным материалам. Этот электронный справочник постоянно обновляется и пополняется, и охватывает практически весь спектр оборудования и материалов для автосервиса. 1-детектор увода STG-300G; 2-амортизаторный стенд SSA-3000; 3-тормозной стенд SBA-3000; 4-люфт-детектор APD-3000; 5-газоанализатор MGA-1500: 6- дымомер SSM-2000; 7-анапизатор света фар SLA-3000; 8-тестер тормозной жидкости SCB-4000; 9-тестер охлаждающей жидкости и аккумулятора SCB-2000; 10-диагностический центр VIC-3000; 11-результаты проверок систем автомобиля; 12-осмотровая канава
Рисунок 8.2 - Схема диагностического комплекса на базе линии VIС - 3000 фирмы SUN (АБС 9/2000)
Таблица 8.2 - Типовой комплект оборудования для участка покраски (АБС 9/2000) Большинство фирм, торгующих оборудованием, также имеют свой сайт в Интернете. В таблице 8.3 приведены адреса некоторых фирм, успешно проработавших на российском рынке оборудования для автосервиса более 10 лет.
Таблица 8.3 - Информация о некоторых фирмах-поставщиках оборудования для автосервиса
Комплектование оборудованием автосервиса упрощается, когда изначально оказание какой-либо услуги ориентировано на применение конкретной технологии и материалов, например, на американскую технологию восстановления автомобильных стекол; технологию ремонта шин фирмы Шталгрубер TIP-TOP или шведской фирмы Динол по антикоррозионной обработке автомобилей. В этом случае комплект оборудования в готовом виде поставляется фирмой-разработчиком данной технологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|