Особенности технологического расчета некоторх специализароваиных предприятий автосервиса
Для специализированных предприятий автосервиса рассчитываются только те виды рабочих и вспомогательных постов, автомобиле-мест, рабочих мест, складов и вспомогательных помещений, которые необходимы, исходя из сущности работ по оказанию установленного перечня услуг. Например, для пункта по ремонту шин и колес, из всего перечня складов могут предусматриваться только склады шин и материалов для их ремонта, склад магазина по продаже мелких запасных частей и автоприндлежностей, склад утиля (на открытой площадке или под навесом). Обычно рассматриваемые предприятия имеют небольшую мощность (2-8 рабочих постов), поэтому расчетное число производственных рабочих, постов или рабочих мест по видам услуг может получаться меньше “ I ”. В этом случае следует объединять технологически сходные работы на одних и тех же постах (рабочих местах), а производственный персонал должен совмещать несколько родственных профессий. Пример расчета и объединения по услугам числа рабочих постов и персонала для станции мойки приведен в таблице 7.1.
Таблица 7.1 - Результаты расчета производственного персонала и рабочих постов для станции мойки
При технологическом расчете необходимо учитывать, что большинство предприятий автосервиса занимается попутно продажей мелких запасных частей, материалов и автопринадлежностей. Причем эти небольшие магазины, как правило, также специализируются на продаже запчастей и материалов, родственных профилю предприятия. Поэтому, если такие дополнительные услуги предусматриваются, то нужно рассчитать площади магазина и склада для него по методике, изложенной в п.5.6.3 и п.5.6.5. Для предприятий, занимающихся продажей автомобилей, рассчитывается число выставочных мест (Хв) и площадь салона магазина (Fc) в м2. Число мест для демонстрации автомобилей принимается не менее числа продаваемых марок и их модификаций, а площадь салона может быть определена по формуле:
Fc = Хв • La • Ва • Ко. (7.2) Коэффициент плотности расстановки демонстрационных стендов (Ко) следует принимать от 3 до 5, а длину и ширину автомобиля - по наиболее крупногабаритному из выставляемых в салоне. При технологическом расчете ПИКов необходимо учитывать следующие особенности. Годовой объем работ по инструментальному контролю должен определяться с учетом времени с начала эксплуатации автомобилей, т. к. транспортные средства «возрастом» менее 5 лет проходят техосмотр один раз в два года [16], а также с учетом того, что часть из них будет проходить ПИК повторно. По данным работы ПИКов за прошедшие 5 лет доля таких автомобилей составляет не менее 15% от всех проверяемых. Исходя из вышесказанного, годовая трудоемкость инструментального контроля в чел.-ч.: , (7.3) где А1 — количество автомобилей со сроком эксплуатации менее 5 лет; А2 - количество автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет; Tик - трудоемкость одного инструментального контроля, чел.-ч. [16]. Одной из проблем ПИКов для легковых автомобилей является сезонность их загрузки. Наибольший объем работ приходится на апрель - июнь, в другое время года они слабо загружены. Для сглаживания этой неравномерности нужно предусматривать для этих предприятий возможность оказания ими некоторых дополнительных услуг, незапрещенных «Требованиями к технологии работ по проверке транспортных средств...» [16], например, по измерению и регулировке углов установки управляемых колес, диагностированию и ремонту подвески и др. Для обеспечения удобства клиентам время проверки их автомобилей не должно превышать 15-20 минут. При больших суточных программах (на большинстве ПИКов Nc>40 проверок) это может быть обеспечено за счет организации технологического процесса инструментального контроля на поточных линиях.
Рассмотрим методику расчета поточных линий в автосервисе на примере ПИКа. Вначале необходимо обосновать, что для этой цели может быть применен поточный метод обслуживания. Выбор метода организации технологического процесса производится по соотношению такта поста (V,мин) и ритму производства (R,мин). Ритм производства - часть времени работы зоны ТО, Д, приходящаяся на одно обслуживание:
(7.4) (7.5) Такт поста - время простоя автомобиля на посту под данным обслуживанием: (7.6)
где Рn - среднее число рабочих(экспертов-диагностов) на посту [24, таблица 5.2], для инструментального контроля Рn=1 - 2 чел.; tn - время заезда-съезда с поста (t,,= 2-3мин). Если V>2R, то целесообразно организовать диагностирование на специализированных постах поточным методом. Т.е., как минимум, возможно применение одной 2-постовой линии в одну смену. Если это условие не выполняется, то инструментальный контроль следует выполнять на универсальном посту. Для расчета числа поточных линий необходимо определить такт линии в мин:
(7.7)
где хn - число постов на поточной линии (хп=2 или 3). Большее хn принимается при больших объемах работ и числе экспертов- диагностов 4-5 и более. Рn можно принимать и дробным, хn Рn должно быть целым числом. Это означает, что некоторые исполнители на постах могут помогать выполнять операции на двух постах. Время передвижения автомобиля с поста на пост, мин: (7.8) где La - длина самого крупногабаритного автомобиля, м; Д - нормируемое расстояние между автомобилями на постах линии, м [24, таблица 7.2]; VK - скорость передвижения автомобилей с поста на пост, (VK=8-15 м/мин). Число линий инструментального контроля определяется из соотношения:
(7.9)
Точность расчета М должна составлять ±0,1 на одну поточную линию, при этом должно соблюдаться условие: М * Хл* Рn* С ᵙ Рт, где Рт - технологически необходимое число экспертов-диагностов, определяемое по формуле (5.7), исходя из общей годовой трудоемкости инструментального контроля ТГНК, чел.-ч. Для завершения расчета поточной линии необходимо распределить операции инструментального контроля и экспертов-диагностов по ее постам.
Операции из общего перечня (таблица 7.2) разносятся по постам согласно их специализации. При распределении операций не следует забывать об их технологической связи. Например, операции, без которых не могут быть выполнены другие операции (без доведения до нормы давления воздуха в шинах нельзя проверять величину тормозных сил на колесах), необходимо ставить на 1-ый пост или, по крайней мере, впереди последующих, т. е. должен соблюдаться принцип приоритетности операций. После распределения операций по постам их трудоемкость суммируется и определяется трудоемкость работ по каждому посту: tf; t2;... t„, где 1,2,...n - номера постов. Далее производится распределение исполнителей. Рабочих по постам необходимо расставить так, чтобы соблюдались следующие два условия: (7.10)
(7.11)
где P1, Р2,...РП - число исполнителей на l-м, 2-м,...n-м посту. Время выполнения работ на постах должно быть приблизительно одинаковым и равняться расчетному такту линии. Допустимое отклонение не должно составлять более 15%. На рисунке 7.2 показан пример распределения операций технологического процесса и экспертов- диагностов по постам 2-постовой поточной линии инструментального контроля легковых автомобилей. За такт линии принят такт поста №1 как наибольший из двух постов.
Таблица 7.2 - Перечень операций инструментального контроля легковых автомобилей при государственном техническом осмотое [16]
Рисунок 7.2 - Распределение операций и исполнителей по постам линии инструментального контроля
Закрепление операций за исполнителями на постах представлено в таблице 7.3. При распределении операций по исполнителям необходимо обеспечивать равномерность их загрузки: tи1ᵙtи2ᵙ…tиm, где tи1, tи2, tиm - трудоемкость операций, поручаемых 1- му, 2-му,...m-ному исполнителю на посту.
Сложность технологического расчета гаражей - стоянок (платных стоянок) заключается в том, что необходимо вести две линии расчета: - расчет самой стоянки (число мест хранения, площадь); - расчет комплекса дополнительных услуг, оказываемых попутно на стоянке (рисунок 7.3).
Рисунок 7.3 - Алгоритм технологического расчета платной стоянки
ПТБ и персонал для выполнения дополнительных услуг рассчитываются по общей методике, изложенной на схеме алгоритма (рисунок 7.1). Необходимое число мест хранения легковых автомобилей на проектируемой стоянке в конкретном районе города может быть определено следующим образом. Сначала находится общее необходимое количество мест хранения для всего района:
(7.12) где nг - обеспеченность автовладельцев индивидуальными гаражами, %; m - количество существующих стоянок в данном районе; Axi - число мест хранения на существующих стоянках; nи - доля автовладельцев в секторе индивидуальной застройки, %; nгс-доля автовладельцев, имеющих индивидуальные гаражи, но предпочитающих пользоваться платными стоянками, %. Для г. Кургана, например, nг составляет до 89%, апгс составляет от 1,5 до 2 %. Затем общее требуемое число мест хранения должно быть распределено между вновь организуемыми стоянками, количество которых зависит от конкретной ситуации в районе: наличия мест для строительства, расположения существующих стоянок, жилых массивов и др. Наиболее важными факторами, определяющими расположение стоянки согласно СНиП 2.07.01-89 и СанПиН 2.2.1/2.1.984-00 [34, 35], является их пешеходная доступность и минимально допустимое расстояние от границы стоянки до линии окон жилых зданий и учреждений. Более подробно принципы размещения предприятий автосервиса и в том числе платных стоянок рассмотренны в разделе 9 данного пособия. Для предприятий автосервиса по ремонту и покраске кузовов более точно число автомобилей, нуждающихся в их услугах в течение года, Ак можно рассчитать по формуле [1]: Ак = А • (ηа+ Акор) (7.13) где ηа - число аварий, приходящихся на один автомбиль в год; АКОР -Доля автомобилей, которые имеют коррозионные повреждения. Исследованиями установлено, что аварийность автомобилей зависит от стажа водителей и может быть определена по эмпирической формуле: ηа= 0,109+ 0,0831 /Т0 (7.14) где Т0 - стаж вождения автомобиля его владельца, лет. Сейчас средний стаж водителей легковых автомобилей в нашей стране составляет 12, 25 лет [1]. Доля автомобилей, имеющих коррозионные повреждения, определяется на основе возрастной структуры парка легковых автомобилей данного района. Известно, что практически все автомобили старше 5 лет имеют такие повреждения, а первые очаги коррозии появляются после двух лет эксплуатации.
Результаты обработки статистических данных по аварийным ремонтам кузовов показали следующее их распределение по трудоемкости работ (таблица 7.2). Таблица 7.4 - Распределение аварийных ремонтов кузовов по их трудоемкости [11 ] Используя зависимости (7.13), (7.14) и данные таблицы 7.4, можно более точно определить годовые объемы кузовных и покрасочных работ. Для станций самообслуживания объем работ по услугам рассчитывается только для тою, чтобы определить число рабочих постов или мест и необходимую производственную площадь. Сама по себе трудоемкость работ не имеет значения, так как число производственных рабочих не рассчитывается, поскольку клиент выполняет все сам. В виде исключения некоторые работы, сложные в техническом отношении и выполняемые с применением дорогостоящего оборудования, без которых нельзя обойтись, могут выполняться персоналом станции. В этом случае число технологически необходимых и штатных рабочих по данной услуге рассчитывается обычным порядком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|