Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Институт вице-президента (вице-губернатора)




Структура исполнительной власти в некоторых регионах предполагает наличие вто­рого лица, которое имеет статус вице-губернатора или вице-президента в республике.

Глава 7 Региональная и местная класть в современной России

Модель выборного вице-президента (вице-губернатора) предполагала, что на выборах в паре с кандидатом на пост президента республики (губернатора) избира­ется вице-президент (вице-губернатор).

Такая модель использовалась в ряде республик, которые копировали инсти­туты власти России в целом (где до 1993 г. существовал пост вице-президента) и суверенного государства. Однако институт выборного вице-президента оказался недолговечным и в России в целом, и в республиках. Дольше всех он сохранялся в Калмыкии и Якутии, а также появился после выборов 2003 г. в Карачаево-Черке­сии. В Татарстане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Туве, Чувашии, а также в Чечне (при сепаратистских режимах) он использовался, но на разных этапах был отменен. Кроме того, например, в Татарстане вице-президент был избран в 1991 г. не в паре с президентом, а отдельно, на заседании Верховного совета республики.

Посты вице-президентов часто вводились в республиках для решения этно-политических проблем. Самой распространенной была ситуация, когда президент представлял титульный этнос, а вице-президент — русских. Это позволяло моби­лизовать русский электорат, частично снять этнополитическую напряженность, улучшить отношения с центром.

Но по мере укрепления позиций республиканских лидеров необходимость в посте вице-президента снижалась. Так, в Татарстане в 1995 г. вице-президент был избран спикером республиканского парламента10. В Ингушетии в 1997 г. он пере­шел на работу в Москву. При этом пост вице-президента отменили. Реформа вла­сти в Туве в 2003 г. вообще привела к ликвидации президентской модели. В Ка­бардино-Балкарии пост вице-президента был отменен, а занимавший этот пост Г. Губин стал премьер-министром республики.

В то же время в некоторых республиках традиционно используется нефор­мальная модель распределения основных постов между ведущими этническими группами, и пост вице-президента в этой связи востребован при решении текущих политических задач. В Кабардино-Балкарии отказ от поста вице-президента про­изошел в связи с перераспределением функций между тремя основными этниче­скими группами: президентом остался кабардинец, русский вице-президент стал премьер-министром, а должность председателя республиканского парламента пе­решла к балкарцам (ранее балкарец был премьер-министром). Напротив, в много­национальной Карачаево-Черкесии пост вице-президента ввели для урегулирова­ния межнациональных отношений. На президентских выборах 2003 г. все кандида­ты на пост президента оказались карачаевцами, все кандидаты на пост вице-прези­дента — русскими, а должность главы правительства была отдана черкесам.

10 В Чувашии тоже после выборов 1997 г. некоторое время действовал вице-прези­дент Л. Кураков, ставший затем председателем республиканского парламента.

7.3 Организация исполнительной власти в регионах: сравнительный анализ

В "русских" регионах следует различать официальное и неформальное упот­ребление понятия "вице-губернатор". В обиходе вице-губернаторами часто назы­вают заместителей губернатора. В то же время есть регионы, где вице-губернатор — официальная должность, причем отличная от должности заместителя губернатора. Как правило, вице-губернатор является вторым лицом в региональной админист­рации. Он мог быть как выборным (в паре с губернатором, в период, когда дейст­вовала модель выборного губернатора), так и назначаемым чиновником.

Появление института выборных вице-губернаторов было связано с особенно­стями избирательных кампаний. На выборах кандидат в вице-губернаторы обычно играет роль фигуры, привлекающей дополнительный электорат (либо средства от определенных спонсоров). Поэтому составление пар происходит по принципу взаи­модополняющих политических коалиций. Точно так же в республиках пары "пре­зидент — вице-президент" создавались по принципу разной этнической принад­лежности.

Однако модель выборного вице-губернатора находится в слишком сильной зависимости от политической конъюнктуры. Она позволяет эффективно решать сиюминутные проблемы, например, во время избирательной кампании. Но как уп­равленческая модель она не доказала свою эффективность, поскольку ведет к по­лицентризму, постановке вопроса о преемственности власти (наиболее естествен­ным преемником считается вице-губернатор), самостоятельной игре "неудовлетво­ренного" своими полномочиями вице-губернатора. Не устоялись формы участия вице-губернаторов в работе региональной администрации, их компетенция в раз­ных регионах сильно различается.

Первыми модель выборного вице-губернатора ввели в Москве, где еще в 1991 г. мэр был избран в паре с вице-мэром. Эта модель оказалась заимствована Московской и Калужской областями, а также Еврейской АО. Переход к этой мо­дели осуществила Самарская область, но на переходный период в этом регионе решили назначать вице-губернатора, а потом выборы так и не состоялись в связи с их отменой в России в целом. Затем началась обратная тенденция. В отношении Москвы перед выборами 2003 г. было принято судебное решение, в соответствии с которым наличие поста выборного вице-мэра противоречит федеральному законо­дательству (дело в том, что федеральное законодательство не предполагало прове­дение таких выборов, но и не запрещало их). По мнению экспертов, это решение носило частный характер, и было связано с процессами борьбы за власть в Москве. Примечательно, что других регионов оно не коснулось. Правда, Московская об­ласть на фоне этих событий сама в 2003 г. отменила пост выборного вице-губер­натора. Москва отменила пост назначаемого вице-мэра в 2005 г. после ухода дейст­вующего вице-мэра на другую должность.

Более устойчивой оказалась в "русских" регионах модель назначаемого вице-губернатора, который является вторым лицом в администрации. Именно к этой

Глава 7 Региональная и местная власть в современной России

модели перешли в Москве и Московской области, отказавшись от "парных" выбо­ров. Однако Москва в 2005 г. отказалась и от этой модели.

Практически во всех таких регионах вице-губернатор — крупная, влиятель­ная фигура. Назначая вице-губернатора, губернатор обычно видит в нем свою глав­ную опору (либо речь идет о его политическом альянсе с ключевой группой влия­ния"). Зависимость этого лица от губернатора обеспечивается правом отстранить его от должности (для выборных вице-губернаторов это правило не действовало). Как правило, вице-губернатор является куратором политического или общеэконо­мического направления, а иногда обоих направлений сразу.

7.3.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...