Медицинское образование в России
Потребность в медицинских кадрах в начале XVIII в. удовлетворялась, главным образом, за счет приглашения врачей-иностранцев. В царствование Петра I их насчитывалось до 150 человек, а общее количество врачей – до 250 человек. Прогресс медицинского дела диктовал необходимость подготовки национальных кадров. Лекарская школа, открытая при Аптекарском приказе в 1654 г., просуществовала недолго и выпустила лишь несколько десятков лекарей. Обучение в школе носило ярко выраженный ремесленный характер. Практиковалось направление молодых россиян за границу для получения образования в передовых европейских университетах. Так, Петр Посников прошел курс в Падуанском университете, защитил диссертацию и получил «дохтурский градус» (ученую степень доктора медицины). Однако Посникову не пришлось заниматься медициной: его знания иностранных языков использовали на дипломатической службе. В подготовке врачебных кадров и развитии практической медицины в России XVIII в. ведущую роль сыграли госпитальные школы, открытые на базе крупных госпиталей, и медицинский факультет Московского университета. Первая госпитальная школа была открыта при постоянном сухопутном госпитале в Москве (1707 г.), руководить которой был назначен голландский врач Николай Ламбертович Бидлоо, ученик Г. Бургааве, атласом которого пользовался сам Петр I. Н.Л. Бидлоо – идеолог создания школы, основной ее преподаватель (читал курс анатомии), основоположник высшего медицинского образования. В 1710 г. Бидлоо написал труд «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», содержание которого позволяет судить о первой программе преподавания в России хирургии как науки. Срок обучения в госпитальной школе составлял 5-10 лет, в зависимости от индивидуальных способностей учащегося. Все ученики находились на полном пансионе и получали жалованье – учеба рассматривалась как род государственной службы. Программа обучения была насыщенной: анатомия, патологическая анатомия, гистология, фармакология и фармация («материя медика»), элементы судебной медицины, работа с больными, оперативные вмешательства и десмургия. Уделялось внимание клиническим дисциплинам. Обучение клиническим дисциплинам проходило непосредственно у постели больного параллельно с изучением теоретических предметов. Ученики наблюдали больных, вели скорбные листы (истории болезни), участвовали во врачебных обходах, дежурили по ночам и в праздники.
В 1712 г. состоялся первый выпуск госпитальной школы. После экзамена присуждалось звание лекаря – официальное звание врача до 1917 г. Выпуская первую группу молодых врачей, Н.Л. Бидлоо писал Петру I: «Я лучших из сих студентов…рекомендовать не стыжусь, ибо они не только имеют знание одной или другой болезни, которая на теле приключается и к чину хирурга подлежит, но и генеральное искусство о всех тех болезнях, от главы даже до ног, с подлинным и обыкновенным обучением како их лечить, такожде они приключающиеся язвы завязывати, и по оным завязывание сочинять…зело успешно научились». К чести Н.Л. Бидлоо следует отметить, что он преданно служил интересам России, решительно преодолевая противодействие врачей-иностранцев, выступавших против обучения медицине «природных россиян». В 1733 г. открылись госпитальные школы при Петербургском сухопутном, Петербургском адмиралтейском и Кронштадтском госпиталях, позднее – в Елизаветграде (Украина) и Барнауле (Алтай). В середине XVIII в. Павел Захарович Кондоиди, директор Медицинской канцелярии, провел реформу медицинского образования. Было введено 7-летнее обучение, экзаменационная система (проверялись теоретические и клинические знания, практические навыки, в том числе производство 3-4 операций на трупе), обязательное составление скорбных листов, подтверждено обязательное патологоанатомическое вскрытие умерших в госпитале. Программу обучения расширялась за счет курсов физиологии, оперативной хирургии, судебной медицины, неврологии, зубоврачевания с челюстно-лицевой хирургией и челюстно-лицевой травматологией, женских и детских болезней, акушерства. (Философия изучалась с 1735 г.) Все теоретические и практические медицинские дисциплины изучались в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Через 3 года обучения после сдачи экзаменов ученику присваивалось звание подлекаря (среднее между врачом и фельдшером), а по окончании седьмого года подлекаря производили в лекари.
В числе заслуг П.З. Кондоиди – организация «бабичьих школ» (акушерских) при воспитательных домах Петербурга и Москвы. Госпитальные школы имели музеи, коллекции анатомических и патологоанатомических препаратов, ботанические сады, учебные аптеки, библиотеки, химические и физические лаборатории. Среди анатомических препаратов были препараты и с патологией зубочелюстной системы, а среди инструментов были инструменты для проведения зубоврачебных операций (на голове, губах, деснах, языке). В библиотеках госпиталей были книги и диссертации по вопросам зубоврачевания. Для учащихся были написаны руководства: «Наставление для изучающих хирургию…» (Н.Л. Бидлоо), «Наука о бабичьем деле», «Врачебное веществословие» (Н.М.Максимович-Амбодик), «Элементы практической медицины» (И.А.Смеловский) и др. Госпитальные школы являлись высшими учебными заведениями. Обучение было наглядным, опытным. Анатомию изучали на трупах (доставлялись трупы, обнаруженные на улицах). Лекарствоведение изучалось в аптеках и аптекарских огородах. Терапия и хирургия – у постели больных. В русских госпитальных школах методика преподавания выгодно отличалась от принятой в европейских университетах. Она была основана на клиническом принципе (в европейских университетах клинический принцип не привился) и ставила своей целью подготовку врачей широкого профиля. Решен вопрос о единстве медицины и хирургии.
Характерная особенность госпитальных школ – высокий общеобразовательный уровень подготовки учащихся. Контингент учащихся формировался, в основном, из числа семинаристов, знающих латинский язык, труды греческих и римских писателей и философов. Помимо лиц духовного звания, медицинские кадры пополнялись выходцами из непривилегированных сословий. Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали ведущее место в русской медицине, некоторые из них стали преподавателями в этих школах, а позднее в Московском университете. Для подготовки научно-педагогических кадров П.З. Кондоиди добился направления в Европу 10 лучших выпускников школ. В европейских университетах на особо высоком уровне велось преподавание теоретических дисциплин. Поэтому до начала ХХ в. российские врачи регулярно ездили на стажировку в Западную Европу. Школы просуществовали до 1786 г., когда они были отделены от госпиталей и преобразованы в медико-хирургические училища. Срок обучения в училище составлял 5 лет. Первые два года отводились естественно-научных дисциплинам, на третьем году обучения, помимо изучения теоретических курсов, учащиеся два раза в неделю должны были упражняться «в препарировании собственными руками на мертвых телах в черной анатомии» (топографическая анатомия и оперативная хирургия). После трех лет обучения учащиеся получали звание подлекаря и направлялись в армию. Наиболее способные продолжали обучение еще 2 года и производились в лекари. Госпитальные школы и медико-хирургические училища выпустили в XVIII в. около 1800 лекарей. Их воспитанниками были выдающиеся русские ученые и врачи: акушер-гинеколог Н.М. Максимович-Амбодик, эпидемиолог Д.Ф. Самойлович, анатом П.А. Загорский, гистолог А.М. Шумлянский, хирурги Н.К. Карпинский, Е.О. Мухин, Я.О. Саполович, М.И. Шеин, патолог и терапевт И.А. Смеловский, фармаколог Г.Ф. Соболевский, труды и практическая деятельность которых во многом определили состояние отечественной медицины XVIII в.
В 1798 г. в связи с возрастанием требований к подготовке лекарей, медико-хирургические училища были преобразованы в медико-хирургические академии в Петербурге и Москве с более обширными программами и новым учебным планом и сроком обучения 4 года. Московская академия в первой половине XIX в. влилась в медицинский факультет Московского Императорского университета. Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия – с конца XIX в. – Военно-медицинская академия (ныне Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова) стала основным центром подготовки высококвалифицированных медицинских кадров. Другой центр подготовки медиков – Московский Императорский университет. До середины XVIII в. Россия – единственная страна в Европе, где не было университета: положение в области просвещения не способствовало развитию университетского образования. Но он был необходим для подготовки специалистов, способных решать государственные задачи, формирования интеллигенции, для престижа страны.
В основу проекта университета легли предложения М.В. Ломоносова. Фаворит императрицы Елизаветы Петровны Иван Иванович Шувалов покровительствовал развитию науки и культуры и помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова. После ознакомления с представленным Шуваловым и Ломоносовым проектом учебного заведения Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университете 25 января 1755 г. В память этого события 25 января – день Св. Татьяны – «Татьянин день» стал праздноваться сначала как день рождения университета, а позднее – как праздник российского студенчества (официально отмечается с 2005 г.). В соответствии с планом М.В. Ломоносова в университете были образованы три факультета: философский, юридический и медицинский. Все студенты начинали обучение на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Затем образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки – латыни, но и на русском языке. В перечень предметов преподавания М.В. Ломоносов включил традиционные для медицинских факультетов химию, натуральную историю, анатомию – вероятно, идея состояла в том, что студенты должны были получать базовую подготовку, а в дальнейшем предполагалась специализация (об этом у Ломоносова не сказано). На протяжении XVIII в. число студентов медицинского факультета продолжало оставаться крайне незначительным. В 1758 г. единственный к тому времени на медицинском факультете профессор И.Х.Керштенс, приглашенный из Лейпцига, начал занятия с 9 студентами. По меркам того времени такая группа считалась солидной. В 1760 г. на всех трех факультетах университета учились всего 30 студентов. Из 35 студентов, прослушавших полный курс медицинского факультета в XVIII в., 25 стали впоследствии докторами медицины. Среди них такие выдающиеся медики, как С.Г. Зыбелин, П.Д. Вениаминов, С.С. Андреевский, Ф.И. Барсук-Моисеев, И.А. Двигубский, М.Я. Мудров, Ф.К. Курика, В.М. Рихтер, Ф.Г. Политковский и другие. Пятнадцать выпускников впоследствии возглавили кафедры Московского университета. В 1765 г. к преподаванию были привлечены воспитанники университета, получившие степень доктора медицины за границей, Павел Дмитриевич Вениаминов и Семен Герасимович Зыбелин. На протяжении XVIII в. университет испытывал значительные трудности, не хватало профессоров.
Медицинский факультет в течение первых сорока лет своего существования состоял из трех кафедр: кафедры химии, профессор которой должен был обучать студентов «химии физической и особливо аптекарской», кафедры натуральной истории и кафедры анатомии. Все эти кафедры должны были обеспечить преподавание анатомии, физиологии, патологии, ботаники, минералогии и «медицину практическую». «Доктор и профессор анатомии должен обучать и показывать практическое строение тела человеческого и приучать студентов к медицинской практике». Преподавание практической медицины в XVIII в. велось только теоретически, клиники не было (не под силу организовать) с ориентацией на двухэтапную подготовку врача. Срок обучения в университете – 5 лет, затем послеуниверситетская практическая стажировка в Московском госпитале – «доколе достигнет в нем (лечебном искусстве) до совершенного познания». В 1791 г. по указу Екатерины II Московский университет получил право присвоения степени доктора наук по медицинскому факультету. Первым этой степени в 1794 г. был удостоен выпускник университета Фома Иванович Барсук-Моисеев степени доктора медицины за диссертацию «О дыхании». В XVIII в. университет не стал ведущим центром подготовки врачей. Пока он не мог конкурировать с профессиональными школами по подготовке лекарей. Тем не менее, на русскую почву внедрена европейская традиция университетского образования. Главное – факультет выжил. Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров: в нем могли обучаться выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. Это во многом определило широкое распространение в университете передовых научных и общественных идей. Студенты находились на казенном содержании. Обучение приравнивалось к государственной службе. Помимо учебных заведений, в XVIII в. сохранялись и другие формы медицинской подготовки: ученичество в военных госпиталях, у полковых и корабельных лекарей, городских и провинциальных врачей в больницах приказа общественного призрения. После экзаменов можно было получить звание подлекаря. Соискатели лекарского звания направлялись в генеральные госпитали на 2-3 года, затем сдавали экзамены. Лекарские ученики в госпиталях и больницах выполняли обязанности вспомогательного (среднего) медицинского персонала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|