Омраченное сознание и ясное сознание
Омраченное сознание и ясное сознание Другое дело, что человек как живое существо может обладать различными видами сознания и стремление может его привести в одно состояние сознания, в состояние деградации, или вывести в светлое состояние, в состояние, в котором он обладает ясным, чистым сознанием. Поэтому в связи с человеком употребляются две категории: омраченное сознание и ясное сознание.
Омраченное сознание описывается в буддизме как своеобразная неразвитость. В омраченном сознании доминируют яды. Основных ядов три. Первый яд – неведение, или невежество, когда человек не знает пути, путает добро и зло, ложь и правду. В его мышлении и жизненном пути отсутствует неопределенность. Он в прямом смысле блуждает, не будучи способным распознать правильность своих действий. Понятие «правильности» очень важно. Второй яд – это алчность, попытка завладеть и присвоить себе нечто из окружающего человека мира, будь то другой человек, женщина, слава, известность, власть, деньги, имущество. То, что у человека все это есть, это неплохо. Третий яд- Гнев. Ядом это становится в случае, если человек страстно жаждет получить, например, ту же славу или ту же власть. Эта страстная жажда абсолютно невидима для окружающего мира. Она принадлежит носителю конкретного индивидуального сознания. Она находится в его объятиях либо она с ним расстается – решает он сам. Вот этим обуславливается движение по пути либо деградация.
Если человек развивает эти три яда – неведение, страсть… А я еще не сказал о гневе, т. е. попытке отвергнуть, извергнуть что-то из себя, из своего поля, отказаться, нивелировать. Это касается и окружающего человека мира, когда разгорается гнев или ненависть по отношению к чужой идее, чужой культуре, другому человеку или врагу, в том числе на войне. Когда доминирует данный вид омраченного сознания, то имеет место яд. Т. е. действует яд, который портит сознание человека, делает его омраченным, нечистым и направляет к плохим результатам, которые сказываются на поcледующих рождениях. Человек с так устроенным сознанием может переродиться в неблагих мирах.
Самвара и благие корни Таким образом, ключевым для движения в сторону улучшения своего существа, своего сознания, пути к ясному сознанию является учение о путях деятельности человека. Карма – действие, и поэтому деятельность, связанная с омрачением, ведет к деградации. Гибель невозможна, речь идет лишь о том, что во Вселенной, в универсуме меняются формы. Но они меняются в соответствии с кармой. А карма может быть обусловлена омраченным сознанием, и действия могут быть продиктованы омраченным сознанием – тогда они ведут в условный низ. А может быть мотивирована благими намерениями в прямом смысле, безотносительно известной поговорки о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад – вот в буддизме это не так. Благими намерениями вымощена дорога к собственному счастью. Таким образом, движение в сторону ясного сознания, в сторону благой деятельности обуславливается одним очень важным фактором. На санскрите оно звучит «самвара», или дисциплина. Это принцип ограничения человеком себя, своих потенций, потребностей. Но ограничения не для того, чтобы каким-то образом отрегулировать свое социальное поведение. Человек ограничивает самого себя, чтобы его сознание стало более чистым, более ясным, более просветленным.
В этом случае, если движение в сторону дисциплины своего ума последовательно и доказывает свою направленность, человеком обретаются так называемые благие корни. Понятие благих корней в буддизме имеет место, это важное учение. Корни дают возможность роста. Соответственно, если человек руководствуется ядами, упомянутыми мной, то апофеозом этого движения к деградации является так называемое «отсечение благих корней». И тогда человек падает, и это падение очень трудно остановить. Когда отсечены благие корни, он непоправимо страдает. Своей деятельностью человек, таким образом, наносит себе счастье и причиняет себе вред, несчастье, страдание.
«Обычный человек» Что означает состояние, когда человек движется по пути к ясности? Здесь пролегает та точка буддийской антропологии, о которой имеет смысл сказать. Мы о ней вскользь уже говорили, но поскольку сейчас речь именно о человеке, об этом нужно упомянуть. Буддизм разделяет людей на две категории. Одна категория – это обычный человек. Он обладает качеством вульгарности, которое характеризуется тем, что у него отсутствует собственное мышление и собственное сознание, индивидуальное сознание, когда он как-либо поступает. Такой обычный человек, как правило, ориентируется на сознание толпы,
Личность в буддизме Личность, в соответствии с теорией марксизма-ленинизма и материалистической психологии, определяется как совокупность общественных отношений. Определение личности как совокупности отношений, на самом деле, не является пионерской идеей классиков диалектического материализма. Эта идея наиболее глубоко как на уровне концептуальном, так и на уровне психотехническом, разработана в классическом буддизме. Именно Будда Шакьямуни разворачивал, изменял, трансформировал личность через осознание того, что она является совокупностью отношений. Понятие упаданы в буддийской психологии показывает, как личность сканируется через определенные отношения, и любое отношение проявляет состояние, структуру, динамику личности. Любой внешний акт выявляет внутреннюю структуру личности: отношение к себе, отношение к своему телу, отношение к другим людям, отношение к тому, что происходит... Текст, который приведен выше, является самым оптимистичным выражением по отношению к Эго в буддийской психологии.
Но, если разобрать даже наиболее важные положения психологии буддизма как учения о человеке и мире, лежащие в основе теории личности, то наша однозначность, к сожалению потеряется. Мы уже достаточно подробно разбирали в водной части книги то, что в основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира и отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи. В буддизме личности как отдельности и автономности не существует, а происходит интеграция индивидуального и космического, психологического и онтологического. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение " Я", понимаемого как некая духовно-сознательно-эмоционально-телесная целостность. Если в современной психологии личность является центральной категорией, то в буддизме это больше все-таки иллюзия омраченного сознания людей, наполненных невежеством (авидья). В буддизме считается, что сначала блуждающие в сансаре существа зарождают представление об истинно существующем «я», а затем, как следствие, воображают, что есть и истинно существующее «моё». В силу этого они заключены в сансаре, как привязанное за верёвку ведро, что беспомощно болтается в колодце, то, поднимаясь, то снова опускаясь. Как видно из текста, представления о Я мало совпадают с современными психологическими текстами. В буддизме мы можем обозначить личностью совокупность причинно обусловленных дхарм, которые постоянно меняются. В соответствии с Законом изменяемости и текучести бытия (анитья) ни человек, ни какое-либо другое существо не может иметь самость (анната). Интуитивная или поддерживаемая глобальными традициями вера в то, что в человеке живет некая субстанция, называемая душой (атма), которая продолжает существовать, несмотря на все изменения, претерпеваемые телом, которая существовала до рождения и будет существовать после смерти, переселяясь из одного тела в другое, является в буддийском смысле абсурдной. Так проявляется принцип анатмана, отрицающей существование индивидуальной простой и вечной субстанциальной души.
В соответствии со своей теорией обусловленного существования и всеобщей изменяемости Будда отрицает существование такой души. Целостность личности во всех ее перерождениях или даже просто в различных стадиях развития - детстве, юности и старости не связана с целостностью константной субстанции в человеке, которая в культурной традиции Европы называется психикой. Буддизм не признает существование " я" (атман) и души (джива). Одновременно с этим буддизм не отрицает целостности потока последовательных состояний, из которых образуется жизнь человека и которую мы и можем обозначить личностью Личность в таком смысле это непрерывный ряд состояний; каждое из них зависит от предшествующих условий и, в свою очередь, порождает следующее состояние. Целостность личности основана на причинной связи, охватывающей все стадии ее развития и личность из себя представляет полностью детерминированный процесс, актуальное состояние которого является одновременным проявлением прошлого, настоящего и будущего. Целостность в буддизме объясняется с помощью светильника, горящего всю ночь. Его пламя в данный момент зависит от условий этого момента, но Буддизм обходится личностью без допущения наличия души в силу простого нелинейного системного детерминизма, который в том, что данное состояние личности и сознания получает в наследство свои характерные черты от предыдущего состояния, прошлое существует в настоящем, а настоящее полностью обуславливает будущего. Именно в силу принципа анатмана Будда неустанно убеждал своих учеников отбросить заблуждения о самих себе, иллюзии о своем я как незнания своей собственной природы. Чувство " я" и возникающая из него привязанность к " я" есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, затягивающих живое существо в трясину сансары. Эгоцентризма как любви к душе и стремления сделать ее счастливой, достигнув спасения, не существует в модели буддизма. В соответствии с мифом, Будда остроумно сравнивал любовь к душе с любовью к самой красивой девушке страны, которую, однако, никто никогда не видел и не знал, а также с сооружением лестницы для подъема во дворец, которого человек никогда не видел.
Таким образом, личность в буддизме при первом приближении это только условное название совокупности различных целостей: целого материального тела (кая), нематериального ума (манас или читта) и бесформенного сознания (виджняна). В знаменитом буддийском философском памятнике " Вопросы Милинды" (Милинда паньха) буддийский монах Нагасена беседует об этом с греко-индийским царем Милиндой. Царь утверждает, что если буддисты считают, что души нет и что ни один из элементов психофизического состава человека, равно, как и совокупность всех этих элементов, не являются личностью, то у буддистов получается, что никакой личности вовсе нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|