Психологические реакции человека в экстремальных ситуациях
Неспецифическая и специфическая активность человека в экстремальных ситуациях Два вида активности человека Жизнь человека, события, с которыми она его сталкивает, предполагают активность, обязывают действовать соответствующим образом. Любое дело требует усилий: чем труднее дело, тем больше надо прилагать усилий. «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей», — писал Ф. Вольтер, а, по мнению известного отечественного писателя Л. Леонова, «Все что дается легко, без труда, представляет собой весьма сомнительные ценности». Каждая новая ситуация требует адаптации к ней, т.е. активности, сообразной особенностям ситуации и стоящим перед человеком задачам — физиологической (физиологи говорят — «приспособления»), психологической и поведенческой. Есть два основных вида активности, посредством которых происходит адаптация и достигается адекватное, сообразное новой ситуации состояние и поведение человека — неспецифическая и специфическая активность. Они проявляются не порознь, а слитно. В каждую деятельность, поведение, поступок, действие человека включаются оба вида, но в разных соотношениях. Неспецифическая активность — повышенная общая, энергетическая активность — экстренная подача, «выброс» определенного запаса сил организмом и личностью «физиологического и психологического топлива», нужного для адаптации к новой ситуации. Неспецифическая активность при этом тем больше, чем сложнее новая ситуация, чем больше она отличается от существующей. Но чтобы действовать успешно в разнообразных ситуациях мало только захотеть, напрячься, тратить силы. Ведь для того, например, чтобы решить сложную алгебраическую задачу, нужны одни действия; преодолеть конфликт — вторые; спасти маленького ребенка, неосторожно вышедшего на дорогу и могущего оказаться под коле-
сами мчащихся автомашин — третьи; потушить пожар — четвертые; задержать вооруженного преступника — пятые и т.д. В каждой ситуации дополнительно нужна специфическая активность — особая психическая деятельность, особые решения и действия человека, в которых он обнаруживает и учитывает специфику данной ситуации; нацеливает мысль на то, чтобы действовать строго в соответствии с ней, найти наилучшие для данного случая способы действий, каждый из них рассчитать и выполнить с успехом. Иначе говоря, специфическая активность — активность, соответствующая специфике ситуации, полностью адекватная ей. Активность человека при этом не сводится к приспособлению к ситуации, ибо он способен изменять ее, приспосабливая к себе, подчиняя изменения своим целям, нередко лежащим за пределами данной ситуации. В любой ситуации успех достигается одновременным и взаимосвязанным проявлением двух видов активности: неспецифической и специфической. Первая — стандартная, реактивная, безусловная, навязанная активность; вторая — приобретенная при жизни, гибкая, творческая, произвольная, целенаправленная. Неспецифическая Активность — биологический И психологический стресс Универсальной формой неспецифической активности человека в любых ситуациях выступает стресс. О стрессе, как о феномене, знали и писали давно и мно- го, но в 30—50-х годах XX в. канадский ученый Г. Селье разработал биологическую теорию стресса, объясняющую его причины, функции, взаимосвязи, динамику, и получившую всеобщее признание. Надо подчеркнуть, что концепция Г. Селье — концепция биологического {физиологического) стресса. Основное ее положение сводится к тому, что: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование». Это природный защитный механизм, стереотипная реакция организма (не психики) человека на любой тип воздействий и трудностей, общий адаптационный синдром. Он обнаруживается физиологически как учащение сердечных сокращений, повышение кровяного давления, усиление кровообращения, увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы, лимфатических узлов, углубление и учащение дыхания, напряжение мышц, сдвиг в обмене веществ, преобладание процессов распада веществ, повышение активности мозговых процессов и др.
Так, в момент дозаправки самолета в воздухе топливом у пилотов частота сердечных сокращений возрастает до 160—186 ударов в минуту, частота дыхания до 35—50, что в 2—3 раза превышает норму, выброс аскорбиновой кислоты — в 20—30 раз, температура тела — на 0,7—1,2 градуса. Совершенно иная деятельность — преподавание, тем не менее сопровождается теми же симптомами: во время чтения лекции у преподавателя возрастает кровяное давление (в среднем на 12 пунктов), частота пульса (во второй половине лекции она достигает 100—110), мощность сердечных сокращений (в 2 раза на втором часе лекции), частота и глубина дыхания, потребление кислорода и др. Сильный стресс проявляется и внешне в напряжении мышц, их дрожании (треморе), появлении пота на лице, нервных движениях и т.п. Процесс адаптации не мгновенен, а развернут во времени. В биологической адаптации выделяются три стадии: • стадия тревоги — экстренной мобилизации защитных функций организма; • стадия сопротивляемости — устойчивого поддержания достигнутого уровня адаптированности; • стадия истощения — спада сил, а поэтому неспособности поддерживать достигнутый уровень неспецифической активности, возникновение дезадаптации. Учение Г. Селье стимулировало развитие концепции о психологическом стрессе. Во второй половине XX в. начался научный бум — звучное и запоминающееся слово «стресс» приобрело популярность, под него стали подгонять самые разные психические явления. В результате его трактовка стала настолько многообразной, что мешает принятию мер по профилактике и преодолению чрезмерного стресса на практике.
Во-первых, психологический стресс зачастую идентифицируется с физиологическим, а физиологические параметры общего адаптационного синдрома принимаются как показатели психологического стресса. Такая некорректная практика в науке называется редукционизмом, т.е. асистемной попыткой свести сложные системные явления к сумме простых, конкретно — психологические к сумме физиологических. Может быть человечество когда-нибудь объяснит мысль человека движениями электронов по нервам, а патриотизм свяжет с каким-нибудь центром, доминантой или динамическим стереотипом в мозгу, но разве это раскроет суть специфики человеческой мысли и возвышенного чувства любви к Отечеству? Физиологические процессы конечно находят свое проявление в психике, но не прямо, не однозначно, ибо любые явления на уровне психики включены в собственную систему психической деятельности и находятся под решающим влиянием своих, психологических закономерностей. Психологический стресс несомненно связан с биологическим. Но ошибочно представлять его как «тень» биологического стресса, как простую проекцию последнего в психике. Важно подчеркнуть, что в основе биологического стресса лежат врожденные механизмы и его возникновение — одна из форм бе- зусловной, обязательной реакции организма, в то время как явления психики всегда прижизненно обусловлены и выражают реакцию личности. Психологический стресс ни теоретически, ни практически не может быть идентичен физиологическому, ибо обладает своими, именно психологическими особенностями. Настало время преодолеть «физио-логизацию» психологического стресса — наследие зачаточных представлений о нем, свойственных 50—60 гг. прошлого столетия, и разработать теорию психологического стресса на базе категориального аппарата психологической науки. Во-вторых, предается забвению стержневое положение Г. Селье о стрессе как неспецифическом ответе организма. Часть авторов произвольно трактуют психологический стресс расширительно, относя к нему все происходящее в психике при затруднениях, испытываемых человеком. Как справедливо отметил Ф.Е. Васи-люк, «...устранить идею неспецифического стресса..., это значит убить в этом понятии то, ради чего оно создавалось, его основной смысл». Может быть важнейшая из всех заслуг Г. Селье состоит в том, что он выделил в активности человека неспецифический компонент, показав его особую роль и отличие от специфического. Предавать это забвению и вновь смешивать различные виды активности не только научно некорректно, но и научно не этично. Логично поэтому и психологический стресс раскрывать как неспецифическую активность, но на психологическом уровне.
В-третьих, опять-таки, вопреки мнению создателя учения о стрессе, часть авторов рассматривают последний как нечто неординарное, негативное, вредное. Между тем, Г. Селье любую неспецифическую ситуацию называл стрессом и считал, что стресс никогда не равен нулю. «Стресс — это аромат и вкус жизни, — писал он. — Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает». «Полная свобода от стресса означает смерть». Стресс бывает и в благоприятных и неблагоприятных условиях, при радости и горе. Приятное и неприятное для человека сопровождается стрессом, он — одно из необходимых и обязательных условий успеха в любой жизненной ситуации. Стресс, сказывающийся положительно на активности организма, назван Г. Селье эустрессом (рис. 3.1). Избыточно сильные воздействия и требования ситуации сопровождаются нарастанием интенсивности, порою до степени «вредоносного и неприятного» — дистресса, ухудшающего состояние и поведение человека. Г. Селье прибегал к такому пояснению: «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому как выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура», т.е. жар. Обычная же теплопродукция — неотъемлемое свойство жизни». Очевидно, что и психологический стресс недопустимо ассоциировать с дистрессом и видеть в нем только «врага» человека. Стресс образно называют «солью жизни»: хорош, но в меру. В-четвертых, —с самого начала и по сей день биологический стресс рассматривался и рассматривается как целостная, системная неспецифическая реакция организма, отличающаяся адаптационным синдромом — комплексом признаков. Возникает вопрос: почему психологический стресс зачастую сводится только к эмоциональной реакции? Кстати, Р. Лазарус, которому историки науки отдают приоритет в обозначении психологической стрессовой реакции понятием «психологический стресс», связывал его с активизацией познавательной деятельности, посредством которой человек определяет для себя степень угрозы и сопоставляет возникающие трудности с собственными возможностями их преодоления. Эмоция — лишь одна из характеристик психической деятельности, носящей всегда целостный характер и включающей мотива-ционные, познавательные, волевые и психомоторные компоненты. Психологический стресс принадлежит к тем психологическим явлениям, которые называют психическими состояниями и под которыми понимают целостное своеобразие всех процессов, происходящих в психике человека в данный момент или за определенный отрезок времени, поэтому он не может не быть системной психологической реакцией на ситуацию.
Таким образом, психологический стресс — особое психическое состояние, характерное неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и мобилизацию в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации. Его отличает неспецифический (общий) психологический адаптационный синдром, т.е. совокупность системно организованных признаков неспецифической активности психики, обнаруживающихся при любых новых требованиях в новой ситуации. К ним относятся: • общее повышение тонуса и активности психической деятельности; • повышение чувствительности слуха, зрения, обоняния и др. органов чувств (понижение порогов ощущений, т.е. уменьшение силы слабых воздействий на органы чувств, которые начинают ощущаться); • активизация ориентировочной деятельности (восприятия окружающего, происходящего); • повышение мобилизованности, начало организации психической деятельности и ее сосредоточения, направляемые вниманием к возникшим требованиям новой ситуации; • первичная общая познавательно-эмоциональная оценка возникшего нового требования и эмоциональное возбуждение; • изменение самочувствия, вызванного явлениями, сопровождающими возникновение и развитие биологического стресса в организме; • ощущение повысившегося напряжения; • зарождение установки на более внимательное изучение ситуации и специфическое реагирование на ее особенности. Появление и характеристики психологического стресса часто инициируются взаимодействием двух потоков влияний: от возникающего биологического стресса и психической деятельности человека, отражающей возникновение новой ситуации и ее требования. Поэтому психологический стресс — всегда сплав, продукт этих двух влияний. Психологический стресс может возникать и самостоятельно, инициировать и изменять биологический. Ведь его детерминанты в большей степени лежат в сфере психологии человека — нечто увиденное, мысль о чем-то, чего нет в непосредственном окружении, мечта (например, об ожидаемой важной встрече), представление о предстоящем событии, борьба мотивов, нерешительность и др. Зарождение и развитие психологического стресса зачастую опережает и инициирует биологический (мысль о предстоящем волнующем событии заставляет учащенно биться сердце, глубже дышать, может вызвать выделение пота на лбу, дрожь и др.). Психологический стресс способен менять и интенсивность биологического стресса. Это согласуется с мыслью великого физиолога И.П. Павлова (1849—1936 гг.) о том, что вторая сигнальная система высшей нервной деятельности (основа человеческого мышления и сознания) держит первую сигнальную систему (систему реакций на непосредственные воздействия на организм) «под сурдинкой», т.е. под контролем и регуляцией. В этом русле находится и мысль Г. Селье: «Мы часто можем улучшить природу, подавив реакции, которые были выработаны для защиты, но не обязательно полезны при всех обстоятельствах». В специальных исследованиях доказано, что психосоциальные реакции вызывают биохимические сдвиги в организме, свойственные биологическому стрессу, и поэтому могут быть причиной соматических нарушений и болезней организма. Психологический стресс значительно больше чем биологический зависит от индивидуальных психологических особенностей человека, а его характеристики менее жестко и однозначно навязываются спецификой внешних воздействий. Не случайно швейцарский психолог П. Фресс писал о психологическом стрессе не как об одностороннем проявлении в психологии человека возникшего в его организме биологического стресса. То, что внезапная вспышка гнева и переживание чувства любви к Родине имеют совершенно разную природу подчеркивал и выдающийся отечественный психолог АН Леонтьев. Интенсивность психологического стресса бывает различна, как и его влияние на всю психическую деятельность и поведение человека. Так, чрезмерная активность и мобилизованность могут вызывать ошибки и дезорганизовывать деятельность. Можно назвать четыре вида психологического стресса, отличающихся по интенсивности и влиянию на деятельность человека: • оптимальная, безусловно благоприятная для человека и его жизнедеятельности неспецифическая активность психики — психологический эустресс; • интенсивная, напряженная, часто возникающая в экстремальных ситуациях значительной сложности неспецифическая активность психики, неоднозначно сказывающаяся на людях — психологический экстресс; • предельно интенсивная (для данной личности) психологическая активность, использующая недостаточно эффективно резервы психики и неблагоприятно сказывающаяся на поведении людей, — психологический дистресс; • сверхинтенсивная неспецифическая активность психики, непереносимая значительным числом людей, разрушающая их нормальную психическую деятельность и поведение — психологический гиперстресс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|