Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Психологические реакции человека в экстремальных ситуациях





Неспецифическая и специфическая активность человека в экстремальных ситуациях

Два вида активности человека

Жизнь человека, события, с которыми она его сталкивает, предполагают активность, обязывают действовать соответствующим образом.

Любое дело требует усилий: чем труднее дело, тем больше надо прилагать усилий. «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей», — писал Ф. Вольтер, а, по мнению известного отечественного писателя Л. Леонова, «Все что дается легко, без труда, представляет собой весьма сомнительные ценности».

Каждая новая ситуация требует адаптации к ней, т.е. активности, сообразной особенностям ситуации и стоящим перед человеком задачам — физиологической (физиологи говорят — «приспособления»), психологической и поведенческой . Есть два основных вида активности, посредством которых происходит адаптация и достигается адекватное, сообразное новой ситуации состояние и поведение человека — неспецифическая и специфическая активность. Они проявляются не порознь, а слитно. В каждую деятельность, поведение, поступок, действие человека включаются оба вида, но в разных соотношениях.

Неспецифическая активность повышенная общая, энергетическая активность — экстренная подача, «выброс» определенного запаса сил организмом и личностью «физиологического и психологического топлива», нужного для адаптации к новой ситуации. Неспецифическая активность при этом тем больше, чем сложнее новая ситуация, чем больше она отличается от существующей.

Но чтобы действовать успешно в разнообразных ситуациях мало только захотеть, напрячься, тратить силы. Ведь для того, например, чтобы решить сложную алгебраическую задачу, нужны одни действия; преодолеть конфликт — вторые; спасти маленького ребенка, неосторожно вышедшего на дорогу и могущего оказаться под коле-

сами мчащихся автомашин — третьи; потушить пожар — четвертые; задержать вооруженного преступника — пятые и т.д. В каждой ситуации дополнительно нужна специфическая активность — особая психическая деятельность, особые решения и действия человека, в которых он обнаруживает и учитывает специфику данной ситуации; нацеливает мысль на то, чтобы действовать строго в соответствии с ней, найти наилучшие для данного случая способы действий, каждый из них рассчитать и выполнить с успехом. Иначе говоря, специфическая активность — активность, соответствующая специфике ситуации, полностью адекватная ей. Активность человека при этом не сводится к приспособлению к ситуации, ибо он способен изменять ее, приспосабливая к себе, подчиняя изменения своим целям, нередко лежащим за пределами данной ситуации.



В любой ситуации успех достигается одновременным и взаимосвязанным проявлением двух видов активности: неспецифической и специфической. Первая — стандартная, реактивная, безусловная, навязанная активность; вторая — приобретенная при жизни, гибкая, творческая, произвольная, целенаправленная.

Неспецифическая

Активность — биологический

И психологический стресс

Универсальной формой неспецифической активности человека в любых ситуациях выступает стресс. Острессе, как о феномене, знали и писали давно и мно-

го, но в 30—50-х годах XX в. канадский ученый Г. Селье разработал биологическую теорию стресса, объясняющую его причины, функции, взаимосвязи, динамику, и получившую всеобщее признание.

Надо подчеркнуть, что концепция Г. Селье — концепция биологического {физиологического) стресса. Основное ее положение сводится к тому, что: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование». Это природный защитный механизм, стереотипная реакция организма (не психики) человека на любой тип воздействий и трудностей, общий адаптационный синдром. Он обнаруживается физиологически как учащение сердечных сокращений, повышение кровяного давления, усиление кровообращения, увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы, лимфатических узлов, углубление и учащение дыхания, напряжение мышц, сдвиг в обмене веществ, преобладание процессов распада веществ, повышение активности мозговых процессов и др.

Так, в момент дозаправки самолета в воздухе топливом у пилотов частота сердечных сокращений возрастает до 160—186 ударов в минуту, частота дыхания до 35—50, что в 2—3 раза превышает норму, выброс аскорбиновой кислоты — в 20—30 раз, температура тела — на 0,7—1,2 градуса. Совершенно иная деятельность — преподавание, тем не менее сопровождается теми же симптомами: во время чтения лекции у преподавателя

возрастает кровяное давление (в среднем на 12 пунктов), частота пульса (во второй половине лекции она достигает 100—110), мощность сердечных сокращений (в 2 раза на втором часе лекции), частота и глубина дыхания, потребление кислорода и др.

Сильный стресс проявляется и внешне в напряжении мышц, их дрожании (треморе), появлении пота на лице, нервных движениях и т.п.

Процесс адаптации не мгновенен, а развернут во времени. В биологической адаптации выделяются три стадии:

• стадия тревоги — экстренной мобилизации защитных функций организма;

• стадия сопротивляемости — устойчивого поддержания достигнутого уровня адаптированности;

• стадия истощения — спада сил, а поэтому неспособности поддерживать достигнутый уровень неспецифической активности, возникновение дезадаптации.

Учение Г. Селье стимулировало развитие концепции о психологическом стрессе. Во второй половине XX в. начался научный бум — звучное и запоминающееся слово «стресс» приобрело популярность, под него стали подгонять самые разные психические явления. В результате его трактовка стала настолько многообразной, что мешает принятию мер по профилактике и преодолению чрезмерного стресса на практике.

Во-первых, психологический стресс зачастую идентифицируется с физиологическим, а физиологические параметры общего адаптационного синдрома принимаются как показатели психологического стресса. Такая некорректная практика в науке называется редукционизмом, т.е. асистемной попыткой свести сложные системные явления к сумме простых, конкретно — психологические к сумме физиологических. Может быть человечество когда-нибудь объяснит мысль человека движениями электронов по нервам, а патриотизм свяжет с каким-нибудь центром, доминантой или динамическим стереотипом в мозгу, но разве это раскроет суть специфики человеческой мысли и возвышенного чувства любви к Отечеству?

Физиологические процессы конечно находят свое проявление в психике, но не прямо, не однозначно, ибо любые явления на уровне психики включены в собственную систему психической деятельности и находятся под решающим влиянием своих, психологических закономерностей. Психологический стресс несомненно связан с биологическим. Но ошибочно представлять его как «тень» биологического стресса, как простую проекцию последнего в психике.

Важно подчеркнуть, что в основе биологического стресса лежат врожденные механизмы и его возникновение — одна из форм бе-

зусловной, обязательной реакции организма, в то время как явления психики всегда прижизненно обусловлены и выражают реакцию личности.

Психологический стресс ни теоретически, ни практически не может быть идентичен физиологическому, ибо обладает своими, именно психологическими особенностями. Настало время преодолеть «физио-логизацию» психологического стресса — наследие зачаточных представлений о нем, свойственных 50—60 гг. прошлого столетия, и разработать теорию психологического стресса на базе категориального аппарата психологической науки.

Во-вторых, предается забвению стержневое положение Г. Селье о стрессе как неспецифическом ответе организма. Часть авторов произвольно трактуют психологический стресс расширительно, относя к нему все происходящее в психике при затруднениях, испытываемых человеком. Как справедливо отметил Ф.Е. Васи-люк, «...устранить идею неспецифического стресса ..., это значит убить в этом понятии то, ради чего оно создавалось, его основной смысл». Может быть важнейшая из всех заслуг Г. Селье состоит в том, что он выделил в активности человека неспецифический компонент, показав его особую роль и отличие от специфического. Предавать это забвению и вновь смешивать различные виды активности не только научно некорректно, но и научно не этично. Логично поэтому и психологический стресс раскрывать как неспецифическую активность, но на психологическом уровне.

В-третьих, опять-таки, вопреки мнению создателя учения о стрессе, часть авторов рассматривают последний как нечто неординарное, негативное, вредное. Между тем, Г. Селье любую неспецифическую ситуацию называл стрессом и считал, что стресс никогда не равен нулю. «Стресс — это аромат и вкус жизни, — писал он. — Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает». «Полная свобода от стресса означает смерть». Стресс бывает и в благоприятных и неблагоприятных условиях, при радости и горе. Приятное и неприятное для человека сопровождается стрессом, он — одно из необходимых и обязательных условий успеха в любой жизненной ситуации. Стресс, сказывающийся положительно на активности организма, назван Г. Селье эустрессом (рис. 3.1).

Избыточно сильные воздействия и требования ситуации сопровождаются нарастанием интенсивности, порою до степени «вредоносного и неприятного» — дистресса, ухудшающего состояние и поведение человека. Г. Селье прибегал к такому пояснению: «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно

имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому как выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура», т.е. жар. Обычная же теплопродукция — неотъемлемое свойство жизни». Очевидно, что и психологический стресс недопустимо ассоциировать с дистрессом и видеть в нем только «врага» человека. Стресс образно называют «солью жизни»: хорош, но в меру.

В-четвертых, —с самого начала и по сей день биологический стресс рассматривался и рассматривается как целостная, системная неспецифическая реакция организма, отличающаяся адаптационным синдромом — комплексом признаков. Возникает вопрос: почему психологический стресс зачастую сводится только к эмоциональной реакции? Кстати, Р. Лазарус, которому историки науки отдают приоритет в обозначении психологической стрессовой реакции понятием «психологический стресс», связывал его с активизацией познавательной деятельности, посредством которой человек определяет для себя степень угрозы и сопоставляет возникающие трудности с собственными возможностями их преодоления. Эмоция — лишь одна из характеристик психической деятельности, носящей всегда целостный характер и включающей мотива-ционные, познавательные, волевые и психомоторные компоненты. Психологический стресс принадлежит к тем психологическим явлениям, которые называют психическими состояниями и под которыми понимают целостное своеобразие всех процессов, происходящих в психике человека в данный момент или за определенный отрезок времени, поэтому он не может не быть системной психологической реакцией на ситуацию.

Таким образом, психологический стрессособое психическое состояние, характерное неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и мобилизацию в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации. Его отличает неспецифический (общий) психологический адаптационный синдром, т.е. совокупность системно организованных признаков неспецифической активности психики, обнаруживающихся при любых новых требованиях в новой ситуации. К ним относятся:

• общее повышение тонуса и активности психической деятельности;

• повышение чувствительности слуха, зрения, обоняния и др. органов чувств (понижение порогов ощущений, т.е. уменьшение силы слабых воздействий на органы чувств, которые начинают ощущаться);

• активизация ориентировочной деятельности (восприятия окружающего, происходящего);

• повышение мобилизованности, начало организации психической деятельности и ее сосредоточения, направляемые вниманием к возникшим требованиям новой ситуации;

• первичная общая познавательно-эмоциональная оценка возникшего нового требования и эмоциональное возбуждение;

• изменение самочувствия, вызванного явлениями, сопровождающими возникновение и развитие биологического стресса в организме;

• ощущение повысившегося напряжения;

• зарождение установки на более внимательное изучение ситуации и специфическое реагирование на ее особенности.

Появление и характеристики психологического стресса часто инициируются взаимодействием двух потоков влияний: от возникающего биологического стресса и психической деятельности человека, отражающей возникновение новой ситуации и ее требования. Поэтому психологический стресс — всегда сплав, продукт этих двух влияний.

Психологический стресс может возникать и самостоятельно, инициировать и изменять биологический. Ведь его детерминанты в большей степени лежат в сфере психологии человека — нечто увиденное, мысль о чем-то, чего нет в непосредственном окружении, мечта (например, об ожидаемой важной встрече), представление о предстоящем событии, борьба мотивов, нерешительность и др. Зарождение и развитие психологического стресса зачастую опережает и инициирует биологический (мысль о предстоящем волнующем событии заставляет учащенно биться сердце, глубже дышать, может вызвать выделение пота на лбу, дрожь и др.). Психологический стресс способен менять и интенсивность биологического стресса. Это согласуется с мыслью великого физиолога И.П. Павлова (1849—1936 гг.) о том,

что вторая сигнальная система высшей нервной деятельности (основа человеческого мышления и сознания) держит первую сигнальную систему (систему реакций на непосредственные воздействия на организм) «под сурдинкой», т.е. под контролем и регуляцией. В этом русле находится и мысль Г. Селье: «Мы часто можем улучшить природу, подавив реакции, которые были выработаны для защиты, но не обязательно полезны при всех обстоятельствах». В специальных исследованиях доказано, что психосоциальные реакции вызывают биохимические сдвиги в организме, свойственные биологическому стрессу, и поэтому могут быть причиной соматических нарушений и болезней организма.

Психологический стресс значительно больше чем биологический зависит от индивидуальных психологических особенностей человека, а его характеристики менее жестко и однозначно навязываются спецификой внешних воздействий. Не случайно швейцарский психолог П. Фресс писал о психологическом стрессе не как об одностороннем проявлении в психологии человека возникшего в его организме биологического стресса. То, что внезапная вспышка гнева и переживание чувства любви к Родине имеют совершенно разную природу подчеркивал и выдающийся отечественный психолог АН Леонтьев.

Интенсивность психологического стресса бывает различна, как и его влияние на всю психическую деятельность и поведение человека. Так, чрезмерная активность и мобилизованность могут вызывать ошибки и дезорганизовывать деятельность. Можно назвать четыре вида психологического стресса, отличающихся по интенсивности и влиянию на деятельность человека:

• оптимальная, безусловно благоприятная для человека и его жизнедеятельности неспецифическая активность психики — психологический эустресс;

интенсивная, напряженная, часто возникающая в экстремальных ситуациях значительной сложности неспецифическая активность психики, неоднозначно сказывающаяся на людях — психологический экстресс;

• предельно интенсивная (для данной личности) психологическая активность, использующая недостаточно эффективно резервы психики и неблагоприятно сказывающаяся на поведении людей, — психологический дистресс;

• сверхинтенсивная неспецифическая активность психики, непереносимая значительным числом людей, разрушающая их нормальную психическую деятельность иповедение — психологический гиперстресс.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.