Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка физического развития детей и подростков.




В помощь студенту!

Физическое развитие является одним из основных показателей здоровья населения. Тесно связанное с показателями функциональ­ных возможностей организма физическое развитие играет важную роль при характеристике состояния здоровья детей и подростков, организм которых находится в стадии формирования и в силу своей пластичности чрезвычайно подвержен как положительным, так и от­рицательным влияниям факторов внешней среды. Показатели физи­ческого развития отражают не только состояние здоровья детей и под­ростков, но и социально-экономические, социально-гигиенические условия жизни населения, уровень и качество медицинской помощи.

Под физическим развитием понимается, главным образом, дос­тигнутая им в процессе онтогенеза степень развития комплекса морфофункциональных сдвигов относительно среднего для данного хро­нологического возраста уровня выраженности этих признаков. Физи­ческое развитие представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внеш­не оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем. Методы, применяемые для оценки физического развития, можно разделить на три группы: соматоскопические, соматометрические и физиометрические.

Соматоскопия (наружный осмотр) позволяет на основании ос­мотра судить о состоянии наружного покрова (кожи, слизистых обо­лочек), развитии мускулатуры (слабое, среднее, хорошее), формы грудной клетки (коническая, цилиндрическая, плоская), формы по­звоночника, осанки и т.д.

Соматометрия оценивает физическое развитие детей посред­ством измерения длины тела (роста), массы тела (веса), окружности грудной клетки и различных параметров тела.

Физиометрические методы позволяют оценить уровень функци­онального состояния различных систем (динамометрия, электрокар­диография, спирометрия и др.).

Исходными данными при изучении физического развития школь­ников являются результаты антропометрических измерений, произ­водимых при плановых медицинских осмотрах в школах. Программа

антропометрического обследования включает три показателя: длину тела, массу тела и окружность грудной клетки во время паузы.

Все исследования необходимо проводить по унифицированной методике на обнаженных детях в светлом и теплом помещении при естественном освещении в первую половину дня (в конце дня может наблюдаться увеличение массы и уменьшение длины тела на 1-1,5 см).

ЗАДАЧИ:

1) освоить методики проведения антропометрических измерений, уровня физического развития и гармоничности детей и подростков;

2) дать оценку физического развития учащихся обследуемого класса.

ОСНАЩЕНИЕ: ростомер, сантиметровая лента, весы, стандарты физического развития (прил.1).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Измерить длину тела (см). Длину тела измеряют ростомером с точностью до 0,5 см, в положении стоя и сидя. При измерении стоя необходимо следить, чтобы испытуемый стоял выпрямившись, подобрав живот, расправив плечи, опустив руки вдоль тела, поставив пятки вместе, а носки врозь. При этом он должен касаться стойки тремя точками: лопатками, ягодицами и пятками. Голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая нижний край глазницы и козелок уха, была параллельна полу. Планшетка ростомера должна касаться головы. Рост стоя определяют по первой (левой) шкале ростомера. При измерении роста сидя обследуемый садится на скамейку ростомера так, чтобы касаться стойки лопатками и ягодицами. Положение головы и планшетки такие же, как при измерении роста стоя. Длину тела сидя определяют по второй (правой) шкале ростомера.

2. Определить массу тела (кг). Массу тела измеряют при помощи медицинских весов. Взвешивание производится без одежды и обуви с точностью до 50г.

3. Измерить окружность грудной клетки (см). Длину окружности грудной клетки измеряют в трех ее положениях: при максимальном выдохе, максимальном вдохе и во время паузы.

Обследуемый разводит руки в стороны, а когда сантиметровая лента наложена на грудную клетку, опускает их вниз. Ленту накладывают сзади под нижними краями лопаток: спереди у мужчин - по нижнему краю околососковых кружков, а у женщин - на уровне при-крепления четвертых ребер к грудине над молочными железами. Измеряющий удерживает оба конца ленты тремя пальцами левой руки, а правой рукой натягивает ленту, чтобы она плотно прилегала к груд­ной клетке. Обследуемого просят сделать глубокий выдох, натягива­ют ленту и измеряют окружность грудной клетки при максимальном выдохе. Затем обследуемый делает глубокий вдох. Сантиметровая лен­та при этом должна свободно скользить в пальцах измеряющего. В конце вдоха измеряют окружность грудной клетки при максималь­ном вдохе. Во время паузы грудную клетку лучше всего измерять при разговоре с обследуемым.

4. Результаты обследования занести в табл.1.

Таблица 1.

Показатели физического развития школьников

Ф.И.О. Пол Длина тела, см Масса тела, кг ОГК, см Уровень развития Степень гармоничности
               
               

Определить уровень физического развития по стандартам.

При оценке уровня физического развития результаты обследова­ния сравнить с нормативами физического развития (прил.1) и резуль­таты исследования занести в табл.2.

Таблица 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...