Оценка физического развития детей и подростков.
В помощь студенту! Физическое развитие является одним из основных показателей здоровья населения. Тесно связанное с показателями функциональных возможностей организма физическое развитие играет важную роль при характеристике состояния здоровья детей и подростков, организм которых находится в стадии формирования и в силу своей пластичности чрезвычайно подвержен как положительным, так и отрицательным влияниям факторов внешней среды. Показатели физического развития отражают не только состояние здоровья детей и подростков, но и социально-экономические, социально-гигиенические условия жизни населения, уровень и качество медицинской помощи. Под физическим развитием понимается, главным образом, достигнутая им в процессе онтогенеза степень развития комплекса морфофункциональных сдвигов относительно среднего для данного хронологического возраста уровня выраженности этих признаков. Физическое развитие представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем. Методы, применяемые для оценки физического развития, можно разделить на три группы: соматоскопические, соматометрические и физиометрические. Соматоскопия (наружный осмотр) позволяет на основании осмотра судить о состоянии наружного покрова (кожи, слизистых оболочек), развитии мускулатуры (слабое, среднее, хорошее), формы грудной клетки (коническая, цилиндрическая, плоская), формы позвоночника, осанки и т.д. Соматометрия оценивает физическое развитие детей посредством измерения длины тела (роста), массы тела (веса), окружности грудной клетки и различных параметров тела.
Физиометрические методы позволяют оценить уровень функционального состояния различных систем (динамометрия, электрокардиография, спирометрия и др.). Исходными данными при изучении физического развития школьников являются результаты антропометрических измерений, производимых при плановых медицинских осмотрах в школах. Программа антропометрического обследования включает три показателя: длину тела, массу тела и окружность грудной клетки во время паузы. Все исследования необходимо проводить по унифицированной методике на обнаженных детях в светлом и теплом помещении при естественном освещении в первую половину дня (в конце дня может наблюдаться увеличение массы и уменьшение длины тела на 1-1,5 см). ЗАДАЧИ: 1) освоить методики проведения антропометрических измерений, уровня физического развития и гармоничности детей и подростков; 2) дать оценку физического развития учащихся обследуемого класса. ОСНАЩЕНИЕ: ростомер, сантиметровая лента, весы, стандарты физического развития (прил.1). ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1. Измерить длину тела (см). Длину тела измеряют ростомером с точностью до 0,5 см, в положении стоя и сидя. При измерении стоя необходимо следить, чтобы испытуемый стоял выпрямившись, подобрав живот, расправив плечи, опустив руки вдоль тела, поставив пятки вместе, а носки врозь. При этом он должен касаться стойки тремя точками: лопатками, ягодицами и пятками. Голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая нижний край глазницы и козелок уха, была параллельна полу. Планшетка ростомера должна касаться головы. Рост стоя определяют по первой (левой) шкале ростомера. При измерении роста сидя обследуемый садится на скамейку ростомера так, чтобы касаться стойки лопатками и ягодицами. Положение головы и планшетки такие же, как при измерении роста стоя. Длину тела сидя определяют по второй (правой) шкале ростомера.
2. Определить массу тела (кг). Массу тела измеряют при помощи медицинских весов. Взвешивание производится без одежды и обуви с точностью до 50г. 3. Измерить окружность грудной клетки (см). Длину окружности грудной клетки измеряют в трех ее положениях: при максимальном выдохе, максимальном вдохе и во время паузы. Обследуемый разводит руки в стороны, а когда сантиметровая лента наложена на грудную клетку, опускает их вниз. Ленту накладывают сзади под нижними краями лопаток: спереди у мужчин - по нижнему краю околососковых кружков, а у женщин - на уровне при-крепления четвертых ребер к грудине над молочными железами. Измеряющий удерживает оба конца ленты тремя пальцами левой руки, а правой рукой натягивает ленту, чтобы она плотно прилегала к грудной клетке. Обследуемого просят сделать глубокий выдох, натягивают ленту и измеряют окружность грудной клетки при максимальном выдохе. Затем обследуемый делает глубокий вдох. Сантиметровая лента при этом должна свободно скользить в пальцах измеряющего. В конце вдоха измеряют окружность грудной клетки при максимальном вдохе. Во время паузы грудную клетку лучше всего измерять при разговоре с обследуемым. 4. Результаты обследования занести в табл.1. Таблица 1. Показатели физического развития школьников
Определить уровень физического развития по стандартам. При оценке уровня физического развития результаты обследования сравнить с нормативами физического развития (прил.1) и результаты исследования занести в табл.2. Таблица 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|