Показатели уровня физического развития
Уровень физического развития
| Мальчики
| Девочки
|
абсолют.
| %
| абсолют.
| %
|
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
|
|
|
|
|
6. Определить степень гармонического развития по таблицам 4-12.
В настоящее время общепринятой методикой оценки гармонического развития школьников является оценка по шкалам регрессии, которая дает возможность оценивать показатели массы тела и окружности грудной клетки в зависимости от длины тела (роста), т.е. по совокупности основных антропометрических показателей в их взаимосвязи.
За основу физического развития по шкалам регрессии принимается рост, как показатель, наиболее тесно связанный с уровнем биологической зрелости организма. Границы классов роста: низкий (1), ниже среднего (2), средний (3), выше среднего (4) и высокий (5) устанавливаются по среднему квадратическому отклонению (σ) данного признака, которое показывает, на сколько отличаются показатели роста обследованных детей от средней величины признака, установленной для них в результате статистической обработки материала.
Значения каждого класса в шкале регрессии отличаются на ±1σ. Каждому значению роста вычислены пределы оптимальных отклонений массы тела и окружности грудной клетки (таблицы 4-12).
Установление класса роста и соответствие ему массы тела и окружности грудной клетки по шкалам регрессии позволяют дать количественную оценку степени выраженности показателей физического развития в их взаимосвязи, т.е. оценку гармонического развития детей и подростков. С этой целью выделяются следующие степени оценки:
1-ая степень - хорошее (нормальное) гармоничное развитие. Сюда относятся лица со значениями массы тела и окружности грудной клетки в пределах ±1σ.
2-ая степень - ухудшенное, дисгармоничное развитие. Сюда относятся лица со значениями массы тела и окружности грудной клетки в пределах от - 1σ до - 2σ и от +1σ до +2σ.
3-я степень - плохое, дисгармоничное развитие. Сюда относятся лица со значениями массы тела и окружности грудной клетки в пределах от -2σ и ниже и от +2σ и выше.
Оценка степени гармоничности физического развития:
- гармоничным считается развитие, при котором масса тела и длина окружности грудной клетки соответствуют длине тела;
- при ухудшенном дисгармоничном развитии один из показателей (масса тела или ОГК) не соответствуют ростовым значениям или оба показателя изменяются в одном направлении в пределах М ± 2σ;
- при плохом дисгармоничном развитии показатели массы тела и ОГК выходят за пределы ±2σ или обладают разнонаправленностью в пределах ±2σ.
В тех сочетаниях, когда показатели массы тела и окружности грудной клетки находятся в противоположных группах, физическое развитие характеризуется как атипическое (резко дисгармоничное). Некоторые специалисты считают, что при подобном сочетании признаков общая оценка физического развития должна проводиться по наихудшему оценочному показателю признака.
Результаты оценки занести в табл.3.
Пример: Васильева Света, 12 лет, рост - 154 см, масса тела - 60 кг, ОГК - 72 см.
Согласно оценочным таблицам 4-12, у девочки средний уровень роста, показатели ОГК соответствуют классу роста, а масса тела превышает допустимые границы (+25). Итоговая оценка: ухудшенное, дисгармоничное физическое развитие с превышением массы тела.
Таблица 3.
Показатели гармоничности развития
Показатели гармоничности
| Мальчики
| Девочки
|
абсолют.
| %
| абсолют.
| %
|
Гармоничное Ухудшенное, дисгармоничное Плохое, дисгармоничное
|
|
|
|
|
При оценке гармоничности телосложения можно воспользоваться следующей формулой:
При нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50%, телосложение называют слабым, а если более 55% - нормальным.
Оформление результатов:
1.Вычислить % лиц с различным уровнем физического развития по показателям роста и сделать выводы.
2.Вычислить в % степень гармонического развития учащихся и сделать выводы.
3.Обосновать рекомендации по нормализации физического развития в случаях дисгармонического развития.
Таблица 4.
Оценочная таблица физического развития школьников 7 лет
Границы сигмальных отклонений
| Длина тела, см
| Масса тела, кг
| ОГК, см
|
Мальчики
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| 117 и ниже
| 19 и ниже
| 53 и ниже
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 117 -122
| 19-22
| 53-57
|
Средние (М + 1 σ)
| 122-132
| 22-28
| 57-65
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 132-137
| 28-31
| 65-69
|
Высокие (+2 σ и выше)
| 137 и выше
| 31 и выше
| 69 и выше
|
Девочки
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| 116 и выше
| менее 17
| менее 52
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 121 -116
| 17-20
| 52-56
|
Средние (М + 1 σ)
| 121 -131
| 20-26
| 56-64
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 131 -136
| 26-29
| 6Ф68
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 131
| более 29
| более 68
|
Таблица 5.
Оценочная таблица физического развития школьников 8 лет
Границы сигмальных отклонений
| Длина тела, см
| Масса тела, кг
| ОГК, см
|
Мальчики
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| меньше 121
| меньше 18
| меньше 59
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 121 -126
| 22-18
| 59-63
|
Средние (М + 1 σ)
| 126-136
| 22-30
| 63-67
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 136-141
| 30-34
| 67-61
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 141
| более 34
| более 61
|
Девочки
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 121
| менее 18
| менее 57
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 121 -126
| 22-18
| 60-57
|
Средние (М + 1 σ)
| 126-136
| 22-30
| 60-66
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 136-141
| 30-34
| 66-69
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 141
| более 34
| более 69
|
Таблица 6.
Оценочная таблица физического развития школьников 9 лет
Мальчики
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 128
| менее 22
| менее 58
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 133-128
| 27-22
| 62-58
|
Средние (М + 1 σ)
| 133-143
| 27-37
| 62-70
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 144-149
| 28-32
| 68-76
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 149
| более 32
| более 76
|
Девочки
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 128
| менее 22
| менее 58
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 128-133
| 27-22
| 62-58
|
Средние (М + 1 σ)
| 133-143
| 27-37
| 62-70
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 143-148
| 35-40
| 70-64
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 148
| более 40
| более 74
|
Таблица 7.
Оценочная таблица физического развития школьников 10 лет
Мальчики
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 119
| менее 20
| менее 62
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 128-119
| 25-30
| 67-62
|
Средние (М + 1 σ)
| 128-146
| 25-35
| 67-77
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 146-155
| 35-40
| 77-82
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 155
| более 40
| более 82
|
Девочки
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 115
| менее 17
| менее 56
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 124-115
| 22-17
| 63-56
|
Средние (М + 1 σ)
| 124-142
| 22-32
| 63-77
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 142-151
| 32-37
| 77-84
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 151
| более 37
| более 84
|
Таблица 8.
Оценочная таблица физического развития школьников 11 лет
Границы сигмальных отклонений
| Длина тела, см
| Масса тела, кг
| ОГК, см
|
Мальчики
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 129
| менее 24
| менее 62
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 137-129
| 30-24
| 67-62
|
Средние (М + 1 σ)
| 137-153
| 30-42
| 67-77
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 153-161
| 42-48
| 77-82
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 161
| более 48
| более 82
|
Девочки
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 124
| менее 17
| менее 58
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 134-124
| 26-17
| 65-58
|
Средние (М + 1 σ)
| 134-154
| 26-44
| 65-79
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 154-164
| 44-53
| 79-86
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 164
| более 53
| более 86
|
Таблица 9.
Оценочная таблица физического развития школьников 12 лет
Границы сигмальных отклонений
| Длина тела, см
| Масса тела, кг
| ОГК, см
|
Мальчики
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 137
| менее 27
| менее 57
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 144-137
| 34-27
| 64-57
|
Средние (М + 1 σ)
| 144-158
| 34-48
| 64-78
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 158-165
| 48-55
| 78-85
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 165
| более 55
| более 85
|
Девочки
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 139
| менее 29
| менее 60
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 146-139
| 35-29
| 66-60
|
Средние (М + 1 σ)
| 146-160
| 35-47
| 66-78
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 160-167
| 47-53
| 78-84
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 167
| более 53
| более 84
|
Таблица 10.
Оценочная таблица физического развития школьников 13 лет
Мальчики
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 142
| менее 30
| менее 55
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 149-142
| 36-30
| 61-55
|
Средние (М + 1 σ)
| 149-163
| 36-48
| 61-73
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 163-170
| 48-54
| 73-79
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 170
| более 54
| более 79
|
Девочки
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 145
| менее 31
| менее 58
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 151 -145
| 38-31
| 63-58
|
Средние (М + 1 σ)
| 151 -163
| 38-52
| 63-73
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 163-169
| 52-59
| 73-78
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 169
| более 59
| более 78
|
Таблица 11.
Оценочная таблица физического развития школьников 14 лет
Мальчики
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 154
| менее 43
| менее 72
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 161 -154
| 49-43
| 77-72
|
Средние (М + 1 σ)
| 161 -175
| 49-61
| 77-87
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 175 -182
| 61-67
| 67-92
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 182
| более 67
| более 92
|
Девочки
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 149
| менее 34
| менее 69
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 155-149
| 42-34
| 75-69
|
Средние (М + 1 σ)
| 155-167
| 42-58
| 75-87
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 167-173
| 58-66
| 87-93
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 173
| более 66
| более 93
|
Таблица 12.
Оценочная таблица физического развития школьников 15 лет
Границы сигмальных отклонений
| Длина тела, см
| Масса тела, кг
| ОГК. см
|
Мальчики
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 173
| менее 43
| менее 73
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 179-173
| 49-43
| 79-73
|
Средние (М + 1 σ)
| 179-191
| 49-61
| 79-91
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 191 -197
| 61-67
| 91-97
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 197
| более 67
| более 97
|
Девочки
|
Низкие (-2 σ и ниже)
| менее 160
| менее 43
| менее 82
|
Ниже средних (от -1 σ до -2 σ)
| 166-160
| 48-43
| 74-82
|
Средние (М + 1 σ)
| 166-178
| 48-58
| 74-90
|
Выше средних (от+1 σ до +2 σ)
| 178-184
| 58-63
| 90-98
|
Высокие (+2 σ и выше)
| более 184
| более 63
| более 98
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: