Категории педагогики и социальной педагогики
(М.А. Галагузова)
Задание третье Проанализируйте функции социальной педагогики: теоретико-познавательную, прикладную, гуманистическую и др. (см. материалы к теме). Задание четвертое Раскройте взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы. Задание пятое Подготовьте сообщение (реферат) по теме «История развития социальной педагогики» (аспект на выбор). Задание шестое Подготовьте по микрогруппам проекты по проблемным вопросам социальной педагогики и проведите их творческую защиту.
Материалы к теме Объект и предмет социальной педагогики
Социальная педагогика, как и любая наука, имеет свой объект и предмет изучения. На первый взгляд определить эти категории не так сложно. Объектом, т.е. той областью действительности, которую изучает данная наука, является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий. Этот процесс включает социальное становление, социализацию, т. е. усвоение отдельным индивидом социальных норм и требований, развитие на этой основе таких личностных качеств, как гражданственность, социальная ответственность, социальная устойчивость и мобильность, коммуникативность и др. Естественно, что с иных позиций эти процессы изучают и другие науки: философия, педагогическая антропология, теория социальной работы, социология образования и воспитания, этнография, этнопсихология, этнопедагогика. Но только социальная педагогика рассматривает процесс формирования личности в широком социальном аспекте, под влиянием всей совокупности социальных факторов.
Предмет науки выражает те сущностные специфические связи, стороны, отношения реальной действительности, которые изучаются данной наукой и помогают объяснять, предвидеть и изменять их в той или иной мере (или, по крайней мере, оказывать влияние на изучаемые объекты). С этих позиций предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления. Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий. Таким образом, объектом социальной педагогики выступает «целостная система социальных взаимодействий человека», а предметом – процесс личностно-средового взаимодействия в течение всех возрастных периодов бытия личности в различных сферах микросреды. Социальная педагогика – наука комплексная, интегративная, имеющая выходы в практику на разных уровнях и в разных сферах. Можно указать на важнейшие из них. В политическом плане – это борьба за прекращение «виктимогенной», порождающей социальную уязвимость политики, за развертывание и поддержку учреждений комплексной социальной реабилитации и социальной защиты.
В методологическом плане – определение сущности и функций открытых социально-педагогических систем, условий и принципов гармонизации отношений человека и общества. В социально-педагогическом плане – утверждение приоритета воспитательных (а не чисто дидактических или методологических) ценностей, разработка технологий социально-педагогического прогнозирования, проектирования, программирования, научно-методическое сопровождение разработанных программ и проектов. В прикладном плане – разработка программ развития социальной сферы, комплексной социальной инфраструктуры, проектов социально-педагогических учреждений, методик исследования и многое другое. В личностном плане – методики индивидуальной диагностики, коррекционной работы, фасилитации, профилактической работы с различными категориями людей, нуждающимися в социальной поддержке и помощи. Функции социальной педагогики
Прежде чем приступить к рассмотрению конкретных функций социальной педагогики, необходимо обратиться к некоторым понятиям, и прежде всего к понятию «функция». В социальном плане «функция» (лат. functio – исполнение) предполагает обязанность, круг деятельности, назначение, роль (Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1997). Применительно к социальной педагогике, очевидно, следует исходить из такого ее толкования. Представляется необходимым обратить внимание на различие понятий «функции социальной педагогики» и «функциональные обязанности социального педагога, работника», ибо иногда наблюдается смешение, отождествление и подмена этих понятий. Исходным в определении функций, как правило, являются цели и задачи, которые стоят перед конкретной наукой и направлены на определенные объекты и предметы исследования. Примем за основу деление на теоретико-познавательные и прикладные функции и уже внутри них, в их составе попытаемся выделить и кратко охарактеризовать их составляющие. Теоретико-познавательные функции предусматривают: определение задач, структуры, принципов построения социально-педагогического знания; интеграцию достижений различных наук, что способствует извлечению, структуризации и развитию социально-педагогического знания;
объяснение источников возникновения и генезиса научных знаний о социально-педагогической сфере; установление социально-педагогических факторов, их обобщение, объяснение, истолкование; определение принципов и способов социально-педагогического прогнозирования, проектирования и преобразования; определение принципов и способов выявления педагогического потенциала социума и условий его эффективного использования; разработку методологии и методов социально-педагогического исследования, способов верификации научных гипотез, принципов, позволяющих добиваться тесной связи и единства социальной практики и социально-педагогической теории; разработку способов использования научных подходов для повышения эффективности социального воспитания; выявление, анализ, обобщение передового опыта социального воспитания и социально-педагогической помощи. Прикладные функции науки находят выражение в следующих направлениях деятельности: рекомендации о содержании и способах социально-педагогической и психологической поддержки социально уязвимых групп населения и отдельных нуждающихся в такой поддержке людей; разработка способов преодоления отчуждения школы от судеб детей, детей от семьи и школы, семьи от воспитания и заботы о детях; разработка способов социальной профилактики и реабилитации лиц с отклоняющимся от норм поведением; разработка способов выявления и активизации педагогического потенциала социума; рекомендации по работе детских и подростковых клубов и объединений. Среди прикладных функций особую роль играют те, которые связаны с выходом на законодательные и распорядительные органы разного уровня: влияние на определение приоритетов социальной политики страны и региона; содействие гармонизации и стабилизации социального развития (социально-образующая и социально-преобразующая функции); функция консервации и воспроизведения полезных социальных стандартов, норм, традиций, трансляции гуманистической социальной культуры;
работа по консолидации воспитательных сил общества, преодолению, в частности, ведомственной разобщенности социальных институтов. Следует иметь в виду, что если название (формулировка) той или иной функции, классификация функций являются результатом творческой деятельности конкретной личности и в значительной степени зависят от позиции ученого, его видения проблемы, способов структурирования и исследования, или, иначе сказать, – от субъективного фактора, то исходным в определении сущности функций, в конечном итоге, являются практика, общественные запросы, реалии социально-педагогической ситуации – объективные факторы. В современных условиях особую роль играют функции социальной педагогики, связанные с регулированием средствами воспитания социальных отношений и социальной политики, а также с проблемами социальной профилактики и реабилитации как отдельного человека, так и значительных групп (общностей) и ролью в этих процессах образования.
По кн.: Предмет и функции социальной педагогики. – Тюмень, 1998. – С. 9-17.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|