Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категории педагогики и социальной педагогики




(М.А. Галагузова)

 

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Заимствованные Собственные 3аимствованные Собственные
  Образование Образование  
  Обучение Обучение Социальное обучение
  Воспитание Воспитание Социальное воспитание
Дети (ребенок)   Дети (ребенок)  
Личность   Личность  
Развитие   Развитие  
Деятельность Педагогическая деятельность Деятельность Социально-педагогическая деятельность
Общество   Общество  
    Социум  
    Социальный институт  
Социализация   Социализация  
    Социальная адаптация  
    Социальная реабилитация  

Задание третье

Проанализируйте функции социальной педагогики: теоретико-познавательную, прикладную, гуманистическую и др. (см. материалы к теме).

Задание четвертое

Раскройте взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.

Задание пятое

Подготовьте сообщение (реферат) по теме «История развития социальной педагогики» (аспект на выбор).

Задание шестое

Подготовьте по микрогруппам проекты по проблемным вопросам социальной педагогики и проведите их творческую защиту.

 

Материалы к теме

Объект и предмет социальной педагогики

 

Социальная педагогика, как и любая наука, имеет свой объект и предмет изучения. На первый взгляд определить эти категории не так сложно. Объектом, т.е. той областью действительности, которую изучает данная наука, является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий. Этот процесс включает социальное становление, социализацию, т. е. усвоение отдельным индивидом социальных норм и требований, развитие на этой основе таких личностных качеств, как гражданственность, социальная ответственность, социальная устойчивость и мобильность, коммуникативность и др. Естественно, что с иных позиций эти процессы изучают и другие науки: философия, педагогическая антропология, теория социальной работы, социология образования и воспитания, этнография, этнопсихология, этнопедагогика. Но только социальная педагогика рассматривает процесс формирования личности в широком социальном аспекте, под влиянием всей совокупности социальных факторов.

Предмет науки выражает те сущностные специфические связи, стороны, отношения реальной действительности, которые изучаются данной наукой и помогают объяснять, предвидеть и изменять их в той или иной мере (или, по крайней мере, оказывать влияние на изучаемые объекты). С этих позиций предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления. Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.

Таким образом, объектом социальной педагогики выступает «целостная система социальных взаимодействий человека», а предметом – процесс личностно-средового взаимодействия в течение всех возрастных периодов бытия личности в различных сферах микросреды.

Социальная педагогика – наука комплексная, интегративная, имеющая выходы в практику на разных уровнях и в разных сферах. Можно указать на важнейшие из них.

В политическом плане – это борьба за прекращение «виктимогенной», порождающей социальную уязвимость политики, за развертывание и поддержку учреждений комплексной социальной реабилитации и социальной защиты.

В методологическом плане – определение сущности и функций открытых социально-педагогических систем, условий и принципов гармонизации отношений человека и общества.

В социально-педагогическом плане – утверждение приоритета воспитательных (а не чисто дидактических или методологических) ценностей, разработка технологий социально-педагогического прогнозирования, проектирования, программирования, научно-методическое сопровождение разработанных программ и проектов.

В прикладном плане – разработка программ развития социальной сферы, комплексной социальной инфраструктуры, проектов социально-педагогических учреждений, методик исследования и многое другое.

В личностном плане – методики индивидуальной диагностики, коррекционной работы, фасилитации, профилактической работы с различными категориями людей, нуждающимися в социальной поддержке и помощи.

Функции социальной педагогики

 

Прежде чем приступить к рассмотрению конкретных функций социальной педагогики, необходимо обратиться к некоторым понятиям, и прежде всего к понятию «функция». В социальном плане «функция» (лат. functio – исполнение) предполагает обязанность, круг деятельности, назначение, роль (Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1997). Применительно к социальной педагогике, очевидно, следует исходить из такого ее толкования.

Представляется необходимым обратить внимание на различие понятий «функции социальной педагогики» и «функциональные обязанности социального педагога, работника», ибо иногда наблюдается смешение, отождествление и подмена этих понятий.

Исходным в определении функций, как правило, являются цели и задачи, которые стоят перед конкретной наукой и направлены на определенные объекты и предметы исследования.

Примем за основу деление на теоретико-познавательные и прикладные функции и уже внутри них, в их составе попытаемся выделить и кратко охарактеризовать их составляющие.

Теоретико-познавательные функции предусматривают:

определение задач, структуры, принципов построения социально-педагогического знания;

интеграцию достижений различных наук, что способствует извлечению, структуризации и развитию социально-педагогического знания;

объяснение источников возникновения и генезиса научных знаний о социально-педагогической сфере;

установление социально-педагогических факторов, их обобщение, объяснение, истолкование;

определение принципов и способов социально-педагогического прогнозирования, проектирования и преобразования;

определение принципов и способов выявления педагогического потенциала социума и условий его эффективного использования;

разработку методологии и методов социально-педагогического исследования, способов верификации научных гипотез, принципов, позволяющих добиваться тесной связи и единства социальной практики и социально-педагогической теории;

разработку способов использования научных подходов для повышения эффективности социального воспитания;

выявление, анализ, обобщение передового опыта социального воспитания и социально-педагогической помощи.

Прикладные функции науки находят выражение в следующих направлениях деятельности:

рекомендации о содержании и способах социально-педагогической и психологической поддержки социально уязвимых групп населения и отдельных нуждающихся в такой поддержке людей;

разработка способов преодоления отчуждения школы от судеб детей, детей от семьи и школы, семьи от воспитания и заботы о детях;

разработка способов социальной профилактики и реабилитации лиц с отклоняющимся от норм поведением;

разработка способов выявления и активизации педагогического потенциала социума;

рекомендации по работе детских и подростковых клубов и объединений.

Среди прикладных функций особую роль играют те, которые связаны с выходом на законодательные и распорядительные органы разного уровня:

влияние на определение приоритетов социальной политики страны и региона;

содействие гармонизации и стабилизации социального развития (социально-образующая и социально-преобразующая функции);

функция консервации и воспроизведения полезных социальных стандартов, норм, традиций, трансляции гуманистической социальной культуры;

работа по консолидации воспитательных сил общества, преодолению, в частности, ведомственной разобщенности социальных институтов.

Следует иметь в виду, что если название (формулировка) той или иной функции, классификация функций являются результатом творческой деятельности конкретной личности и в значительной степени зависят от позиции ученого, его видения проблемы, способов структурирования и исследования, или, иначе сказать, – от субъективного фактора, то исходным в определении сущности функций, в конечном итоге, являются практика, общественные запросы, реалии социально-педагогической ситуации – объективные факторы.

В современных условиях особую роль играют функции социальной педагогики, связанные с регулированием средствами воспитания социальных отношений и социальной политики, а также с проблемами социальной профилактики и реабилитации как отдельного человека, так и значительных групп (общностей) и ролью в этих процессах образования.

 

По кн.: Предмет и функции социальной педагогики. – Тюмень, 1998. – С. 9-17.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...