Авторские модели психологической службы, или как обрести свое лицо
Ко времени второго издания этой книги разработана законодательная основа школьной психологической службы (с 1988 г. издано более 40 нормативных документов, касающихся деятельности практических психологов системы образования). В учреждениях образования работают 3—4 тысячи психологов, сформирована система подготовки и переподготовки этой важной категории специалистов. Однако по-прежнему нет ясности и четкости в определении функций школьного психолога и круга решаемых им задач, сложно выделяются собственно психологические вопросы в море школьных проблем. В числе общих трудностей практических психологов фигурирует проблема профессионального самоопределения при недостаточно качественной профессиональной информации, проблема обретения своего лица и создания адекватной конкретным условиям ав-
Крайности Ограниченная узкая специализация
Морализаторство Застой, идеализация прошлого Внутренняя пассивность, самоизоляция Ригидность, психологическое самодурство Трудность эмоционального характера Пессимизм, отчаяние Акцентирование на единичных принципах Золотая середина Многообразие форм и методов работы психолога Нравственность, эколо-гичность Преемственность в работе Самоактивизация творческого начала Профессионатьное содружество, гибкость, готовность к компромиссу Выделение приоритетов в работе Действенный оптимизм, разумная самоирония Системность в работе, основанная на взаимосвязи принципов Крайности Хаос, бессистемность, поверхностность Безнравственность Разрушение, отрицание старого опыта Самосгорание на работе, потеря профессионального самоощущения Приспособленчество, угодничество, предательство Трудности логического характера, непоследовательность. Эйфория, излишняя самоуверенность Перемешивание принципов, утрата специфики службы ство психологов. Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами: 1. Значимостью психолого-педагогического изучения школь 2. Важностью полноценного личностного развития учащих 3. Необходимостью ранней профилактики и коррекции от Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер. Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и пси-хокоррекционная, консультативная работа. Как правило, начинающие специалисты злоупотребляют первым направлением работы в ущерб остальным, что не может не отразиться на практических результатах. В результате постепенно снижается кривая их популярности. Поэтому большее значение имеет не размах деятельности, а ее глубина. Психолог может обследовать большое число детей и сообщить об итогах своих наблюдений. Но он может изучить одного ребенка и помочь ему справиться с единственной проблемой. Здесь важен практический результат: и для того, с кем работает психолог, и для окружающих. Для практического психолога очень важно не остаться только диагностом, а постепенно овладевать опытом консультанта, лектора, пропагандиста психологических знаний, арбитра, психотерапевта, навыками психокоррекции.
Положение о школьной психологической службе составляет лишь общий ориентир, но не вносит конкретности в работу практического психолога. Содержание его деятельности будет оптимальным и результативным, если оно преодолеет безад-ресность и анонимность. На наш взгляд, лучший вариант психологической службы в школе — авторский, адекватно отвечающий потребностям школы. Начинающему психологу необходимо преодолеть путь проб и ошибок в построении содержания своей работы. Наиболее типичны на этом пути следующие ошибки: либо специалист навязывает педколлективу свою программу, свои знания в невостребованном виде (это никому не нуж- но), либо начинает работать по заявкам (всех, кому что-то нужно). И в том и в другом случае задерживается профессиональное самоутверждение психолога, теряется эффективность его работы. Чтобы избежать этих ошибок, имеет смысл в самом начале деятельности получить ответ на вопросы: «Кого что интересует?», «Кто в чем нуждается?» и «Кто какой помощи ждет?» Ответы на эти вопросы можно получить через диагностические анкеты для учащихся, педагогов и родителей. Приводим один из наиболее простых вариантов диагностики потребностей в психологической службе: АНКЕТА УЧЕНИКА (родителя)
Фамилия, имя I. Что в твоем характере тебя радует? Подчеркни соответст
A. 1 — хорошие способности к учению 2 — хорошая работоспособность на уроке 3 — хорошая память, внимание Б. 4 — сильная воля, внимание, уверенность в себе 5 — дисциплинированность, вежливость, послушание 6 — умение быть всегда в хорошем настроении 7 — доброта, чуткость, внимательность к людям 8 — умение находить общий язык с учителями, сверстни- ками, родителями 9 — умение вести себя в обществе B. 10 — отсутствие мстительности, злопамятности 12 — скромность II. Что в твоем характере тебя огорчает, приносит много А. 1 — слабые способности к учению 2 — низкая работоспособность на уроке 3 — плохая память, внимание Б. 4 — слабая воля, неуверенность в себе 5 — недисциплинированность, грубость, непослушание 6 — неумение держать хорошее настроение
7 — озлобленность, жестокость, невнимательность к людям 8 — неумение находить общий язык с учителями, сверст- никами, родителями 9 — неумение вести себя в обществе И — неумение трудиться 12 — скромность АНКЕТА УЧИТЕЛЯ I. Что в вашей работе с учащимися, родителями вам удается, A. 1 — развитие умений и навыков учебного труда у учащихся 2 — развитие познавательных способностей учащихся 3 — развитие творческих способностей детей 4 — работа по профилактике педагогической запущенно- сти учащихся, работа со слабоуспевающими 5 — обучение школьников навыкам общения Б. 6 — работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в классе 7 — работа по формированию классного коллектива B. 8 — нравственное воспитание учащихся 9 — воспитание сознательной дисциплины, культуры по- ведения 10 — индивидуальная работа с трудновоспитуемыми 11 — воспитание трудолюбия у детей и подростков
13 — организация педагогических консультаций 14 — вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс 15 — индивидуальная работа с семьей II. Что в вашей работе с учащимися у вас не получается, в А. 1 — развитие умений и навыков учебного труда 2 — развитие познавательных способностей учащихся 3 — развитие творческих способностей учащихся 4 — работа по профилактике педагогической запущенности 6 — обучение школьников навыкам общения 7 — работа по формированию классного коллектива В. 8 — нравственное воспитание учащихся 9 — воспитание сознательной дисциплины и культуры по- ведения учащихся 10 — воспитательная индивидуальная работа с трудными 11 — воспитание трудолюбия у детей и подростков
13 — организация целевых педагогических консультаций 14 — вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс 15 — индивидуальная работа с семьей Данные диагностирования обобщаются психологом в диагностических картах («Учителя», «Учащиеся», «Родители»), которые могут стать основой для составления программы методической работы, психолого-педагогической пропаганды, групповых и индивидуальных консультаций, факультативных курсов для учащихся и т. п. Сложность заключается в том, что, даже сгруппировав выявленные потребности, школьный психолог не в состоянии удовлетворить все заявки. Поэтому необходимо привлекать помощников в лице администрации и опытных педагогов, актива психологической службы. Целесообразно наиболее характерные для школьного коллектива запросы включить в план работы психолога на учебный год.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|