Программа школы для родителей на учебный год
Сентябрь. Современная семья: трудности и надежды. Октябрь. Слагаемые семейного счастья. Ноябрь. Роль семьи в формировании личности. Декабрь. Воспитательный потенциал семьи. Типы нарушений семейного воспитания. Январь. Трудный ребенок в семье и школе. Февраль. Что надо знать о своем ребенке? Март. Как любить ребенка? Апрель. Наше общение в семье. Май. Искусство быть родителем. Июнь. Домашний эксперимент «Какая у нас семья?». ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДКОЛЛЕКТИВА НА УЧЕБНЫЙ ГОД 1. Открытие курсов. Коллективное обсуждение проблемы «Роль школьной психологической службы в деле гуманизации и демократизации школьной жизни в развитии личности». Консультация «Пакет школьных правовых документов». 2. Лекция «Перестройка учебно-воспитательного процесса в Дискуссия «Перестройка и мы» (с видеозаписью хода дискуссии). 3. Лекция «Психологические концепции развития личности». 4. Лекция «Методы изучения личности учащегося и классно 5. Консультация «Итоги диагностирования учащихся группы
6. Лекция «Психология педагогического общения». 7. Консультация «Конфликты в классном коллективе». 8. Практикум «Диагностика школьной зрелости воспитанни 9. Педконсилиум «Взаимодействие детского сада, семьи и 10. Лекция «Комплексная профилактика педагогической за И. Консультация «Проблемная семья. Новые формы работы с родителями».
12. Лекция «Дидактические теории и новые педагогические 13. Дискуссия «От развития личности учителя к развитию 14. Консультация «Активное слушание и его способы». 15. Тренинг общения. 16. «Эвриканский» педсовет «Педагогика сотрудничества и Составляя программу «Учитель», психолог руководствуется положением о том, что психолого-педагогическое знание учителя имеет некоторую особенность. Оно выстроено в логике самих наук, освоенных им в институте. В ряде случаев имеющееся у педагога научное знание не играет роль научного метода в его работе. Мертвое, схоластическое знание оживляется в практической деятельности, если оно востребуется в конкретных педагогических ситуациях и в конечном счете становится методом учителя, его авторской системой педагогических воздействий. Вот почему построенная на диагностической основе система модульной психолого-педагогической подготовки педколлектива является его насущной потребностью. ИЗ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ I. Гуманизация педагогического процесса 1. Новое педагогическое мышление и перестройка психоло 2. Гуманистическая парадигма обучения и воспитания. 3. Проблемы оптимизации учебного процесса в современной школе. 4. Педагогика сотрудничества и развития. 5. Учителя и учащиеся: противостояние или сотрудничество?
1. Психология учителя. 2. Психология общения. Особенности общения в школьном 3. Правила педагогического общения. 4. Детский коллектив и личность школьника: методы изуче 5. Микроклимат коллектива: диагностика и пути управления.
1. Современная молодежь: трудности и надежды. 2. Психология ранней юности: до 16 и старше. 3. Руководство самовоспитанием и самообразованием стар 4. Воспитать личность, сохранить индивидуальность. IV. Профилактика педагогической запущенности и правонарушений учащихся 1. Возрастные и индивидуальные психологические особен 2. Проблема трудного детства как междисциплинарное ис 3. Комплексный подход к содержанию педагогической запу 4. Индивидуальная учебно-воспитательная работа с трудны V. Развитие творческого потенциала и самореализации личности 1. Творчество учителя — залог обновления школы. 2. Развитие интересов, склонностей, творческих способно 3. Общая культура личности как предмет педагогики. Роль 4. Психология развития личности в онтогенезе. VI. Психолого-педагогические основы управления школой 1. Социально-психологический аспект управления деятель 2. Диагностика психологического микроклимата педколлек
3. Психолого-педагогический анализ учебно-воспитательно 4. Психологические факторы аттестации кадров. 5. Психологическая подготовка кадров к нововведениям в 6. Стили управления, формирование навыков ролевого по 7. Совершенствование навыков общения. 8. Методы погашения конфликтов в коллективе. 9. Гармонизация личности учителя в условиях педколлектива. современной науки и практики 1. Теория и практика целостного подхода к педагогическому 2. Актуальные проблемы семейного воспитания, перестрой 3. Роль школьной психолого-педагогической службы в пси 4. Роль школьных советов в педагогизации среды и социали
АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 1 (г.Архангельск)1 Тема исследования: санаторная школа-интернат как психолого-медико-педагогическая система в работе с детьми с заболеванием «сколиоз». Задачи исследования: 1. Анализ психоэмоциональных проблем школьников, обу 2. Изучение психологических особенностей детей с заболе 3. Разработка программ повышения психологической культу Этапы и методы исследования: I этап — диагностический Диагностика школьного коллектива и педагогического процесса в условиях ортопедического режима. 1 Представлен опыт первого в Архангельской области педагога-психолога высшей категории Т.М. Львовой, директор школы — заслуженный учитель школ РФ А.И. Смекалова. Методы: наблюдение, психодиагностика, рисунки и письма детей психологу об интернате. II этап — формирующий Создание авторской модели психологической службы санаторной школы-интерната. Методы: психолого-педагогическая рефлексия, моделирование, психолого-педагогический эксперимент. Основные блоки разрабатываемой модели: Блок I. Психодиагностика школьного коллектива. Блок П. Психологическая культура учителя. Блок III. Психологическая культура родителя. Блок IV. Психологическая культура ученика (младший школьник — подросток — старшеклассник). III этап — апробация результатов Было отмечено, что названные факторы блокируют базовые потребности ребенка: в самореализации, независимости, свободе принятия решений и действий, в непосредственном поведении и общении, в понимании, любви, поддержке, эмоциональном комфорте.
Длительное пребывание в интернате оказывает неблагоприятное воздействие на развитие личности учащегося, осложняет социальную адаптацию, способствует формированию комплекса неполноценности, искаженной Я-концепции, связанной прежде всего с негативным восприятием своего физического Я. Доминирующие эмоциональные состояния детей, связанные с повышенной тревожностью, ранимостью, страхами, подавленностью, усугубляют течение основного и сопутствующих заболеваний, затрудняют учебную деятельность воспитанников интерната. Анализ результатов исследования подтвердил необходимость специфической психологической помощи детям, перестройки системы отношений к ним со стороны родителей, педагогов и медицинского персонала. Блок «Психологическая культура учителя» представлен следующими направлениями работы школьного психолога:
1. Диагностика педагогов (эмоциональное состояние, психо 2. Индивидуальное консультирование по итогам психодиаг
3. Групповые консультации педагогов по психологическим 4. Психологический семинар педагогов.
— Структурный портрет педагогов различного психологиче — Мотивы и результаты деятельности творчески работаю — Психологические особенности учебного процесса в усло — Психологические основы урока. — Психологические особенности детей с заболеванием «ско — Мы и они: специфика взаимоотношений детей и взрос - Основы профессионального контакта (дистанция, пози — Прочищение коммуникаций «учитель — ученик». — Метод «поглаживания» в работе с детьми. Физические, — Культура телесности в практических учреждениях. — Система работы педагога с младшими школьниками по — Поиск форм и методов работы с подростками по сня — Особенности профессиональной ориентации и социаль 5. Работа по формированию психологической культуры ро - Родители глазами детей (по материалам индивидуальной — История ожидания, рождения и развития ребенка (инди
— Расскажите о своем ребенке (через любимую игрушку и
— Что я чувствую в отрыве от своего ребенка (вербализация — Права, привилегии и обязанности ребенка в семье (анке — Как передать ребенку свою любовь (тренинг культуры те — Проблемы межличностных отношений в сфере «родитель — — Основы родительского контакта. — Ребенок с заболеванием «сколиоз» глазами психоневроло — Психосексуальные проблемы воспитанников интерната и — Типы семейного воспитания, их влияние на формирова — Поговорим о любви (семейный праздник в школе). основе возрастно-типологического и индивидуального подхода. Представим программы, предложенные психологом младшим школьникам и старшим подросткам. А. Младшие школьники Урок 1. Как мне живется в интернате? Урок 2. Взрослые в цвете (цветовая диагностика). Урок 3. Какие чувства я знаю (вербализация эмоционального состояния). Урок 4. Психологическая разгрузка «Мое настроение». Урок 5. Отдай свои чувства учителю (психологу). Урок 6. Чего хочет моя душа? Урок 7. Учимся устанавливать контакт (найди друга на необитаемом острове). Урок 8. Учимся отдыхать (музыкотерагшя, психогимнастика). Урок 9. Учимся понимать себя (телесная терапия). Урок 10. Праздник у самовара (чтение писем психологу). Б. Старшие подростки Цикл 1. Я — уникальная и неповторимая личность (бесе- Осознание ды о самоценности человека), себя. Цикл 2. Каким я ощущаю себя в этом взрослом мире? По- Самопони- чему трудно быть подростком? (Воспитание, дис- 1 Цикл 3. Психосиьтез (путешествие по своему телу). Пись- Самоиссле- мо своему телу. Письмо своему Я. (Я думаю, Я глазами ями). Прочищение коммуникаций (говорят лиде- успевающих, неуверенных, влюбленных, битых в Прощение щаю» (письменная и устная аффирмация). Урок и прощание «Клубок» (визуальная и вербальная демонстрация взаимосвязей и взаимозависимостей). Урок «Я и психолоп» (обратная связь). На ряде примеров мы показали систему функционирования школьной психологической службы, алгоритм деятельности школьного психолога, который идет от личности ребенка, педагога, родителя, руководителя школы, их потребностей, запросов и проблем. Каждая категория, с которой приходится работать школьному психологу, имеет свою специфику, является не только объектом психологического воздействия, но и субъектом развития и деятельности. Показав на основе обобщения практического опыта, с чего начинается практическая служба, каковы ее общие задачи и направления, мы подчеркиваем, что в каждой конкретной школе она должна обрести свое лицо. Создание авторских моделей школьной психологической службы — творчество психолога и всего психологического коллектива, которое возможно лишь на основе серьезной опытно-экспериментальной работы, имеющей четкие цели и задачи, перспективную программу и методику их реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|