Государственная экспертиза условий труда (введена Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: Ø качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; Ø правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; Ø соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда; Ø фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Может проводиться на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда: А. Имеют право: Ø в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
Ø запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы; Ø проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Б. Обязаны: Ø составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации; Ø обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; Ø обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений. Служба охраны труда в организации В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля их выполнения у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого меньше 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Структура и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Комитеты (комиссии) по охране труда По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа (профсоюзной организации) создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Осуществляют свою деятельность на основе Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда. Утверждается Типовое положение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели, индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо, обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Виды инструктажа вводный (при поступлении на работу - общие знания по ОТ, основные сведения об организации, правилах поведения на территории и в структурных подразделениях); первичный на рабочем месте (до начала производственной деятельности на рабочем месте непосредственным руководителем работ с практическим показом безопасных методов и приёмов работы. К самостоятельной работе допускаются после стажировки 2-14 смен); повторный (проводится со всеми работниками в зависимости от вида и условий труда 1 раз в квартал или год; внеплановый (при введении новых требований по ОТ, при замене оборудования, изменении технологии, при несчастном случае, при перерывах в работе при повышенной опасности более чем на 30 дней, для остальных работ – 60 дней);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|