История развития институтов гражданского общества на Западе.
Идея гражданского общества возникла в Европе, в античном обществе. Но впоследствии западная цивилизация дала толчок развитию некоторых основ для появления зачатков гражданского общества и в других цивилизациях.
Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах Античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римского частного права). Но это были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ.
В масштабе больших регионов Европы, а затем Америки можно обозначить три этапа развития гражданского общества, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и политическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.
На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени относятся переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики, оформление в теорию естественного права основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и привилегий стояли горожане. От начала революции в Англии (1640 г.), как отмечено, ряд историков ведут отсчет Нового времени.
На втором этапе (примерно конец XVII-конец XIX в.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на всеобщем юридическом равенстве и частном предпринимательстве.
В XX в. началась социализация гражданского общества - третий этап его развития.
Народы и государства Европы прошли исторический путь от античного полиса, через феодализм, к той стадии развития, когда, наконец, стало возможным осмысление самой идеи гражданского общества, появление общества независимых, но способных сплотиться ради достижения своих целей личностей, когда стали возникать необходимые элементы этого общества. В Западной Европе эта новая ситуация привела к созданию новой идеологии - либерализма, в основание которого было положено признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей цивилизованных людей.
Таким образом, импульс античных обществ, воспринятый Западной Европой в эпоху Возрождения, дал основание для уникальных перемен, приведших через буржуазные революции в Новое время к появлению гражданского общества как уже подлинного феномена.
Возникновение гражданского общества в мире связано с появлением капиталистических производственных отношений, разрушивших жесткие рамки сословно-феодального строя и увеличивших значимость отдельного человека в обществе. Замена сословных привилегий всеобщим юридическим равенством определила качественно новое положение личности в обществе. Индивиды, независимо от их социального и имущественного положения, были признаны полноправными участниками общественной жизни и превратились из подданных государства в граждан.
Начало этому процессу положило формирование представительного государства, которое стало выступать от имени всего населения. Для этого было законодательно признано юридическое равенство людей на основе наделения их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определила качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды, независимо от их социального происхождения и имущественного положения, были признаны свободными и полноправными участниками общественной жизни. Наиболее существенной экономической предпосылкой свободы индивида явился институт частной собственности, который способствовал формированию развитого гражданского самосознания. Конечно, юридическое равенство не предполагает фактического равенства, а означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создавало определенные условия для проявления талантов и способностей личности. Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии, США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.
До появления гражданского общества в подавляющем большинстве стран существовали абсолютистско-монархические режимы. Государство средствами прямого принуждения или с помощью правил сословной системы жестко регламентировало жизнь индивидов. Государство в лице монарха одним сословиям даровало некоторые права и привилегии, а других лишало всего. Переход от традиционного, феодального общества к гражданскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, образовывавшихся автономными ассоциациями граждан, наталкивалось на противодействие централизованного государства. Однако государство вынуждено было не только считаться с возникшими ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений с населением, существенно перестроить собственные властные структуры. Не во всех странах конфликт между гражданским обществом и государством был разрешен установлением конституционно-правовых принципов их взаимоотношений. В ряде случаев он вылился в открытые столкновения парламента как органа народного представительства и королевской власти по поводу их политической роли и объемов властных полномочий. Такие столкновения, подчас перераставшие в настоящую гражданскую войну, стоили в общей сложности многих миллионов жизней. Борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политико-организационных форм обеспечения Стабильного и умеренного правления, при котором осуществлялось бы сбалансированное распределение политической власти в обществе.
Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составивших единую систему конституционализма. Однако соотношение государства и гражданского общества, пределы вмешательства государства в жизнь граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы.
Англо-американская модель конституционализма акцентирует внимание на свободе как доминирующей ценности, не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества, которое само определяет задачи государства. В Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.) такая определяющая роль гражданского общества была выражена следующим образом: все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, собственность, на счастье и безопасность; народ — источник власти, и ему принадлежит суверенитет, правительство — слуга народа. Все государственные власти должны действовать в интересах народа, а если они нарушают его интересы, то народ имеет право на восстание и свержение правительства, не выполняющего свои прямые обязанности, и прежде всего обязанность заботиться о благе всего народа.
В дальнейшем, как показал опыт, в США и Великобритании использовалось государственное регулирование экономики. Идея регулирующего воздействия государства наиболее четко проявилась в «новом курсе» Ф. Рузвельта в 30-х годах, а затем в период после второй мировой войны.
В Западной Европе отношения между государством и гражданским обществом складывались иначе и дали другую модель конституционализма — евроконтинентальную. Традиции сильного государства, отсутствовавшие в США и островной Великобритании, сформировали особый режим отношений государства и гражданского общества, который нашел свое отражение в концепции правового государства, наиболее активно разрабатывавшейся в Германии. В ней акцент был сделан на идею об особой роли государства в жизни общества. Свобода индивида ставилась в зависимость от мощи государства, поскольку, лишь будучи сильным, государство способно гарантировать защиту прав человека, его индивидуальную свободу, порядок в обществе, т. е. идея государственного порядка, национального единства ставилась выше ценности свободы личности.
В силу длительной эволюции и разнообразия конкретных форм конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества имеет различное толкование. В тех странах, где гражданское общество было зрелым, система конституционализма положила начало процессу постепенного перехода к демократии, первым шагом на этом пути было действительное ограничение функций монарха и расширение полномочий народного представительства (парламента).
Воспользуйтесь поиском по сайту: