Определение содержания и границ понятия «гражданское общество»: теоретические проблемы».
Гражданское общество в современном его понимании представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. Его можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, которые не опосредованы государством. В таком обществе существует широкая сфера публичных отношений, в которой активно действуют массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а также по иным признакам. Данное общество добивается демократизации власти государства за счет ее передачи органам самоуправления, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных и общественных институтов. Развитое гражданское общество обладает такой степенью независимости и автономии от государства, которая гарантирует безопасность личности от злоупотреблений, которые связаны с недобросовестным использованием государственной власти. Кроме того, гражданское общество деполитизировано и не зависимо от политической системы и государственной политики. Каждый член гражданского общества является прежде всего субъектом права, а только уж потом — гражданином государства, так как гражданское общество защищает права человека, в то время как с государством связаны права гражданина. Сформировавшееся гражданское общество не терпит насилия со стороны государства. Оно существует в рамках свободы гражданских интересов. В нем осуществляется социальная саморегуляция, что позволяет его рассматривать как «самонастраивающееся» общество. Его основой является человек, взаимодействующий с другими членами общества.
Гражданскому обществу, которое существует в ФРГ, Австрии, США, Франции присущи дополнительные характеристики, одной из которых является «открытость». «Открытое общество» и его члены «не замечают» государство, обладают социальной мобильностью, имеют высокий уровень сопряженности интересов. Кроме того, общество саморегулирует политические институты и передает государству столько полномочий, сколько считает необходимым. Новая стадия развития гражданского общества связана с расширением интереса общества к проблемам общего блага, справедливости, гражданских прав. Можно отметить, что в своем развитии многие европейские государства прошли длительный путь развития до своего нынешнего состояния — «государства благосостояния». В ходе этого процесса сложилось устойчивое понимание того, что границы между государственной властью и обществом не могут проводиться в пользу государства, поэтому конфронтация в отношениях между гражданским обществом и государством уходит в прошлое. Новый период отношений характеризуется устранением барьеров между гражданским обществом и государством, поиском путей для взаимопонимания. Существовавшее долгое время противопоставление общества и государства устраняется, так как государство осознает свою ответственность перед гражданским обществом. Государство все более и более становится как бы слугой такого общества. Оно обеспечивает соблюдение правовых норм, эффективность управления, необходимые социальные нужды. Таким образом, гражданское общество находится в диалектической взаимосвязи с государством. Она проявляется в том, что чем сильнее гражданское общество, тем менее заметна роль государства. И наоборот — неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает первое. В то же время было бы ошибкой противопоставлять общество и государство, так как они не могут существовать отдельно, взаимно дополняют друг друга и взаимно страдают от антагонистических отношений.
Следует также отметить, что хотя гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, его развитие протекает более успешно, если государство создает для этого благоприятные условия. Поэтому для формирования гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства. Можно отметить ряд существенных признаков, которые присущи гражданскому обществу: Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечена свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция. Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека. В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека. В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов. Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются: — добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие общественные объединения); — совокупность негосударственных (т.е. неполитических) общественных отношений; — производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции; — сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной власти. Эти элементы гражданского общества в науке конституционного права рассматриваются либо как общественно-политические категории, либо как самостоятельные конституционные (государственно-правовые) институты, закрепляющие существенные черты и признаки гражданского общества. Среди них можно выделить следующие институты: а) основ экономических отношений; б) основ
социальных отношений; в) основ духовно-культурных отношений; г) основ политических отношений. Степень зрелости гражданского общества и всех его институтов является тем критерием, который характеризует стабильность и прочность конституционного строя. Поэтому закрепление в конституционных нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения. В большинстве конституций зарубежных стран отсутствуют специальные разделы, посвященные гражданскому обществу, хотя и закрепляются важнейшие его институты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|